АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью данной работы является анализ инновационного потенциала Дальневосточного федерального округа и выявление проблем инновационного развития предприятий.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть процесс развития инноваций;

  2. Проанализировать статистические данные и определить инновационный потенциал региона;

  3. Определить проблемы инновационного развития предприятий.

15 апреля 2014 года было принято постановление об утверждении государственной программы Российской Федерации "экономическое развитие и инновационная экономика". Основная цель данной программы - повышение инновационной активности бизнеса.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;

  • формирование экономики знаний и высоких технологий;

  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

  • защита и развитие конкуренции на товарных рынках;

  • устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;

  • повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

  • обеспечение организаций народного хозяйства Российской Федерации управленческими кадрами, отвечающими современным требованиям экономики;

  • развитие системы государственного стратегического управления;

  • соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их товаров (услуг) при реализации тарифной политики;

  • совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации;

  • совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. [1]

Развитие инноваций в Дальневосточном федеральном округе.

Рассмотрим, какие результаты государственной программы Российской Федерации "экономическое развитие и инновационная экономика" были достигнуты в субъектах Дальневосточного федерального округа.

Якутия.

Республика Саха (Якутия) является лидером инновационного процесса на Дальнем Востоке. Помимо регионального инновационного законодательства в Якутии созданы и уже показывают результаты работы все звенья инновационной инфраструктуры. К ним относятся: Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, Центр поддержки предпринимательства, Агентство инвестиционного развития, технопарк «Якутия», Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха, венчурная компания «Якутия», ОАО «РИК».

Целенаправленная работа над инновациями уже дает видимые результаты. Например, резидентами территории опережающего развития (ТОР) «Индустриальный парк «Кангалассы» стали в основном выходцы из технопарка «Якутия»: инновационные предприятия уже готовы приступить к серийному выпуску продукции. Так, «Дальэнергострой-Восток» займется производством георешетки, компания «Сахапластех» организует выпуск ПЭТ-тары для воды, молока, напитков, ООО «Эгопласт» наладит выпуск полиэтиленовых труб для транспортировки воды и газа, компания «Бигэ» выводит на региональный рынок акриловую и теплоизолирующую краску.

Практические результаты показывает и венчурная компания «Якутия». При ее поддержке уже осуществлен ряд проектов. Один из последних - строительство ООО «Саха Паркинг» автоматизированных парковочных комплексов. [2]

Хабаровский край.

Правительство региона осуществляет целый ряд мер в направлении поддержки инноваций. Среди них компенсация затрат малых инновационных компаний на оформление интеллектуальной собственности и создание предприятия, предоставление субсидий в связи с производством новой продукции. Краевой бюджет берет на себя значительную долю издержек по представлению разработчиков на инновационных выставочных мероприятиях, включая международные. Там предприятия находят как партнеров, так и поставщиков и потребителей продукции. Ежегодно на эти мероприятия выезжает более 30 компаний.

Планомерно создается в регионе и инфраструктура поддержки инновационного направления. Одним из наиболее серьезных шагов стало создание Дальневосточного агентства содействия инновациям (АНО «ДАСИ»), инициатором которого выступило министерство экономических отношений правительства Хабаровского края.

На счету агентства уже целый ряд проектов, которым институт развития помог состояться. Например, компания «Композит-ДВ» разработала собственную композитную технологию защитного покрытия материалов и успешно применяет ее на предприятиях Хабаровского края. Еще одна компания, выиграв конкурс по программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, получила финансирование и развернула производство морского гребешка в Ванино. В Амурске компания «Акриловые технологии», начав свою работу при содействии программы «СТАРТ», выпускает большой спектр акриловой продукции, а инновационная компания «Фреза» производит специальное оборудование для лесопереработчиков.

Летом 2015 года в Хабаровске был создан еще один институт, деятельность которого направлена на создание наукоемких производств - «Агентство содействия инвесторам и разработчикам».

«Агентство содействия инвесторам и разработчикам» уже помогает в реализации проектов по «лечению»» глинистых грунтов при дорожном строительстве с использованием карбонатно-магнезиального сырья и синтезу карбидов титана и вольфрама в плазменной струе, по производству мебельных механизмов-трансформеров для малогабаритного жилья.

Работают власти Хабаровска и над формированием инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения. Он вошел в перечень 25 территориальных инновационных кластеров, утвержденных правительством РФ.[2]

Сахалин

Инновационная политика администрации Сахалинской области проявляется в обеспечении инфраструктурных, ресурсных условий для внедрения прогрессивных технологий, передового оборудования и техники. Эти задачи системно решаются региональным правительством, минэкономразвития области, отраслевыми министерствами и ведомствами региона. Надежным партнером региональной власти является островная наука.

Помимо программы «Экономическое развитие и инновационная политика в Сахалинской области в 2014-2020 годах» в регионе работает еще целый ряд инструментов, поддерживающих инновации. Так, свою эффективность доказала площадка научно-экспертного совета, где идеи науки презентуются правительству региона. Не так давно правительству области были представлены предложения о создании на Сахалине наукоемкого производства - предприятия электронного приборостроения.

Инициаторы проекта - Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН (СКБ САМИ) и специализирующееся на продвижении передовых технологий и средств связи предприятие ООО «Посейдон». Идея была поддержана президиумом научно-экспертного совета, определены сроки разработки инвестиционного проекта и бизнес-плана.

Довольно активно внедряются инновации на предприятиях области. Если говорить о промышленном секторе, то основными отраслями, в достаточно больших объемах потребляющими результаты научного труда, традиционно являются энергетика и нефтегазовый комплекс островного региона. Серьезный научно-технический и инновационный потенциал формируется в нефтегазовом секторе на предприятиях - операторах проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2». Наиболее инновационным из реализуемых на шельфе Сахалина проектов модернизации с высокой научной составляющей является строительство «интеллектуальных скважин», или smart-скважин.[2]

Приморский край

В Приморье структура поддержки инноваций сосредоточена на базе Дальневосточного федерального университета. В вузе открыт центр инновационных достижений, где размещены лучшие образцы взаимодействия федерального университета с промышленными предприятиями-партнерами, в интересах которых научные коллективы вуза создают опытные и функциональные разработки. Это новые транспортные роботизированные технологии, образцы гражданского скоростного судостроения, беспилотные комплексы на самолетной и вертолетной базе, а также новейшие гидроакустические системы.

Амурская область.

Для осуществления инновационной деятельности в Амурской области предоставляются бюджетные инвестиции и субсидии из областного бюджета, государственные гарантии на реализацию инновационного проекта, устанавливаются минимальная ставка арендной платы, налоговые льготы, а также оказывается информационное и консультационное сопровождение.

Если говорить о приоритетах в развитии инноваций, их в основном планируется развивать на базе технологических кластеров, созданных в Амурской области. Всего их три: горно-металлургический кластер, амурский биофармацевтический кластер и соевый кластер. Инновации именно в этих областях сегодня являются приоритетными для территории.[2]

Магаданская область

Магаданская область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе по количеству инновационных организаций. Доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 3,7% в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг - наибольшая на Дальнем Востоке. Уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, в Магаданской области составил 26%, организационные - 16%, маркетинговые - 4%. Инновационные разработки с успехом применяются в добывающей отрасли, энергетике и связи, компьютерных технологиях.

Сложилась в Магаданской области и региональная инновационная система, в состав которой входят 8 образовательных и научных центров, 42 предприятия из Реестра субъектов инновационной деятельности. Региональная инновационная инфраструктура включает в себя НП «Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности», Инновационно-технологический центр горной отрасли в СВКНИИ ДВО РАН, ООО «ОКБ «Инновационные разработки», ООО «Магаданское агентство содействия инновациям», Лабораторию стратегических и инновационных исследований в Северо-Восточном государственном университете, Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства.[2]

Анализ статистических данных.

Проведем анализ статистических данных за период 2012-2016 гг.

Таблица 1. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек). [3]

 

2012

2013

2014

2015

2016

ДФО

13227

13 492

13204

13475

13022

Республика Саха(Якутия)

2378

2314

2315

2250

2279

Камчатский край

1175

1136

1240

1133

1093

Приморский край

5482

5727

5427

5809

5655

Хабаровский край

1612

1599

1701

2043

1813

Амурская область

862

1073

717

692

667

Магаданская область

565

559

708

636

664

Сахалинская область

827

850

850

888

827

Еврейская автономная область

307

234

-

-

-

Чукотский автономный округ

19

-

-

24

24

Численность персонала изменяется неравномерно. Наибольшая численность приходится на Приморский край, что говорит о его высоком научном потенциале. Однако по всему округу в среднем за 5 лет прирост численности персонала составил -1%.

Проанализируем структуру персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Рис 1. Структура персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Количество исследователей изменяется неравномерно, средний прирост составил 0,8%. Число техников и вспомогательного персонала уменьшается. К 2016 году число техников уменьшилось на 17,5% по сравнению с 2013 годом. Число вспомогательного персонала уменьшилось на 22,5% по сравнению с 2014 годом.

Рассмотрим внутренние затраты.

Таблица 2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки (млн.руб.)[3]

 

2012

2013

2014

2015

2016

ДФО

12144,6

12425,2

13714,3

15077,3

15081

Республика Саха(Якутия)

2152,8

2315,9

2469,1

2500,5

2605,9

Камчатский край

1200,8

1265,1

1258,3

1289,6

1156,7

Приморский край

5136,0

4932,5

5708,1

6672,4

6476,2

Хабаровский край

1326,5

1413,4

1397,5

1956,1

2488,5

Амурская область

449,8

494,1

496,3

491,0

475,9

Магаданская область

843,4

900,1

1054,1

729,5

656,4

Сахалинская область

903,4

1010,7

1197,6

1399,0

1182,5

Еврейская автономная область

97,1

93,4

-

-

-

Чукотский автономный округ

34,9

-

-

39,2

38,9

В среднем прирост затрат составил 5%. За пять лет затраты увеличились на 20%. Наибольшие затраты приходятся также на Приморский край.

Рассмотрим структуру внутренних затрат.

Рис 2. Структура внутренних затрат по видам работ

Наибольшую долю занимают фундаментальные исследования, которые направлены на открытие новых, ранее не изученных явлений и законов природы и социальной реальности, а также на создание новых исследовательских методологий.

Рис 3. Структура внутренних затрат по видам затрат.

Большая часть затрат идет на оплату труда сотрудникам. Средняя заработная плата сотрудника – 52000 руб. в месяц. Приобретению оборудования выделяется лишь два процента, что говорит о том, что многие научные исследования ведутся на старом оборудовании, которое не обновляется.

Рассмотрим инновационную деятельность организаций.

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем числе обследованных организаций).

Рис 4. Инновационная активность организаций

Инновационная активность организаций снижается. За 5 лет она снизилась на 4,4%. Все меньше организаций, которые хотят заниматься инновационной деятельностью.

Рис 5. Объем инновационных товаров, работ, услуг

Объем инновационных товаров увеличивается, средний темп прироста равен 11,5%. За пять лет объем увеличился на 36%.

Рис 6. Объем инновационных товаров, работ, услуг по субъектам РФ

Несмотря на положительную динамику роста объема, Дальневосточный федеральный округ уступает другим субъектам по данному показателю и занимает предпоследнее место в общем списке.

Рассмотрим затраты на технологические инновации.

Рис 7. Затраты на технологические инновации организаций

Рис 8. Структура затрат на технологические инновации организаций.

Большая часть затрат уходит на приобретение машин и оборудования, как основные составляющие инновационного производства.

Рис 9. Разработанные передовые производственные технологии (единиц).

Рис 10. Разработанные передовые технологии по округам.

Рис 11. Используемые передовые производственные технологии (единиц).

В общем количестве передовых производственных технологий собственные разработки Дальневосточного округа составляют 1,7%. Средний прирост используемых передовых технологий составляет 6%.

Рис 12. Используемые передовые производственные технологии по субъектам (единиц).

По числу разработанных и используемых передовых производственных технологий Дальневосточный федеральный округ занимает предпоследнее место.

Рис 13. Использование объектов интеллектуальной собственности (единиц).

Средний темп прироста использования объектов интеллектуальной собственности составил 8%. К 2016 году число объектов увеличилось на 26%.

Рис 14. Структура использования объектов интеллектуальной собственности.

Большую долю занимают программы для ЭВМ, что обусловлено внедрением автоматизированных технологий на предприятиях.

Рис 15. Использование объектов интеллектуальной собственности (единиц).

По использованию объектов интеллектуальной собственности дальневосточный федеральный округ занимает также предпоследнее место.

Из анализа статистических данных можно сделать вывод, что инновационный потенциал Дальневосточного федерального округа растет. Рост обусловлен увеличением количества сотрудников, занятых научными исследованиями и разработками, увеличением общего объема инновационных товаров и услуг и использованием передовых производственных технологий, а также объектов интеллектуальной собственности. Однако, по сравнению с другими субъектами РФ, инновационный потенциал Дальнего Востока - низкий.

Проблемы инновационного развития предприятий ДФО.

Таким образом, в ходе анализа инновационного потенциала были выявлены следующие проблемы:

  1. Недостаток финансирования. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций.. Предприятия не имеют собственных средств на финансирование разработок, а возможность привлечения финансовых средств из внешних источников ограничена. У кредиторов нет гарантии возврата ссуд и получения дивидендов, поскольку инновационная деятельность подвержена гораздо большему числу рисков, чем инвестиционная деятельность.

  2. Отсутствие у предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования. Многие промышленные предприятия характеризуются высокой ресурсоемкостью и энергоемкостью производства, что усугубляется высоким уровнем износа производственного аппарата. В силу отсталости основного капитала предприятий экономика в целом оказывается невосприимчивой к вложениям в исследования и разработки.

  3. Низкая активность предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.

  4. Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».

Список литературы
  1. Об утверждении государственной программы российской федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика": постановление правительства Российской Федереции от 15 апреля 2014 года №316

  2. Ардальянова Е. Дальний Восток пытается раскрутить колесо стартапов: статья/ Журнал "Дальневосточный капитал"/ ноябрь, 2015 год.

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.01.18)

Просмотров работы: 451