РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Разинкова С.Ю. 1, Степанова Н.А. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение для становления личности ребенка, удовлетворения их индивидуальных потребностей (в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. ст. 75).

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста [5, c. 56].

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству [1, с. 40]. Опираясь на опыт для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мною были выбраны приёмы и средства арт-терапии, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.

Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

• комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

• многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

• относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);

• способностью к интеграции, трансформации.

Ребёнок в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений [4, с. 13]. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия.

Арт-терапия (art therapy) – одно из направлений психотерапии искусством (по-английски, artstherapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом.

На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немаловажных задач. Вот лишь малая часть из них: перебороть чувство отверженности; вызвать яркие эмоции; овладеть новыми знаниями, практическими навыками; вселить надежду на избавление от боли, страданий, мук; дать выход агрессии, негативу; получить материал для психологической диагностики; облегчить процесс лечения; развить самоконтроль; сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях; повысить самооценку; запустить механизм личностного роста; помочь успокоиться, расслабиться; выразить свои ощущения; подтвердить свою индивидуальность, значимость [2, с. 31].

К основным видам арт-терапии относятся: рисование; музыкотерапия; танцевально-двигательная терапия; драматерапия; сказкотерапия; библиотерапия; игротерапия; цветотерапия или хромотерапия; складывание оригами.

Существуют две формы арт-терапевтических занятий: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с ребенком так же решает воспитатель.

Для определения творческих способностей детей дошкольного возраста в работе был использован тест «Незавершенные фигуры» из невербальной батареи Торренса и методика Вартега «Круги» [3, с. 79]. По тесту Торренса «Незавершенные фигуры» мы убедились, почти все испытуемые продемонстрировали хорошую гибкость мышления, что так же решает воспитатель.

Изучение и анализ литературы показал, что о проблеме формирования и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста много говорят и пишут.

Одним из современных направлений в развитии творческих способностей старших дошкольников является арт-терапия. Она содействует творческому самовыражению личности ребенка.

Главные условия для упражнений детской арт-терапии:

  • доступность средств,

  • привлекательность,

  • понятность,

  • безопасность.

Структура творческих способностей, представленная отдельными ее показателями (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) является неоднородной в своем проявлении. [7, с. 112] Старший дошкольный возраст располагает благоприятными возможностями для проявления креативности: хорошая мотивационная активность, гибкость мышления при решении проблем, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. Все это характерно для потребностей детей в творчестве. Уже у старшего дошкольника мы можем наблюдать различие между двумя аспектами творчества, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей (мыслители-оригиналы, разрабатывают идею теоретически), и, с другой стороны, – как творчество в разработке идей (мыслители-разработчики, разрабатывают практическую реализацию идеи). Высокая мотивационная активность и гибкость мышления не позволяли детям останавливаться на детальной разработке идей. Проявление некоторыми испытуемыми низкого уровня показателей творческих способностей не является свидетельством отсутствия творческого потенциала.

Старшие дошкольники лучше предлагают творческие идеи на невербальном материале, нежели вербальные [6, 58]. Это связано с тем, что в рисунке ребенок может лучше выразить свои способности. Так же невербальные задания представляют меньше рамок и ограничений по сравнению с вербальными.

Использование средств арт-терапии способствует более успешному развитию творческих способностей дошкольников. Гибкость мышления развивается лучше в процессе предметного изучения дошкольного материала.

Список используемых источников:

1. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с.

2. Арттерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - С. 52 - 58.

3. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. - М.: Медицина, 2010.

4. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. — 158 с.

5. Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ / С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.

6. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2009. - с. 54.

Просмотров работы: 229