ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Назипова Г.Х. 1, Калацкая Н.Н. 1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [6].

В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

И возникает вопрос: какие педагогические условия использовались учителями школ для успешного духовно-нравственного воспитания младших школьников?

Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна только при создании следующих педагогических условий:

1. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

2. При организации процесса духовно-нравственного воспитания использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников.

Раскроем первое педагогическое условие – рассмотрим основные возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста:

1) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

2) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности, был подобран комплекс форм и методов, которые будут способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста – это является вторым педагогическим условием.

Основной формой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности мы выбрали классный час.

Щуркова Н. Е. дает следующее определение «классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру» [7].

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Сейчас рассмотрим методы воспитания.

Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания [5].

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) [3]:

  1. Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Далее рассмотрим те методы, которые способствуют успешному духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Рассказ – это последовательное изложение материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу, как воспитательному методу, предъявляются такие требования, как: логичность, последовательность, четкость, эмоциональность, образность. Важно также учитывать возрастные особенности детей – в младших классах рассказ должен быть продолжительностью 5-10 минут.

Большое значение имеет рассказ именно в младшем школьном возрасте при духовно-нравственном воспитании. Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять смысл нравственных оценок и норм поведения.

Выделяют 3 главные задачи рассказа как воспитательного метода:

  • Вызвать нравственно положительные чувства (радость, сопереживание, сочувствие, гордость, удивление) и непринятие поступков героев рассказов, проявляющих отрицательные качества (злость, зависть, безразличие, гнев, месть);

  • Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

  • Показать образ нравственного поведения и вызвать желание подражать положительному примеру.

При развитии познавательных мотивов и смыслов учебной деятельности нужно зачитать детям притчу «Все в твоих руках». Обсуждая данную притчу, нужно объяснить детям, что они сами принимают решения и несут ответственность за свой выбор. Рассказ В. Осеевой «Плохо» на примере героев показывает, какие поступки совершают воспитанные люди и какие поступки говорят о невоспитанности человека. Для развития знаний об основных моральных нормах (доброта, правдивость, честность, ответственность, взаимопомощь), можно обсудить с детьми рассказы «Добрый мальчик» В. Брэйэра, рассказ «Две сестры» и рассказ В. Осеевой «Что легче». Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем.

Объяснение – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Данный метод является неотъемлемой частью воспитательного процесса. С помощью метода объяснения нужно дать детям основы этикета, то есть как правильно вести себя за столом, в транспорте, как разговаривать со взрослыми и с друзьями.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия учителя и учеников в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа приобрела весьма обширное применение. Главная цель беседы – это научить учеников оценивать поступки, события и явления общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к собственным моральным, нравственным и гражданским обязанностям. Во время беседы на тему дружбы, можно задать такие вопросы: Что такое дружба? Кого можно назвать другом? Каким должен быть хороший друг? А как вы считаете, сами вы умеете дружить?

Пример как метод педагогического воздействия основывается на желании учеников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., ученики глубже и нагляднее понимают сущность и содержание социально-нравственных отношений. Важное значение как раз таки для учеников имеет личный пример самого учителя. Также, можно привести примеры знаменитых людей, представляющих разные профессии, что в свою очередь будет способствовать ознакомлению с миром профессий, их значимостью и содержанием.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение учениками различных действий, практических дел для формирования и развития их личности. Для формирования адекватной самооценки можно выполнить с учениками такие упражнения как: напиши свои положительные и отрицательные качества; напиши 2-3 хороших качества, которые ты бы хотел развить у себя; написать, какие бывают у человека вредные и полезные привычки.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна за­вершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение определенным объемом знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [4]. Можно задать детям сделать проект «Моя семья», «Кем я хочу стать когда вырасту» или «Зачем нужно учиться». При выполнении данных проектов дети будут демонстрировать и свои творческие способности.

Мы рассмотрели основные формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Только при соблюдении этих двух главных условий, процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста окажется эффективным и будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова - М., 2000. – 312 с.

3. Педагогика: учеб. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 1996.- 603 с.

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – 272 с.

  2. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.

  3. Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 186 с.

  4. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация/ Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 1981. - 64 с.

Просмотров работы: 3737