Согласно исследованиям М. И. Лисиной, общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [1, с. 63].
В словаре - справочнике по социальной психологии даётся следующее определение коммуникабельности. Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к товарищескому общению с другими людьми [2, с.105].
Понятие коммуникативность социального работника раскрывается: в отношении к людям и к самому себе, в особенностях взаимоотношений между людьми, в умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию; проявляется: в умении моделировать личность собеседника; в умении добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации [3, с. 3].
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации [4, с. 14].
Из выше раскрытых понятиях можно подвести итог от том, что конечной целью общения социального работника и клиента, является создание дружелюбного и продуктивного взаимодействия.
Чтобы понять какую роль коммуникативные навыки играют в работе специалиста социальной сферы следует рассмотреть основные методики и технологии которые он применяет в своей работе. Основная деятельность социального работника заключается в проведении консультирования, диагностики, прогнозирования и терапевтического воздействия на клиента. Эти технологии объединяет процесс общения между кленом и специалистом и от этого общения зависит успешность дальнейшей работы социального работника. Без должным образом развитых коммуникативных навыков у специалиста, возникают трудности в взаимодействии с клиентами.
Так на примере диагностики можно выделить такие методы как:
Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах [5, с. 37].
Другим примером может послужить консультирование, результат которого также во многом зависит от должного развития коммуникативных навыков и приемов.
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия. Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции [5, с. 114-115].
Специалист по социальной работе должен уметь грамотно говорить и писать, обучать других, внимательно и дружелюбно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечивать связь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п [6, с. 168].
Подводя итоги можно сказать что все эти навыки будут способствовать повышению результативности и качеству работы специалиста. Но к сожалению, на сегодняшний день в процессе обучения будущих специалистов социальной сферы, развитие коммуникативных навыков носит в основном фрагментарный характер. Не смотря на их столь большую роль, уровень развития необходимых навыков больше зависит от самого социального работника, через его собственный опыт работы на практике и саморазвития.
Список используемой литературы.
1. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе / И. Н. Кузнецов.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 63 с.
2. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПБ.: Питер, 2003. – 416 с.
3. Галущинская Ю. О. Развитие коммуникативности у будущих социальных работников в процессе их участия в добровольческом движении вуза // Концепт. –2013. –Спецвыпуск No 02.
4. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. Т38 учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
6. Кибанов А.Я., Захаров Д., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник:/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.