ЖЕНЩИНЫ В ХИМИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ДИСКРИМИНАЦИЯ ИЛИ ПОДДЕРЖКА? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЖЕНЩИНЫ В ХИМИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ДИСКРИМИНАЦИЯ ИЛИ ПОДДЕРЖКА? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Туманова К.А. 1, Тишкина А.А. 1, Перфильева С.Г. 1, Петрунина Т.И. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт Дзержинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дзержинский химический институт известен своей химической школой, поэтому, когда в составе группы волонтеров-исследователей Регионального центра просветительства, культурного и исторического наследия мы приступили к изучению истории технического университета и нашего института, мы решили посвятить свою работу женщинам-химикам. Очень скоро выяснилось, что ограничиться только одной кафедрой или одним институтом невозможно. Как вообще складывалась история высшего естественнонаучного образования женщин в России и в СССР? Что влияло на развитие женщины-исследователя? Как воспринимали женщин в науке их коллеги-мужчины? Какой тип личности характерен для женщин-ученых? Все эти вопросы захватили нашу исследовательскую группу, и работа развернулась по нескольким направлениям. Конечно, теперь нам ясен ее возможный масштаб! Считаем, однако, полезным представить и уже полученные результаты.

Предметом исследования в данной работе выступает социальное положение женщины науки в обществе периода начала и середины ХХ века и в современной России. Одной из современных проблем женщины в науке и в преподавании является совмещение личной жизни и научно-педагогической деятельности.

Женщина в советской науке. Тема «женщин в науке» приходится одной из актуальных, так как постепенно идет процесс феминизации науки и прослеживается острая дискуссия по этому поводу во многих странах, однако – как ни странно – данная проблема недостаточно исследована в нашей историографии. Рассмотрение таких проблем как положение женщины в науке, гендерной асимметрии в образовании приведены в одноименных работах Богдановой И.Ф., Гриненко С.В., в работах Пушкаревой Н.А.

До недавнего времени женщины в науке оставались в стороне, существовала и до сих пор существует, но уже в меньшей степени, гендерная дискриминация женщин в науке. Известные исторические факты: образованные, одаренные женщины вынуждены были становиться, в лучшем случае, помощницами, которые не получали признания в обществе. Женщинам приходилось бороться за равноправия в получении образования. В эпоху Средневековья образование было доступно только мужчинам, вход женщин в систему образования был недоступен. Но они получали знания в процессе самообразования, проходили «подпольные» курсы, или от своих отцов, братьев, мужей. В процессе долгого времени это стремление женщин к общедоступному образованию привело к феминизации науки в настоящее время.

Время, в котором прослеживается тенденция массового участия женщин в науке в России, относят к советскому периоду. Здесь можно отметить следующие нововведения: официальная эмансипация женщин, в основе которой положена марксистское понимание решения положения женщин в обществе, а именно – формальное равноправное положений мужчин и женщин; полное участие в сфере самоактуализации личности.

Все эти факты, благоприятные структурные условия показывают открытый путь женщин в советскую науку. Но, на мой взгляд, процесс вхождения женщин в советскую науку имел более сложную динамику.

Первым законодательным закреплением права женщин на получение образования на любом уровне стал декрет 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения», где сказано, что все учебные заведения, открыты для всех, без различия пола [1, с.168.]. Но специальная политика в отношении женщин была проведена не с целью увеличения возможности продвижения женщин в науку, а для политического воспитания и массового вовлечения женщин в сферу производства. О неоднозначности принятого данного декрета говорится и в работах С.В. Гриненко: «законодательство достаточно обеспечивает равный доступ женщин к образованию, равное отношение на рынке труда. Гендерная сегрегация носит скрытый характер, создавая «стеклянные» стены и потолок в реализации карьерной стратегии» [2].

На низших уровнях иерархии в науке складываются относительно благоприятные условия для продвижения женщин, что нельзя отметить уже на высших уровнях иерархии в науке, где участие женщин ограничено. Выбрав научную стезю, женщины сталкивались с рядом проблем, они должны были все время доказывать свое право на такой жизненный выбор, чувствовали сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой (Х.Болтон). В адрес «ученой женщины» в начале ХХ–го столетия можно было услышать следующие слова о том, что созидательный труд т творчество свойственны мужчине, но не женщине! Так утверждали те, кто переживал за свое место, чувствовал острую конкуренцию со стороны одаренных женщин. Такое категоричное неприятие подкреплялось мнением из-за рубежа, где наблюдалась аналогичная ситуация.

Женщины, принадлежащие к поколению советских ученых, были вынуждены бороться за равноправия в академической сфере, прокладывали себе путь через тернистые кустарники, добивались результатов, благодаря собственной упорной, несгибаемой силы воли.

Анализ биографий первых русских женщин-ученых доказывает, что все их успехи были достигнуты в условиях не только не способствовавших, но именно препятствующих женской карьере. Таким примером служит судьба Анны Адамовны Краусской, которая внесла огромный вклад в развитие анатомии. Она получила звание профессора без защиты диссертации и стала первой женщиной в России, удостоенной такого почетного научного статуса.

Одной из самоотверженных тружениц науки была Зинаида Ермольева, которая связала свою жизнь с микробиологией. Ей принадлежит заслуга создания антибиотиков, столь важных в современной медицине. На пути к этому открытию двадцатичетырехлетняя девушка пошла на смертельный риск: она заразила себя холерой и смогла вылечить себя (зная, что если не удасться найти лекарство, она погибнет). Двадцать лет спустя опыт лечения страшной болезни пригодился в Сталинграде.

На рубеже XIX–XX вв. началась научная деятельность ряда женщин-химиков. Пускай они не стали вторыми «Бутлеровыми» или «Менделеевыми». Но среди их имен хотим назвать имя Веры Евстафьевны Поповой (в девичестве Богдановской). Учившаяся в Петербурге и Женеве, она стала основательницей первой химической лаборатории на Ижевском заводе в 1895 г. Трагически погибла во время опытов с белым фосфором в возрасте двадцати восьми лет. Ее муж пожертвовал огромную сумму на развитие химического образования именно на женских курсах. Характерна судьба Юлии Всеволодовны Лермонтовой, внесший большой вклад в изучении процессов переработки нефти. «К научным заслугам Лермонтовой относятся и её работы, сыгравшие важную роль в технике катализа. Своими исследованиями она первой из учёных-химиков определила наилучшие условия разложения нефти и нефтепродуктов для получения максимального выхода ароматических углеводородов. Исследования, проведённые Лермонтовой, способствовали возникновению первых нефтегазовых заводов в России. К сожалению, из-за сложных житейских обстоятельств, в 1881 г. ей пришлось оставить научную деятельность» [3].

Подводя итоги развитию науки и роли в нем женщин в рассматриваемое время, стоит сделать вывод о том, что произошедшие на рубеже XIX – начала XX столетий серьезные социально-политические и социально-экономические изменения, введение совместной формы обучения в вузах не смогли кардинальным образом изменить существовавшие в российской обществе гендерные стереотипы, продолжавшие отрицать за женщиной возможность пользоваться личной свободой в выборе профессии, в том числе профессии научной сотрудницы. Эти ментальные установки оставались прочной базой формирования весьма предубежденного общественного мнения об «ученой женщине».

На основании теоретической части своей работы мы выдвинули следующие гипотезы:

1) период советской власти по отношению женщины-ученого характеризуется формальным ее равенством перед мужчинами. Подтверждение этой гипотезы прослеживается в теоретической части;

2) в современном мире гендерная асимметрия в сфере образования и преподавания, научной деятельности постепенно уходит и выражена не столь явно. Не дает усомниться в правоте такого утверждения анализ практической части исследуемой работы, которое в свою очередь представляло собой интервью с преподавателем ДПИ НГТУ доцентом, кандидатом технических наук Ириной Владимировной Павловой: разделение труда на мужской и женский осталось в прошлом.

Женщина – ученый в современной России. Сегодняшняя наука была такой не всегда. Около 150 лет назад считалось, что женщина не может совершить никаких грандиозных открытий или руководить чем-либо. Сегодня женщины-ученые возглавляют научные институты и масштабные научные группы по всему миру, и этим никого уже нельзя удивить (несмотря на то, что гендерный дисбаланс в этой области всё равно остается). Поразительный факт: даже в те года, кода девушки не имели возможности обучаться на равных правах с мужчинами, (или когда сексизм делал женщин «учёными второго сорта», т.е. в первой половине XX века), экспериментаторский талант находил способ прорваться. Женщины-инженеры, женщины-изобретатели, и женщины-первооткрыватели стараются менять нашу жизнь уже на протяжении полтора столетия. А каково же социальное положение женщины науки в современной России?

Сегодня в науку, как правило, идут самые заинтересованные. Современные востребованные женщины-ученые получают гранты, учат иностранные языки, чтобы участвовать в международной научной жизни, а также успевают заниматься семьей и уделять время самым разным увлечениям. Но, безусловно, сколь бы способной не была женщина-ученый, она должна потратить намного больше времени на результат, нежели человек, не обремененный домашними делами. Женщины не могут полностью отдаться научной карьере, так как в данной ситуации они сильно отстают в накоплении багажа от конкурентов, которые полностью поглощены в работу, это например, мужчины или бездетные и незамужние женщины. Можно предположить, что домашние обязанности, которые лежат на женских плечах, безусловно, накладывает отпечаток на ее профессиональную деятельность, на научную карьеру банально не хватает времени. Ведь испокон веков было, что женщина это символ уюта, тепла, она традиционно рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Сейчас достаточно много церемоний и программ для призвания заслуг женщин - ученых. Одной из этих процедур является вручения стипендий по программе L’Oreal-UNESCO «Для женщин в науке». Это компания уже на протяжении 10 лет объявляет конкурс молодых женщин, которые смогли заявить о себе в российском и международном научном сообществе. Так например, исследования Наталии Миропольской направлены на разработку новых антибактериальных препаратов, работа Татьяны Меньщиковой посвящена трехмерным изоляторам, которые со временем могут заменить медные контакты в компьютерных чипах, а результаты, полученные Ольгой Булавченко, могут быть использованы для создания новых материалов в химической промышленности. В своем интервью они рассказали о том, как добиться признания в любимой профессии, как сочетаются наука и мода и как противостоять гендерной дискриминации [4].

Итак, вопрос о том, если ли мода в науке. Большинство женщин ученых, считают, что в научной среде нет определенной формы одежды, и в целом не имеет никакого значения, как именно ты одеваешься. Женщины в этой сфере ничем не отличаются от всех остальных. На основании нашего интервью с Ириной Владимировной Павловой, сделаем вывод, что главное все-таки, прежде всего, оставаться женщиной, а только потом уже женщиной-ученым, быть женственной и независимой, но у каждого свой стиль и свой комфорт. Главное следовать зову своего сердца.

Следующий вопрос о том, делится ли наука на мужскую и женскую? Есть ли области, куда женщинам закрыт доступ? И наоборот.

На этот вопрос, как женщины, так и мужчины, отвечают практически одинаково, на данном этапе нашего времени нет гендерного разделения в науке. Хотя обычно считается, что женщины чаще всего занимаются экологией, медициной, биологией, а мужчины — геологией или физикой. Мужчины в науке на сегодняшний день воспринимают женщин, как полноценных конкурентов [4].

В ходе диалога с Ириной Владимировной мы выяснили, что ее мнение так же сходится с мнением большинства, что у науки нет пола и ей может заниматься любой человек, которого этот процесс привлекает. Но единственное, по ее мнение, женщинам нечего делать в бизнесе, так как там нужен «волчий оскал», который не должен присутствовать у женщин.

Организаторы церемонии L’Oréal UNESCO поведали о том, что конкретно нужно делать, чтобы добиться признания и получить стипендию. Это, прежде всего, любить то, чем вы занимаетесь, работать интенсивно и очень быстро, чтобы обходить конкурентов. А еще нужно обязательно публиковать результаты исследований. «Не бойтесь целиться в Луну — ведь даже если вы промахнетесь, вы все равно окажетесь среди звезд» - как сказала Татьяна Меньщикова. Так же нужно быть активным. Принимать участие в разных конкурсах, конференциях, подавать заявки на гранты. Определяющим фактором являются научные публикации. И не столько их количество, сколько уровень изданий. Это было важно и при отборе стипендиаток L’Oréal UNESCO [4].

В Москве 6 декабря состоялась очередная церемония вручения стипендии женщинам ученым. Одной из которых стала Мария Турчанинова из Института биоорганической химии им. Шемякина и Овчинникова РАН, которая изучает иммунитет и считает, что «иммунология – удивительная наука, в которой практика ушла далеко вперед теории». Человек давно разгадал базовые правила функционирования иммунитета, научился его поддерживать путем вакцинации, однако комплексное научное обоснование принципов иммунной защиты начало формироваться только сейчас, спустя столетия после появления первых вакцин. Именно над этим обоснованием и работает Мария. Полученные ею результаты опубликованы в ведущих отечественных и зарубежных научных журналах. Почти все стипендиатки L’Oréal-UNESCO кроме выдающихся научных достижений имеют крепкие семьи, детей, занимаются спортом и путешествуют.

Подводя итог всему сказанному, уместен вывод о том, что благодаря женщинам, которые шаг за шагом доказывали свое право заниматься наукой, современное общество все же признало равенство полов.

Дискриминация женщин в науке. На эту тему можно говорить бесконечно, т.к. она является очень серьезной проблемой в нынешнее время в нашем обществе. Все проблемы заключаются в том, что многофакторность гендерного равенства как явления определяет его зависимость не только от экономических и политических установок и тенденций, но от сложившихся социальных стереотипов, формируемых национальными, гео- и этно- экономическими аспектами.

Большинство родителей приучают своих дочек к тому, что мужчина – это глава семьи, а она должна быть хорошей, примерной женой. В этом случае сложно развивать в себе лидерские качества. Это является социальным стереотипом. Также важен сам факт того, что женщин никогда не принимали в серьез. Всех их сводили лишь к тому, что она должна: во-первых, продолжить род семьи и проявлять заботу ребенку, а во-вторых, работа по хозяйству. Вследствие этого, женщина может потратить меньше времени на науку, нежели мужчина (происходит замедление продвижения себя в науку). Эти факторы пришли к нам еще из Царской России, и лишь только в середине прошлого века женщин стали принимать в институты для получения образования.

Еще один фактор дискриминации заключается в том, что в школе все, и мальчики, и девочки, учатся одинаково, большинство девочек господствовали над мальчиками, но уже в подростковом возрасте вытекает такие изменения, что мальчики превосходят девочек. Происходит перенацеливание в "женскую" социальную и гуманитарную область деятельности. Это происходит из-за введения так называемого «скрытого учебного плана», при котором ситуация успеха у мальчика в учебной деятельности будет воспринята намного позитивнее у педагогического коллектива, чем ситуация успеха у девочки и не только. Введения скрытого учебного плана обособлено еще тем, что при социализации ребенка мужского пола в семье происходит нацеливание на лидерские позиции в обществе, в то время как у девочек такую форму поведения не мотивируют. Когда же ребенок начинает социализироваться в школе, то учебному заведению постепенно необходимо поддерживать мотивацию мальчика (что он лидер) и мотивацию девочки (что она прилежная ученица) и скрытый учебный план приходит на помощь школе. Во всех учебниках все же мы чаще всего можем видеть великих поэтов, полководцев, писателей, художников, химиков, физиков в лице мужского пола. Женщин же в данных сферах гораздо меньше. Тем самым у девочки уже формируется, что наука сложна и она посильна только мужскому полу [5].

Даже преподаватель, у которого мы брали интервью, Ирина Владимировна Павлова, приводит в пример лиц мужского пола в качестве идеального преподавателя, а именно Ксандрова Николая Владимировича и Сергея Михайловича Данова.

Так же можно выделить то, что обстановка женщины в науке зависит от коллектива в котором ты находишься. По опросам удалось выяснить, что женщины так же уходили из науки из-за недоброжелательного коллектива.

Все же можно наблюдать положительные моменты в укреплении женщин на островке под названием «наука», но все же можно наблюдать и отрицательные высказывания, как со стороны мужчин, так и со стороны самих же женщин. Пример тому история Виталины Киргизовой. Ей 22 года, по профессии она генетик-иммунолог. За свою научную жизнь ей приходилось не раз доказывать, что она заинтересована в научных исследованиях и готова приложить все усилия для развития своего научного направления. Но работодатели чаще всего спрашивали про личную жизнь, аргументируя это тем, что девушка до 25 лет должна выйти замуж и родить детей. К сожалению, работодатели-мужчины в женщинах либо видят конкурентов, либо не считают нужным считаться с ними на равных на научном поприще [6].

В современном мире можно все же видеть, что женщины стараются проявить себя в науке, много открытий сделано было в постсоветское время женщинами и даже женщина летала в космос, но все это не исключает в полной мере исчезновение дискриминации женщин в науке.

Отношения между семьей и работой в судьбе женщины-ученого. В связи с активной и очень значимой социальной ролью женщины в современном мире, хотелось бы рассмотреть, а возможно ли совмещение личной жизни и научной деятельности. С древних времен считалось, что основной «работой» женщины является поддержание домашнего уюта и воспитание детей.

Но если рассмотреть женщину XXI века, это будет отнюдь не так. Сегодня женщина с высшим образованием довольно обыденное явление, а ведь до середины XIX века в России женщинам доступ к науке и образованию был полностью закрыт. Сейчас все стремятся к реализации в первую очередь своего потенциала. Женщина активно занимает все ниши в обществе. Она развивается, учится, совершенствуется. Построение карьеры и стремление к независимости выходит на первый план. Но, сколь бы способной ни была учёная, ей придется затратить существенно больше времени на результат, аналогичный тому, что получает полностью погружённый в науку учёный, не обремененный домашними делами. Женщины именно в силу сложившихся социальных обстоятельств и представлений о «биологическом долге» не могут полностью отдаться научной карьере. Они сильно отстают в накоплении научного багажа от конкурентов, занятых работой полное время (бездетные незамужние женщины и мужчины). На мой взгляд, т.к. домашние обязанности целиком и полностью лежат на женских плечах, это, безусловно, накладывает отпечаток на ее профессиональную деятельность, на научную карьеру просто не хватает времени. Ведь испокон веков было, что женщина – символ уюта, тепла; она хранительница домашнего очага.

Для достижения успехов, женщинам приходится вступать с мужчинами в равную профессиональную гонку за научные результаты, пожертвовав семейным счастьем. Функция рождения и заботы о детях в человеческом обществе и физиологически, и по всем остальным параметрам отводится женщине. Как следствие, женщины в целом могут посвятить своей карьере меньшее время. Если мужчина может иметь дома ребенка и жену, а сам заниматься наукой, развивать бизнес, то женщине это делать гораздо сложнее. Это не сексизм, это реальность нашей жизни. Это несправедливо, но изменить это вряд ли возможно. Несмотря на немалое количество выдающихся женщин-ученых, в мире процент женщин, вовлечённых в точные науки, составляет около 29%, а в России чуть меньше 42%, что выгодно отличает современную Россию [7].

Возникает впечатление, что и сегодня никакого гендерного равенства в науке не существует. Безусловно, естественные причины, связанные с браком и материнством, вынуждают женщин прервать карьеру либо работать не в полную силу. Так, если среди зачисленных в вузы число девушек составляет около 57%, то среди аспирантов уже меньше: в среднем по всем наукам около 46%, а в сфере технических и физико-математических дисциплин порядка 25%. Причём аспирантки чаще, чем юноши, не доходят до защиты диссертации, переключаясь на семью [7].

Перед женщинами на пути в науку стоит множество препятствий. Исследования показывают, что у девушек, завершающих учебу в аспирантуре, желание сделать научную карьеру противоречит желанию создать семью. Иными словами, тот возраст, когда они могут многого добиться в научной деятельности, совпадает с идеальным возрастом для деторождения.

Но есть в российской науке и примеры женщин, успешно справившихся с этой нелегкой задачей. Например, Софья Ковалевская – первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики, которая вначале своей научной карьеры выходит замуж, получает степень доктора философии, затем у нее рождается дочь, после чего она становится профессором математики. Еще одним успешным примером является Мария Кюри, которая достигла небывалого призвания в области физики, химии, стала дважды Нобелевским лауреатом, при этом находясь замужем и воспитывая при этом двух дочерей.

В пример также можно привести и нашего преподавателя, Ирину Владимировны Павлов, которая является кандидатом технических наук. На собственном примере она доказала, что вполне возможно совмещать воспитание детей, учебу в аспирантуре и защиту диссертации, главное грамотно распределить время и расставить приоритеты.

Выводы

Таким образом, у нас складывается, на сегодняшний день, общие выводы по данной проблеме женщины в науке:

1) что касается положения женщины ученого в обществе, то все больше мы слышим об идущих в мире процессах «феминизации» и эмансипации образовательных и научных учреждений страны. На протяжении всего XX века наблюдалась «феминизация» преподавательского состава в высших учебных заведениях, и сегодня преподавательский состав распределен равномерно.

Согласно данным интервью у преподавателя ДПИ НГТУ доцента, кандидата технических наук Ирины Владимировны Павловы, распределение по полу профессорско-преподавательского персонала является гендерно-нейтральным (50% на 50%). Мы можем с уверенностью говорить о процессе «феминизации» российской науки и высшего образования. Благодаря женщинам, которые шаг за шагом доказывали свое право заниматься наукой, современное общество все же признало равенство полов.

2) для женщины – ученого по сравнению с ее коллегами – мужчинами существуют дополнительные препятствия. Испокон веков женщина была хранительницей домашнего очага. Женщина вынуждена совмещать семью и научную деятельность, как тяжело это не было. Но вопреки трудностям, женщины способны заниматься научной деятельности, уделяя должное время своей семье, воспитанию детей, домашним обязанностям. Это пример современных женщин – героинь.

На примере Павловой Ирины Владимировны, которая является кандидатом технических наук, можно видеть сочетание личной жизни и преподавательской деятельности.

Долгим и сложным был путь к такому положению дел, чтобы в науке мужчины и женщины трудились вместе на благо человечества. Награды, звания, общественное признание, конечно, очень важны, но настоящими учеными движет любовь к познании, любовь к истине.

Список использованной литературы

1. Декрет СНК РСФСР от 02.08.1918/ Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М., 1983. – ХХ с.

2. Гриненко С.В. Гендерная асимметрия в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41818.

3. Первые женщины России. Ч.2. Химики. [Электронный ресурс]. URL: https://moiarussia.ru/pervye-zhenshhiny-rossii-ch-2-himiki/

4. «Для женщин в науке». Официальный сайт программы. [Электронный ресурс]. URL: http://lorealfellowships-russia.org/

5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация генденых отношений. [Электронный ресурс] URL: http://www.anthro-socwork.narod.ru/publ/gend_sb_www/chapter_1/iarsmir.htm

6. «Шли бы вы, милая, в театральный»: 8 историй о гендерной дискриминации в науке. Спецпроект с фондом Генриха Бёлля. [Электронный ресурс]. URL: https://special.theoryandpractice.ru/women-in-science.

7. Якимова Г. Женщина в науке: увлеченная, но рядовая сотрудница. [Электронный ресурс]. URL:https://союзженскихсил.рф/communication/forums/science/zhenshchina-v-nauke-uvlechyennaya-no-ryadovaya-sotrudnitsa/

Просмотров работы: 236