ОБ ИТОГАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБ ИТОГАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Большакова Л.С. 1, Мишагина О.М. 1
1Шуйский филиал Ивановский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под готовностью к школе принято понимать уровень физического, психического и социального развития ребенка, необходимый для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Особую роль к старшему дошкольному возрасту все же играют изменения в психике: развиваются познавательные процессы, формируются основы развития личности (устойчивая самооценка, адекватное отношение к своим достижениям), социальные умения (контроль над поведением, умение общаться со сверстниками и взрослыми, адаптироваться к новой обстановке), - всё это является содержанием понятия «психологическая готовность к обучению»[1]. В понятие «готовность ребенка к школе» мы выделили и в дальнейшей работе опирались на четыре компонента готовности: интеллектуальный и речевой, мотивационный и произвольный. Все составляющие готовности тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любого из них сказываются на успешности обучения.

Наше исследование было направленно на выявление уровня готовности старших дошкольников к обучению в школе, формированию знаний, умений и навыков, необходимых старшим дошкольникам для успешного усвоения учебного материала.

Занятия по программе включали в себя игры, упражнения, расслабляющие тренинги, тестовые задания, пальчиковую гимнастику. Задания и игры разнообразны и доступны детям по содержанию. Каждое занятия состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

1-я часть занятия: вводная - обеспечивает положительный настрой на занятие, подготавливает детей к выполнению заданий, снимает эмоциональное напряжение, помогает создать благоприятный психологический климат, доверительную атмосферу. Может включать игры, пальчиковую гимнастику, групповую беседу.

2-я часть занятия: основная - включает различные упражнения, тестовые задания, игры, рисунчатые тесты на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер детей.

3-я часть задания: заключительная - включает игры, групповую беседу, рисунчатые методы, этюды на развитие коммуникативных навыков, эмпатии. В конце каждого занятия подводятся итоги и осуществляется рефлексия.

Особенностью данного материала является то, что в нем кроме проверочных заданий (тестов) приводятся и тренировочные (коррекционные) упражнения, рассчитанные на развитие и усовершенствование «западающих звеньев». Использование групповых развивающих игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, сотрудничества, взаимопомощи, сопереживания радости и неудач своих товарищей (например: п/и «Разведчик», «Сочувствие», «Два друга» и т.д.). На каждом занятии представ­лены игры и упражнения, направленные на решение разных за­дач, что позволяет обеспечить всестороннюю психологическую готовность ребёнка к школе.

Предложенная нами коррекционно-развивающая программа позволяет развить у детей мотивационную, произвольную, интеллектуальную и коммуникативную сферу до уровня психологической готовности к школьному обучению, существенно снизить процент учащихся, не справляющихся с программой 1 класса.

Анализируя результаты итоговой диагностики экспериментальной группы после проведения цикла по коррекционно-развивающей программе психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников при подготовке к школьному обучению, мы пришли к выводу: психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности выделенных нами основных компонентов: мотивационного, коммуникативного, интеллектуального и произвольного, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Сравнивая процентное соотношение по методикам «до» и «после» проведения эксперимента, наблюдается большой процент детей с высоким уровне готовности по вышеперечисленным компонентам, меньше со средним, а детей с низким уровнем готовности по диагностируемым параметрам выявить не удалось, исключение лишь составила методика «Графический диктант».

По данным сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики после проведения курса коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, по данной психолого-педагогической программе наблюдается положительная динамика: развития мыслительных процессов (наглядно-образного мышления, становления словесно-логического мышления: способности делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные, пространственные, логические связи, обобщать, исключать лишнее); развития тонкой моторики (сенсомоторной координации); пространственной ориентации; переключаемости, концентрации и произвольности внимания, связной речи (владение семантическими конструкциями, грамматическими формами); формирования учебной мотивации; развития перцептивных действий (зрительного и слухового восприятия); совершенствования зрительной и слуховой памяти (кратковременной и долговременной); совершенствования воображения (оригинальности, гибкости, беглости).

Вследствие этого, данную коррекционно-развивающую программу считаем эффективной и рекомендуем для дальнейшего проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе.

По результатам статистической обработки данных психодиагностического обследования, с использованием критериев Манна-Уитни и Вилкоксона можно сделать вывод о том, что проведенная нами коррекционно-развивающая работа является эффективной для развития произвольной, интеллектуальной, речевой, мотивационной готовности. Важно отметить, что по тем методикам, статистический результат которых являлся неопределенным, испытуемые до проведения формирующего эксперимента набрали высокий и средний уровень. Наша работа, в первую очередь, была нацелена на коррекцию и развитие тех сфер и познавательных процессов, по которым у старших дошкольников были выявлены «проблемы», т.е. недостаточный уровень развития того или иного качества, по результатам первичной диагностики. В процентном же соотношении, а также с помощью методов математико-статистической обработки данных полученный нами результат мы считаем существенным.

Список литературы

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина. - М.: Просвещение, 1993.

Просмотров работы: 67