РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ПОСТУПКА ГЕРОЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ПОСТУПКА ГЕРОЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Земляникин А.П. 1, Швецова Т.В. 1
1С(А)ФУ, филиал в г. Северодвинске, Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Понятия «модель» и «структура» приобретают большое значение для литературоведения в свете известных дискуссий по методологическим проблемам в этой сфере гуманитарного знания [1].

В настоящей работе предлагается построение модели для описания поступка литературного героя (на примере романа А.Ф. Писемского). Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

1) описать систему факторов, влияющих на формирование поступка литературного героя, и выявить принципы их взаимодействия;

2) произвести фактологическое наполнение модели;

3) произвести визуализацию и анализ полученной модели.

При всем многообразии истолкований категории модели в современной науке наиболее общее ее определение таково: модель – система мыслепроизводимая или материальная, которая посредством замещения объекта дает некоторую информацию об объекте. Знание, достигаемое таким образом, как правило, превосходит ту сумму знаний, которая потребовалась для построения модели. Отражая структуру предметов и явлений объективного мира, модель в то же время не тождественна им.

«Модель в науке – модель определенного, реально существующего объекта. Модель в искусстве – модель человеческих мыслей, чувств, настроений, отношения человека к миру» [8].

Аналогия художественного произведения с моделью позволяет ярче обозначить активный деятельный характер познания в искусстве. Художник не только концентрирует и выражает в произведении некое наличное знание жизни, сам процесс творчества и «воплощения образа в материале» есть процесс познания, обобщения и осмысления действительности. Причем, будучи завершено и «выйдя а жизнь», художественное произведение продолжает служить познанию, ибо оно не только результат, продукт познания, но и орудие познания.

Как и модель, художественное произведение осуществляет подобие воспроизводимому явлению в инородном материале, в иной пространственно-временной размерности, сообразуясь с условностями, диктуемыми специфическим способом бытия объектов этого класса.

И в том и в другом случае оригинал и воспроизведение предполагают друг друга – отсюда диалектическая взаимообусловленность сходства и различия: одно проявляется через другое.

«Осовременивание» языка литературоведения за счет слов, пришедших из мира естествознания и техники, есть во многом стилистическая конвенция , попытка заменить «стершиеся» метафоры более свежими: беда только в том, что естественнонаучные термины в качестве метафор в силу своего противостояния естественному языку изнашиваются гораздо быстрее, превращаясь в инертные и аморфные образования.

Результаты и обсуждения

Поступок как предмет теоретического анализа рассматривается в трудах философов (М.М. Бахтин [2]), психологов, лингвистов (С.В. Ускова [9], Л.А. Бушуева [3]).

Согласно имеющимся наблюдениям, модель поступка включает в себя следующие компоненты: 1. мотив (посыл, причина); 2. цель (итог, к которому движется человек); 3. предмет преобразования (человек или мир); 4. средства (словесные и практические); 5. процесс; 6. результат (то, что получилось после завершения процесса); 7. оценка.

О воссоздании в собственно литературоведческих описаниях целостного представления о модели поступка литературного героя говорить пока не приходится, поскольку в публикациях по этому вопросу, как правило, очерчивается «прагматика» (мотивы поступка) героя (Н.И. Николаев, Т.В. Швецова [5]) либо речевые поступки героев.

Роман А.Ф. Писемского «Тысяча душ» создан в 50-е годы XIX столетия, когда русская литература пребывала в состоянии кризиса в силу множественности причин.

Основной герой романа А.Ф. Писемского – Яков Калинович переживает драму в силу того, что его преобразовательная деятельность по совершенствованию русской жизни в провинции и в столице терпит фиаско, и в личной жизни он также оказывается несостоятельным.

Исходя из сконструированной нами модели поступка литературного героя, можно попытаться применить её на Калиновиче. Итак, в судьбе Якова Васильевича можно проследить две основные линии: он – чиновник и он - семьянин.

С нашей точки зрения, Калинович так рьяно пробивался в жизни к хорошему месту из-за несправедливости в собственной судьбе: ему с детства приходилось переносить всевозможные издевательства над собственной личностью.

Поэтому своей основной жизненной целью главный герой избирает заполучение заветного «места под солнцем» среди высших слоёв общества.

Для достижения поставленной цели Калинович сначала пытается преобразовать себя как человека (достаточно вспомнить тот факт, с какой тяжестью на сердце и обилием внутренних переживаний смотритель уездного училища избирает путь «денег», тем самым предавая единственного человека, которому он не безразличен), а затем, пробившись «в люди», он начинает безуспешную и неравную борьбу с коррумпированным чиновничеством, тем самым пытаясь преобразовать мир вокруг себя.

Словесными средствами достижения своей цели молодой человек избирает лицемерие и лесть по отношению к людям с высоким социальным статусом и грубость вкупе с постоянными насмешками над людьми, которые находятся на ступень ниже его по социальной лестнице. Из практических средств достижения цели можно выделить акт «купли-продажи» Калиновичем себя ради солидного приданного. После того как Яков Васильевич становится губернатором и начинает борьбу со взяточничеством и кумовством среди чиновников в копилку его практических методов добавляется смещение с различных должностей государственных служащих, предъявление им обвинений по соответствующим прецедентам и заключение их под стражу.

Процесс достижения поставленной цели у Калиновича - занять выгодное положение в обществе, на протяжении всего произведения можно охарактеризовать как плавное и равномерное явление: начиная первым своим визитом к Полине и заканчивая заключением под стражу князя Раменского, молодой человек медленно, но верно движется к своей цели. Конечно, у него случались переломные моменты в жизни, но всякий раз к нему на помощь приходили люди, которые любили его (семья Годневых), и всё становилось на свои места.

В результате Калинович всё-таки достигает определённых высот, начинает иметь вес в высшем обществе, становится губернатором. Но все эти заслуги не приносят ему никакого счастья, и в финале романа он остаётся «у разбитого корыта», осознавший никчёмность своей прожитой жизни. И, впрочем, как и всегда, его душу в очередной раз спасает Настенька. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что как успешному, известному и преуспевающему чиновнику Калиновичу не удалось состояться.

Попробуем проследить на примере модели поступка героя вторую линию в судьбе Калиновича: он и семья. Нужно начать с того, что конкретного мотива создать крепкую семью, в которой супруги бы горячо любили друг друга, у главного героя не было. Напротив, искренняя и самоотверженная любовь Настеньки его только отталкивала и мешала ему в его планах стать богатым человеком.

У Калиновича была чёткая цель, которую он в процессе развития сюжета начал преследовать: жениться на богатой Полине, чтобы заполучить её состояние.

Для того, чтобы достичь эту цель, Якову Васильевичу пришлось преобразовывать себя: если в первый раз, когда князь Раменский предложил ему жениться на Полине «по расчёту», главный герой с презрением отверг это предложение, то через большой промежуток времени, наполненный для молодого человека муками совести, он всё же сам пришёл к князю свататься к Полине. Для того времени браки по расчёту были абсолютно нормальным явлением, поэтому преобразовывать мир не было совершенно никакой нужды.

Словесными средствами преобразования были как ложь и лицемерие по отношению к Полине и князю с одной стороны, так и намеренное выражение Калиновичем своего недовольства Настенькой по поводу и без повода, буквальная её «травля». Из практических средств можно отметить заключение фиктивного брака между Яковом Калиновичем и Полиной.

Процесс преобразования в какой-то степени был тяжёл и мучителен для главного героя, так как на первых порах им владели более чистые и светлые чувства, нежели ближе к финалу романа. Читатель может наблюдать процесс «внутренней ломки человека», душевную борьбу добра и зла, печальную победу чёрствого и циничного разума прагматика-эгоиста над последними осколками совести и чести человека.

Результат этой линии судьбы Калиновича можно было ожидать: больной физически и опустошённый морально, Яков Васильевич волею судьбы снова встречает Настеньку, которая, как и много лет назад простила и приняла его. В финале произведения автор упоминает заключение брака между Настенькой Годневой и Яковом Калиновичем, но этот эпизод не лишён авторской оценки: этот брак, как отмечает Писемский, нельзя назвать счастливым концом, это, скорее всего, внутренняя безысходность Калиновича и не любовь, а скорее уже привычка Настеньки.

Проанализировав две основные линии судьбы Калиновича при помощи модели поступка героя, мы пришли к выводу о том, что главный герой романа не смог стать ни богатым и известным чиновником, ни любящим и заботливым супругом. Судьба этого человека была несчастна ещё с раннего детства и оставалась таковой на протяжении всей его жизни. Конечно, Калиновича можно жалеть, но на наш взгляд произошедшее с ним – справедливое наказание за то, что деньги для него стали важнее людей.

Выводы

Опишем методику наших действий по описанию модели поступка Калиновича:

1. выделяем в сюжете романа А.Ф. Писемского некоторый набор кульминационных или кризисных ситуаций (выбор, сватовство, женитьба, на пороге смерти, болезнь и др.).

2. в пределах выделенных ситуаций описываем модель поступка героя, для построения которой используются следующие буквенные обозначения:

I – субъект;

H – объект, на который направлен поступок;

T – оценивающий объект (наблюдатель);

N – окружающая среда;

U – морально-этические нормы общества;

S – свод юридических законов.

3. для построения модели «мира поступка» Калиновича используется графовый метод Вершины граф соединяются дугами и маркируются буквенными символами: q1 – положительное действие, q2 – ответное действие с положительным весом, q3- получение выгоды, q4 – положительное восприятие деятельности окружением, q5 – этическая оценка.

положительные коэффициенты

отрицательные коэффициенты

4. исходим из того, что у поступка есть два ключевых компонента – мотив (прагматика) и реализация.

Если мотив и реализация в основном совпадут, то поступок следует характеризовать как “корыстный”. Если вместо ожидаемой реализации, получится ответное действие с положительным весом, то поступок можно классифицировать как «недальновидный».

На рисунке 1 представлена Модель «откровенного» поступка Калиновича (рассказ Калиновича Годневым о своём детстве и юношестве)

Iq1 H

T

U

 

q3

q4

q5

На рисунке 2 представлена Модель «подлого» поступка Калиновича (женитьба на Полине)

Iq1H

q3

T

 

q4

q5

q6

U

 

 

Литература

  1. Аймермахер, К. Понятие в модели в литературоведении / К. Аймермахер // Знак, текст, культура. 1976. №5.  29 с.

  2. Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С. 80-160.

  3. Бушуева, Л. А. Модель ситуации «странный поступок» (на материале русского языка) / Л. А. Бушуева // Известия Саратовского ун-та. 2017., №3.  С. 253-257.

  4. Луков, В. А. Теория персональных моделей в истории литературы / А. В. Луков // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. - С. 30–38.

  5. Николаев, Н. И., Швецова, Т. В. Мотивы самоубийства героинь повестей И.С. Тургенева / Н. И. Николаев, Т. В. Швецова // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 251-259.

  6. Пешков, И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. - М.: Лабиринт, 1996. - 176 с.

  7. Писемский, А. Ф. Собр. соч. в 9 томах. Том 3. Москва, 1959 // Библиотека Максима Машкова. URL: http://lib.ru/LITRA/PISEMSKIJ/tdush.txt

  8. Сапаров, М. Понимание художественного произведения и терминология искусствознания и литературоведения / М. Сапаров // Взаимодействие наук при изучении литературы. - Л.: Наука, 1981. - С. 45-47.

  9. Ускова, С. В. Концепт «поступок» в русской языковой картине мира: семантико-синтаксический аспект: дисс. ... к. филол.н. Красноярск, 2012. 178 с

Просмотров работы: 165