Семья — это самый первый институт социализации человека, она задает направление развития. И именно в ней формируются те качества, которые кроме как в семье нигде не могут быть сформированы. Ребенок получает первый опыт общения у родителей и берет с них пример поведения в социуме, перенимает нормы принятые в семье. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Влияние семьи на социализацию ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенному поведению, осваивая готовые модели поведения.
Родители для детей являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в кругу семьи позволяет ребенку формировать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка в большей степени будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения в семье; также развитие зависит от четкости и ясности общения в семье [39].
Семья - это определенный морально- психологический климат, для ребенка это школа взаимодействия с людьми. Именно в семье складывается первоначальное представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям. Ребенок в семье получает основы знаний об окружающем мире. От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком [17]. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывает и наоборот, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему напрямую. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и самореализации ее членов.
Сегодня распространилось стремление отказываться о детей. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства (таким пример может послужить социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), порой воспитание детей просто пускают на самотек (знанимаясь своими делами: карьерой, а так же и пьянством и аморальным образом жизни), много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве[32].
В зависимости от благополучия семьи, сложившейся воспитательной среды отражены следующие результаты в таблице "Воспитательная среда и поведение детей"
Таблица1
Воспитательная среда |
Пол и возраст |
Развитие и поведение ребенка |
Полная семья |
Мальчик 1 год |
Ребенок развивается без психических и физический отклонений. К концу 4 месяца начинает сидеть, когда по нормам развития дети садятся в 6-7 месяцев. В 8 месяцев он уже начинает делать первые шаги, и уже в 9 месяцев может самостоятельно сделать 15-20 шагов. Формирование самостоятельного стояния и походки у детей происходит в 11-12 месяцев. Ребенок не пугливый, не нервный |
Мальчик болен тяжелейшей формой детского церебрального паралича (ДЦП). Когда ему исполнилось 3 года, его перевели из дома малютки в дом интернат. После чего одна из сотрудниц детского дома приняла решение забрать мальчика в свою семью, где воспитывалось пятеро детей. |
Мальчик 7 лет |
Уже через пол года проживания в семье стали заметны улучшения в развитии ребенка. Мальчик все время улыбается, появились первичные навыки самообслуживания и он научился ползать. |
Детский дом N. В первые дни, после того как детей забрали из семьи, в которой родители имели привычку выпить. |
Мальчик 5 лет и девочка 4 года |
Все игры этих детей заключались в трех словах "Айда, нальем, выпьем". |
Детский дом N. До прибытия в детский дом, мальчик проживал в семье, где поведение родителей было аморальным. |
Мальчик, 4 года. |
Когда мальчика вела медсестра в группу, он гладил ее руку при этом говорил "Ах, какие нежные руки, я бы ласкал и ласкал их..". А после того как она его привела в группу он ей сказал: "Я бы тебя завалил и целовал всю жизнь. |
Таким образом можно сделать вывод, о том какую существенную роль играет семья и социализации ребенка. В детских домах дети не могут получить все то, что им может дать благополучная полноценная семья.
Литература:
1. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.
2. Основные понятия социальной работы: Глоссарий. - СПб: Имена, 2007. - 100 с.
3. Пинегина, С.В. Дети - сироты, как объект социально - психологической работы / С.В. Пинегина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).
4. Социальное сопровождение семей с детьми / Гордеева М.В., Холостова Е.И., Волжина О.И., Кононова Л.И. и др. / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
5. Холостова, Е.И.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация Дашков и К, 2006. - 240 с..
6. Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "Причал надежды" - центр по профилактике семейного неблагополучия [Электронный ресурс]. - URL: http://prichal.ulsim.ru/rehabilitation/ (дата обращения: 12.01.2018).