В настоящее время существует проблема занятий физической культурой и спортом детей школьного возраста. Именно в этом возрасте закладывается отношение к своему здоровью, привязанность к спорту, формируется гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счете, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека[1].
«Одной из основных проблем, определяющих первостепенную необходимость пропаганды и внедрения физической культуры и спорта в обществе, является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Так, по данным «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в России более 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи имеют низкий уровень физической подготовленности, который не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой в части выполнения минимальных нормативов» [3].
Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Физическое воспитание детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад.
В последнее время в физическом воспитании населения страны наблюдается определённый кризис по следующим направлениям:
поиск новых форм массового привлечения населения к занятиям спортом;
простая и доступная оценка физического здоровья населения страны;
оценка качества физического воспитания населения страны;
поиск новых критериев стимулирования работы спортивных работников;
недостаточная патриотически-воспитательная направленность действующих физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых в стране;
недостаточное использование открытых спортивных сооружений для массовых физкультурно-спортивных мероприятий для всех слоев населения;
недостаточная пропаганда прикладной значимости физической культуры и спорта в военно-патриотическом и физическом воспитании населения страны.
Важными инструментами в реализации этих направлений могут явиться развитие и внедрение системы норм ГТО среди всех слоёв населения» [2].
Актуальность данного вопроса определяется и тем, что физическая культура по-прежнему остается на обочине образовательного и воспитательного процессов, проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступает место телевизору, компьютеру, пассивному образу жизни. В юности закладывается отношение к своему здоровью, привязанность к спорту, формируется гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счете, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека [4].
Проблема работы заключается в том, что в подростковый возраст является переходным этапом становления организма человека. В этом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, однако современные школьники предпочитают пассивный образ жизни, активным занятиям физической культурой, вследствие чего снижается уровень их физического развития и, как следствие, ухудшается состояние здоровья.
Цель: изучить подготовленность детей среднего школьного возраста к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по исследуемой теме;
Определить показатели физической подготовленности детей среднего школьного возраста, занимающихся только на уроках ФК и детей, посещающих спортивную секцию;
Сравнить показатели физической подготовленности детей с нормативами комплекса ГТО.
Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО предусматривает его структуру и содержание, где отображена нормативно-тестирующая часть. В ней предусмотрены государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения установленных нормативов. Исследование проводилось на основании нормативов комплекса ВФСК ГТО III и IV ступени [5]. Виды испытаний, позволяют определить уровень развития, а нормативы - оценить разносторонность развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков девочек и мальчиков среднего школьного возраста. Виды испытаний подразделяются на обязательные и по выбору.
Дети, выполнившие государственные требования к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов ВФСК ГТО, награждаются соответствующими знаками отличия [5].
Исследование проводилось на базе МБОУ Емецкая средняя школа им. Н.М. Рубцова в 5А и 5Б классах. В 5-х классах всего обучается 47 человек, из них 20 девочек и 27 мальчиков. Урок физической культуры в данных классах проходит 3 раза в неделю под руководством педагога высшей квалификационной категории Белоусовой В.Н. Уровень физической подготовленности класса - высокий, многие ребята занимаются в спортивных секциях по баскетболу, футболу, флорболу, лыжной подготовке, посещают танцевальный кружок. Обучающиеся 5-х классов инициативны, активны, ответственны. Организуются походы на природу, где классы показывают свою сплоченность, организованность и выносливость.
Нами были выбраны две группы мальчиков и две группы девочек:
1 группа - мальчики, занимающиеся только на уроках ФК;2 группа – мальчики, занимающиеся на уроках ФК и посещающие дополнительно спортивную секцию 3 раза в неделю;
3 группа - девочки, занимающиеся только на уроках ФК;4 группа – девочки, занимающиеся на уроках ФК и посещающие дополнительно спортивную секцию 3 раза в неделю.
Для решения задач исследования мы использовали следующие методы:
Работа с литературными источниками
Нами была проанализирована научно-методическая литература для изучения нормативов для сдачи ВФСК ГТО III ступени.
Метод педагогического наблюдения
Нами было проведено открытое наблюдение за проведением уроков ФК в 5-х классах и за ходом тренировочного процесса. Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения данной группы детей. Данный метод необходим для сбора наиболее полных сведений об испытуемых.
Контрольные испытания
Тестовые нормативы включали в себя нормативы комплекса ВФСК ГТО.
4) Метод математической обработки данных
Обработка полученных нами экспериментальных данных проводилась по средствам, описанных в специализированной научно-методической литературе, общепринятых методов математической статистики. Нами был использован стандартный пакет программ Microsoft Exsel. Достоверность различий определялась при помощи t-критерия Стьюдента.
После проведения тестирования и получения их результатов мы приступили к математической обработке данных.
В таблицах 1-4 представлены результаты нашего исследования.
Таблица № 1 - Результаты испытаний (тестов) мальчиков, занимающихся только на уроках ФК
Участ-ники |
Испытания (тесты) |
||||||||
Бег 60м, (с) |
Бег 2 км, (мин, с) |
Подтя-гивание,(раз) |
Наклон вперёд, касание пола пальцами рук |
Прыжок в длину места, (м) |
Метание мяча, (м) |
Бег на лыжах 2 км, (мин, с) |
Стрель-ба, очки |
Значок |
|
№1 |
10,6 |
10,0 |
6 |
+ |
160 |
25 |
13,4 |
11 |
Бронзовый |
№2 |
11,0 |
10,4 |
2 |
+ |
148 |
14 |
14,53 |
10 |
- |
№3 |
11,3 |
10,4 |
0 |
+ |
145 |
21 |
14,59 |
9 |
- |
№4 |
10,5 |
10,0 |
5 |
+ |
168 |
29 |
13,30 |
17 |
Серебряный |
№5 |
9,9 |
9,22 |
8 |
+ |
178 |
39 |
12,46 |
21 |
Золотой |
№6 |
11,2 |
11,0 |
1 |
- |
141 |
20 |
14,34 |
10 |
- |
№7 |
10,5 |
10,2 |
4 |
+ |
154 |
28 |
14,0 |
15 |
Бронзовый |
№8 |
11,9 |
10,3 |
2 |
- |
148 |
18 |
15,08 |
9 |
- |
Таким образом, по таблице мы видим, что мальчики, занимающиеся только на уроках ФК, выполнили нормативы ВФСК ГТО: 1 человек - на золотой значок, 1 человек – на серебряный, 2 – на бронзовый и 4 человека не выполнили норматив.
Таблица№2 - Результаты испытаний (тестов) мальчиков, занимающиеся на уроках ФК и посещающие дополнительно спортивную секцию 3 раза в неделю
Участ-ники |
Испытания (тесты) |
||||||||
Бег 60м,(с) |
Бег2 км,(мин, с) |
Подтя-гивание, (раз) |
Наклон вперёд,касание пола пальцами рук |
Прыжок в длину места, (м) |
Метание мяча,(м) |
Бег на лыжах 2км, (мин, с) |
Стрельба, очки |
Значок |
|
№9 |
9,6 |
9,13 |
10 |
+ |
180 |
35 |
7,57 |
21 |
Золотой |
№10 |
10,0 |
9,41 |
5 |
+ |
178 |
28 |
7,09 |
17 |
Серебряный |
№11 |
10,5 |
9,4 |
6 |
+ |
166 |
29 |
10,20 |
20 |
Серебряный |
№12 |
9,9 |
8,46 |
7 |
+ |
180 |
37 |
10,37 |
22 |
Золотой |
№13 |
10,1 |
9,58 |
7 |
+ |
192 |
28 |
14,26 |
16 |
Серебряный |
№14 |
10,9 |
10,1 |
4 |
+ |
153 |
26 |
13,20 |
11 |
Бронзовый |
№15 |
9,9 |
9,21 |
8 |
+ |
178 |
38 |
9,23 |
21 |
Золотой |
№16 |
10,9 |
10,0 |
4 |
+ |
156 |
28 |
13,41 |
12 |
Бронзовый |
Таким образом, по таблице мы видим, что мальчики, занимающиеся на уроках ФК и посещающие дополнительно спортивную секцию, выполнили нормативы ВФСК ГТО: 3человека - на золотой значок, 3 человека – на серебряный и 2 – на бронзовый.
Таблица№3 - Результаты испытаний (тестов) девочек, занимающихся только на уроках ФК
Испытания (тесты) |
|||||||||
Участ-ники |
Бег 60м,(с) |
Бег 2 км, (мин,с) |
Подтя-гивание, (раз) |
Наклон вперёд, касание пола паьцами рук |
Прыжок в длину места,(м) |
Метание мяча,(м) |
Бег на лыжах 2 км, (мин, с) |
Стрельба, очки |
Значок |
№17 |
10,28 |
10,2 |
19 |
+ |
168 |
24 |
12,27 |
22 |
Золотой |
№18 |
11,1 |
10,4 |
16 |
+ |
149 |
19 |
13,04 |
17 |
Серебряный |
№19 |
11,5 |
12,5 |
3 |
- |
135 |
11 |
14,28 |
9 |
- |
№20 |
12,0 |
13,3 |
4 |
+ |
129 |
10 |
15,32 |
8 |
- |
№21 |
11,4 |
11,0 |
0 |
+ |
137 |
14 |
15,41 |
10 |
- |
№22 |
11,2 |
12,0 |
10 |
+ |
143 |
17 |
13,50 |
13 |
Бронзовый |
№23 |
11,5 |
13,5 |
2 |
- |
134 |
13 |
14,10 |
12 |
- |
№24 |
11,3 |
11,0 |
11 |
+ |
142 |
16 |
13,52 |
15 |
Бронзовый |
Таким образом, по таблице мы видим, что девочки, занимающиеся только на уроках ФК, выполнили нормативы ВФСК ГТО: 1 человек - на золотой значок, 1 человек – на серебряный, 2 – на бронзовый и 4 человека не выполнили норматив.
Таблица№4 - Результаты испытаний (тестов) девочек, занимающиеся на уроках ФК и посещающие дополнительно спортивную секцию 3 раза в неделю
Испытания (тесты) |
Значок |
||||||||
Участ-ники |
Бег 60м, (с) |
Бег2 км, (мин, с) |
Подтягивание, (раз) |
Наклон вперёд, касание пола пальцами рук |
Прыжок в длину с места, (м) |
Метание мяча,(м) |
Бег на лыжах 2 км, (мин, с) |
Стрельба, очки |
|
№25 |
10,02 |
9,45 |
13 |
+ |
182 |
25 |
8,14 |
17 |
Серебряный |
№26 |
10,08 |
9,5 |
12 |
+ |
181 |
22 |
8,49 |
21 |
Золотой |
№27 |
9,3 |
9,3 |
19 |
+ |
180 |
23 |
9,16 |
22 |
Золотой |
№28 |
9,7 |
9,28 |
20 |
+ |
187 |
33 |
7,31 |
21 |
Золотой |
№29 |
11,10 |
10,4 |
13 |
+ |
168 |
19 |
10,58 |
16 |
Серебряный |
№30 |
11,18 |
10,5 |
12 |
+ |
162 |
20 |
10,4 |
18 |
Серебряный |
№31 |
11,03 |
10,3 |
14 |
+ |
157 |
19 |
10,04 |
15 |
Серебряный |
№32 |
10,25 |
10,0 |
17 |
+ |
176 |
23 |
10,0 |
21 |
Золотой |
Таким образом, по таблице мы видим, что девочки, занимающиеся на уроках ФК и посещающие дополнительно спортивную секцию, выполнили нормативы ВФСК ГТО: 4 человека - на золотой значок и 4 человека – на серебряный.
В таблице №5 представлены результаты распределения по количеству детей, выполнивших каждый норматив (тест) ВФСК ГТО на золотой, серебряный, бронзовый значки и не выполнивших норматив комплекса.
Таблица №5 - Распределение по количеству детей, выполнивших каждый норматив (тест) ВФСК ГТО на золотой, серебряный, бронзовый значки и не выполнивших норматив комплекса.
Бег 60 м |
Бег 2 км |
Сгибание, разгибание рук |
Прыжок в длину с места |
Метание мяча |
Бег на лыжах 2 км |
Стрельба из пневматической винтовки |
|
Золотой Значок |
10 |
10 |
11 |
13 |
9 |
16 |
10 |
Серебряный Значок |
12 |
11 |
12 |
6 |
11 |
6 |
10 |
Бронзовый значок |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
8 |
Не выполнили норматив |
5 |
7 |
4 |
8 |
7 |
6 |
4 |
На рисунках 1-7 в процентном соотношении представлены результаты, указанные таблице №5.
Рисунок №1 Рисунок№2
Рисунок №3 Рисунок №4
Рисунок №5 Рисунок №6
Рисунок №7
Таким образом, на основании рисунков №1-7 мы видим, что обучающиеся Емецкой средней школы имеют хорошие результаты в таких тестах ВФСК ГТО, как прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на лыжах 2 км и стрельба из пневматической винтовки, это можно объяснить тем, что в Емецкой школе большое внимание уделяется развитию прыгучести, также тем, что большинство детей занимаются в спортивной секции по лыжным гонкам.
Подводя итог, хочется отметить, что возвращение комплекса ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян, так как в настоящее время достаточно актуальна проблема состояния физического здоровья подрастающего поколения. Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности.
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие. Включение детей в физкультурно-спортивную деятельность даёт возможность их участия в демонстрации своих физических способностей посредством выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Сегодня комплекс ГТО возрождается, преобразовавшись в новой форме и новых условиях. Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в системе образования позволит оптимизировать процесс физического воспитания. Комплекс может стать системно-образующим элементом физического воспитания в образовательных учреждениях, послужит привлечением детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что очень важно для исправления создавшейся ситуации среди обучающихся в школе. Для школьника понятны критерии оценки его физической подготовленности, это смотивирует его на улучшение своих физических возможностей и систематические занятия физической культурой и спортом.
Школьный возраст является основополагающим периодом становления личности, именно в этом возрасте формируется отношение к своему здоровью, привязанность к спорту, формируется гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счете, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека.
На основании нашего исследования можно сказать, что дети, посещающие дополнительно в спортивные секции имеют более высокие показатели физической подготовленности, чем ровесники, занимающиеся только на уроках ФК.
Наиболее низкие результаты по тестам физического развития показали дети, занимающиеся только на уроках ФК, а именно в таких тестах, как бег на 2 км, прыжок в длину полчком двумя ногами, сгибание, разгибание рук и метание. Наиболее высокие результаты во всех тестах показали дети, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях.
Сравнительный анализ по физической подготовленности показал, что не все дети, обучающиеся в 5-х классах готовы выполнить нормативы физкультурно-спортивного комплекса. Полученные результаты позволили нам определить наиболее слабые стороны обучающихся школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бугай А.Ю. Готовы ли вы к труду и обороне? // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»:материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 20 ноября 2014 г.) / Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – 138 c.
2 Булгакова О.В. ГТО как вектор эффективности физического воспитания населения страны (Научно-педагогический аспект). // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015.- № 1. - С. 14-15
3 Галагузова Ю.Н., Мясникова Т.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система. // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 9. - С. 33-36
4 Кудрявцев М.Д., Сидарук Е.Е. Исторический экскурс ГТО. // Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО): материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 6 ноября 2015 г.) / отв. ред. В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2015. – 177 с.
5 Официальный сайт ГТО [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.gto.ru/ (Дата обращения:01.06.2016)