Система обучения и воспитания слабовидящих детей является неотъемлемой частью всего общеобразовательного процесса в стране и решает кроме общих задач специфические проблемы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения. Процесс обучения детей с нарушениями зрения – очень сложный. В связи с ограничениями в использовании зрительного анализатора, трудностям визуального восприятия учебной информации и формирования правильных и адекватных представлений о биологических, химических объектах и явлениях, необходимо внедрять в учебный процесс специальные приемы, методы обучения частных методик.
Ввиду ослабленного зрения слабовидящие школьники не усваивают полностью понятия по биологии и химии. Несформированность конкретных представлений и образов, фрагментарность негативно сказываются при изучении закономерностей общей биологии в старших классах. Знания не подкрепляются конкретными представлениями, им тяжело объяснить биологические закономерности. Например, учащимся можно объяснить, как выглядит то или иное животное, можно на демонстрационных моделях «пощупать» их, а как объяснить слабовидящим учащимся, что такое молекула? Или что такое ДНК и какое строение она имеет.
Уровень усвоения программного материала по химии ниже, чем по биологии, поскольку биологические знания, умения и навыки в определенной степени усваивались обучающимися в младших классах (окружающий мир), т.е. при переходе к осваиванию систематического курса биологии у учащихся накоплен определенный багаж знаний. Приступая к изучению химии, слабовидящие школьники не имеют подготовленной базы знаний.
Необходимо определить наиболее трудные разделы программы по биологии и химии, которые недостаточно усваивают слабовидящие дети, вскрыть причины, установить особенности восприятия учебной информации, специфику формирования представлений об объектах и явлениях и на основании этого наметить пути совершенствования коррекционно-педагогической работы. В работе со средствами наглядности, а также при проведении лабораторных и практических работ используется методика массовой школы.
Система общей коррекционной направленности предполагает индивидуальный дифференцированный подход к учащимся. Только такой подход к проблеме, учет особенностей детей позволят наметить эффективные и качественные направления работы.
Список литературы:
Денискина,В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: методические рекомендации / В.З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – С.6.
Земцова, М.И. Обучение слепых и слабовидящих детей / М.И. Земцова. – М., 1978. – 32 с.
Тупоногов, Б.К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей / Б.К. Тупоногов. – М., 1995. – 126 с.