Анализ литературы по данному вопросу, проведенный в исследовании Е. А. Бакулиной [1], показал, что различными авторами понятие домашнего задания определяется следующими многочисленными характеристиками: 1) как вид самостоятельной работы; 2) как форма организации учебно-познавательной деятельности; 3) как средство индивидуализации обучения; 4) как вид учебного задания и др. Таким образом, можно сделать вывод, что в теоретическом представлении невозможно указать единое понимание сущности домашнего задания, оно многогранно. Однако можно выделить его особые характеристики: закрепление и углубление знаний и умений; организация самостоятельной работы учащихся; развитие творческой самостоятельности, способности к самообразованию и рефлексии; применение полученных на уроке знаний; осмысление учебного материала и др.
Бесспорным является тот факт, что в условиях введения новых образовательных стандартов в школе роль домашних заданий должна измениться, следовательно, должны измениться их виды, а также методика организации работы с ними. Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предполагает качественно новую модель образования, главной особенностью которой становится формирование и развитие личностных характеристик обучающегося. Отличительная черта ФГОС ООО – ведущая роль системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, технологического подходов в образовании [2]. Их реализация, на наш взгляд, и должна стать определяющей для выбора видов домашних заданий в современных условиях. Остановимся на данном вопросе подробнее.
Внедрение системно-деятельностного подхода предусматривает усиление внимания к организации самостоятельной работы учащихся, а также наполнению содержания домашних заданий теми видами деятельности, которые предполагают современные стандарты. С этой точки зрения в обучении математике больший акцент следует сделать на такие виды домашних заданий (различающиеся по характеру познавательной деятельности): задания, способствующие открытию новых знаний; задания, на обобщение и систематизацию знаний; задания на осознание места данного понятия в системе понятий; задания на установление связей, зависимостей между отдельными понятиями; задания на построение схем, устанавливающих связи между понятиями определенного раздела; задания на составление «родословной» теоремы, на составление плана доказательства теоремы; задания на составление алгоритмов; задания на поиск различных способов решения данной задачи с последующей их оценкой и выбором наиболее рационального; комбинированные задания; задания творческого характера и др.
Личностно-ориентированный подход (предполагает формирование личностных качеств учащихся: способности учащихся к освоению систематических знаний, формирование интереса к изучаемому материалу и видам деятельности). В рамках данного подхода эффективны такие виды домашних заданий как вариативные, а также индивидуальные или дифференцированные (групповые). С целью осмысления выполняемой математической деятельности эффективны и задания, направленные на формирование умения самостоятельно оценивать результаты выполненного домашнего задания.
Компетентностный подход направлен на освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. В данном направлении целесообразны такие виды домашних заданий, в которых учащиеся смогут продемонстрировать применение в различных ситуациях изучаемый материал: лабораторные и практические работы, эксперименты, проектные и исследовательские работы, и др. [4].
Исходя из необходимости реализации названных подходов в обучении математике, предложим различные виды домашних заданий учащимся 5 классов для каждого.
Одним из примеров домашнего задания, адекватных сущности системно-деятельностного подхода, может быть следующее: «Найдите информацию об истории происхождения названий и способов записи больших чисел. Составьте небольшую презентацию по данному вопросу». Такое задание будет способствовать более глубокому пониманию изучаемой темы обучающимися, а также позволяет осмыслить существенные характеристики рассматриваемых понятий.
Другой пример. Перед изучением темы «Сложение и вычитание смешанных чисел» необходимо предложить обучающимся выполнить следующее домашнее задание: «Запишите двумя способами в виде смешанного числа и в виде неправильной дроби, какая часть фигур закрашена на рисунке. Придумайте способы сравнения закрашенных частей. Сравните их. Сделайте выводы» (рисунок 1).
Рисунок 1
В процессе выполнения домашней работы учащиеся с помощью рисунков смогут подготовиться к открытию существенных свойств понятий, которые будут изучены на следующем уроке. На соответствующем этапе этого урока, учитель раздаст карточки с рисунками из домашней работы и новыми заданиями (рисунок 2). Отметим, что предложенное домашнее задание будет являться основой открытия учащимися свойства сложения и вычитания смешанных чисел.
+(-) +(-) +(-) +(-)
Рисунок 2
Как примеры домашних заданий, способствующих систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению, можно предложить следующие: 1) «Найдите информацию о переместительном и сочетательном свойствах умножения: почему они так называются? кем и когда были открыты?». С помощью данного задания учащиеся углубляются в историю свойств умножения, систематизируют и обобщают полученные знания. 2) «Придумайте способ или создайте алгоритм, с помощью которого можно быстро и легко вычислить значение выражения:
39 – 37 + 35 – 33 + 31 – 29 + 27 – 25 + … + 11 – 9 + 7 – 5 + 3 – 1».
Приведем примеры домашних заданий, реализующих личностно-ориентированный подход. Задание 1 предназначено учащимся, претендующим на оценку «4», задание 2 – на оценку «5». В ходе выполнения домашнего задания ученик самостоятельно выбирает для решения задачу нужного уровня.
1) «Составьте условие задачи, которая решается с помощью выражения:
а) 213 + 23; б) 71 +52 + 10; в) 90 – 20; г) 112 – 12 – 35».
Один из вариантов составленной задачи может быть такой:
«а) В магазин завезли 213 коробок конфет, а на следующий день еще 23. Сколько всего коробок конфет стало в магазине?».
2) «Придумайте задачу по выражению:
а) 75 + 63 * 2; б) 124 – 32 * 2; в) 12 * 4 + 7 * 4».
Заметим, что само задание «составить условие задачи…»также мотивирует учащихся к выполнению этого упражнения, так как такое задание нестандартно, не похоже на те традиционные, которые выполняются на уроках.
В рамках реализации компетентностного подхода примером домашнего задания может быть решение или создание математических кроссвордов. Применение кроссвордов – один из методов, помогающих запоминанию математических терминов, обобщению и систематизации изученного материала. Учащиеся лучше усвоят материал, который вызвал их интерес, так как им нравится разгадывать кроссворды, в силу чего сложные понятия запоминаются как бы сами по себе, произвольно, в результате волевой и умственной деятельности во время поиска правильных ответов. Кроссворд может выступать таким видом домашнего задания, как проект, т. е. составление учащимися кроссворда по всему изученному разделу. Целью этого задания будет актуализация всех изученных определений понятий, методов и способов решения определенных задач и т. д. Например, при изучении темы «Координатная плоскость» на дом можно предложить следующее задание: «Нарисуйте рисунок по заданным координатам. Что на нем изображено? (рисунок 3).
Рисунок 3
После выполнения данного задания создайте свои рисунки на координатной плоскости и опишите последовательность их выполнения совокупностью точек». Данное задание выполняется учащимися с интересом. На следующих уроках можно предложить учащимся организовать конкурс наиболее интересных и сложных рисунков.
Приведенные примеры домашних заданий по математике для учащихся 5 классов демонстрируют реализацию выше названных подходов. Они направлены на более глубокое изучение учебного материала, стимулируют познавательный интерес учащихся, желание знать как можно больше по изучаемому предмету или по теме, развивают самостоятельность, ответственность за выполняемое задание. Именно такие результаты предполагает новый образовательный стандарт основного общего образования.
Список литературы
Бакулина, Е. А. Теория и практика домашнего задания в современных условиях обучения математике учащихся средних общеобразовательных учреждений: дисс. … канд пед. наук – Саранск, 2012. – 158 с.
Капкаева, Л. С. Деятельностный подход и особенности его реализации в условиях модернизации педагогической магистратуры /Л. С. Капкаева // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 4. – С. 51-57.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Романова, Л. А. Виды домашних заданий в обучении математике школьников в условиях реализации ФГОС ООО / науч. рук. О. Н. Журавлева // Научное сообщество студентов : материалы XV Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 окт. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – 2017. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 56-58.