ПРОФИЛАКТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Халимова З.Ф. 1
1УлГПУ им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями [1, c.54].

Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря социальной работы Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, которые направленны на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [4, c. 234].

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой [3, c. 208] .

Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

В литературе выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

- общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

- специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

- индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности [2, c.45].

Помимо этого, некоторые авторы выделяют следующие виды профилактической деятельности, а именно: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [5, с. 110].

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в определении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны [8, с. 318].

В соответствии с вышесказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

 

Эггерт: Вы знаете, вы сейчас, прямо скажем, Максим вас спросил, а буквально в самом начале программы вы, Владимир, сказали: «Что сегодня такое этот фрагмент Донецкой и Луганской области? Это люмпены, это бандиты, беззаконие» и т.д. Владимир, дорогой мой, послушайте, пожалуйста, когда вы смотрите государственные телеканалы, мы сейчас на телеканале Дождь, а 80% населения России смотрят Первый канал, канал «Россия», что еще у нас, «НТВ» и разные другие замечательные каналы. И там им рассказывают: «Это благородные люди, они повстанцы, они борются с фашистами», говорят все время это. Мельников: Неправда, не говорят это. Не говорят, неправда. Я читаю даже газеты, не говорят. Говорят, что это... Эггерт: Вот вы таким образом вступаете в противофазу с официальной риторикой властей. Мельников: Неправда, вы меня хотите сделать каким-то диссидентом, неправда, потому что наши все газеты официальные и телевидение говорят: «Так называемая Донецкая Республика», но так называемая, значит, она не называемая? Так что я говорю такого? Эггерт: «Самопровозглашенные» они говорят. Но дело не в этом, к этим людям власть относится, они призывают нас любить этих людей и уважать их, и считают... Мельников: Но мы-то понимаем, что люди временные, их не будет через два-три года. Эггерт: Это, может быть, мы с вами понимаем. Мельников: И все понимают это, люди же не дураки. Но правда же, что же я буду говорить? В Украине получили врага и наши власти считают, что она враг. Товкайло: Вам не страшно говорить правду? Мельников: А почему страшно говорить правду? Товкайло: Не знаю. Эггерт: Многим страшно. Товкайло: Многим страшно, поверьте. Эггерт: В истории человечества, в общем. Мельников: Ладно, проехали, а то мы сейчас начинаем об этом говорить. Да это какая-то фигня, ребята — страшно говорить правду или не страшно. Желнов: Нет, но вообще-то вопрос Максима касался того, что бизнес за последние несколько лет ведет себя довольно тихо по отношению к власти, по отношению к каким-то публичным высказываниям, уж тем более о политике. Где для вас та грань, где вы позволяете себе, если угодно, публичные высказывания, публичную критику власти? Мельников: Я не критикую власть. Я когда ее критиковал? Я ее не критикую. Желнов: Но сейчас вы начали программу с того, что сказали, что российская власть сделала из Украины врага, вы буквально так сказали. Мельников: Нет, я не сказал, что российская власть сделала врага, я сказал, что мы потеряли Россию и получили врага — то же самое, что говорит власть. Я сказал, что Украину можно было купить в 2014 году или 2013-м за 50 миллиардов долларов, а ей дали 3 миллиарда и потеряли Украину. Вот и все. Это небольшие деньги. Товкайло: То есть весь вопрос в деньгах? Мельников: Вопрос в деньгах, конечно. Как Америка покупает всех, так и мы должны покупать всех. Всегда, когда мы хотим, чтобы наша, это же не любовь, это же бизнес, если мы хотим, чтобы кто-то меня уважал из соседей, я должен им что-то дать. Это ты дал, в христианстве нету этого, там нету. Там ты даешь нищим, тот, кто тебе никогда не даст ничего. В любом другом логическом мире, чтобы что-то приобрести, надо что-то дать, а мы не дали и получили, мы получили то, что получили. Эггерт: То есть политика — это вообще дело сугубо циничное? Ценностей в ней нет? Мельников: Все, что не является любовью и свободой, все цинично. Иваницкая: Скажите, а какие у вас отношения с властью? Просто люди, я думаю, примерно попадают в список... Мельников: Что значит с властью, отношения? Иваницкая: Я объясню. Люди, попадая в список Forbes, в общем, у них появляется некая социальная ответственность, то, что власть это видит как социальную ответственность, взносы в какие-то фонды, я не знаю, Фонд олимпийцев или «Российское географическое общество» и т.д. Притом, что у вас достаточно активная жизненная позиция, я никогда не видела вас ни на одном совете по инвестициям при президенте или никогда не видела вас в списке жертвователей этих фондов. Расскажите, как устроен ваш диалог с властью и есть ли он. Мельников: Какая гадость, скажу вам. Давайте так. Вы там Библию держите, я вам выдержку сделаю из Ветхого Завета, пророк Захария говорит: «Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовы, убога, странника и кого-то еще не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте». Поэтому мы взяли такой, и мой духовный наставник сказал: «К этим не ходи, к начальникам, ты с ними не можешь разговаривать». Я перестал ходить с 1993 года. И наш тот маленький фонд, он помогает нищим, бродягам, убогим и вдовам. И когда я пытаюсь что-то мявкнуть, но хочется же сказать, что мы помогаем, такие красивые, большие, мне мой наставник говорит: «Тсс». И я об этом вам не буду говорить. Иваницкая: То есть вас на эти мероприятия просто не зовут? Или звали, но вы пару раз отказались? Мельников: Зовут, зовут, и РБК просило как-то меня помочь, кому-то дать, спортсменам каким-то или талантам, не даем ни спортсменам, ни талантам. Иваницкая: Нет, понятно, что много желающих обратиться к человеку, у которого много денег, я именно про все эти советы и социальную ответственность. Мельников: У меня с моей женой был спор безумный, когда она говорила: «Чулпан Хаматова, как она хорошо делает». Я сказал: «Она крадет деньги в Сибири и помогает, двоим делает там операции красивые». Эти же деньги мои и ваши, они бюджетные. Хотите помогать? Давайте частные деньги и частно помогайте, все остальное государственное — это бюджет. Эггерт: А вы знаете, кого сейчас процитировали невольно, Владимир? Мельников: Не знаю. Эггерт: Маргарет Тэтчер. Это она сказала: «Не существует такого понятия как государственные деньги, существуют только деньги налогоплательщиков». Вы тэтчерист. Между прочим, это очень хорошо. Мельников: Поехали дальше. Не делайте из меня врага, я нормальный человек. Иваницкая: Короткий вопрос про деньги налогоплательщиков. Тут недавно была дискуссия, связанная с громким высказыванием Константина Райкина и тем, как государство пытается устроить некую цензуру. Мельников: Написал. Иваницкая: А, вы даже подготовились на эту тему? А у меня на самом деле какой вопрос: говорят, что вы спонсируете или планируете помочь как-то Константину Аркадьевичу деньгами. Мельников: Я ему звонил, правда, сразу позвонил, как это было высказывание, просто его высказывание было, еще никаких не было обсуждений, он не ответил. Иваницкая: Не взял трубку? Мельников: Да. А потом я узнал, что уже 300 миллионов, и перестал звонить. Иваницкая: В смысле, что 300 миллионов надо? Мельников: Я так думал позвонить ему, дать ему пару рублей, может, 50 тысяч или 100, а потом перестал звонить. Я сейчас расскажу. Прочитать можно, прочитал. На эту тему высказалось очень много людей уже, очень много — и тех, и других. Вы не высказывались, нет?

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала [6, c.76].

 

Профилактические мероприятия изменяется в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля над проведенной профилактической работой [7, c. 73]. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программы запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Эффективность осуществления социальной профилактики во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов «Российского энциклопедического словаря по социальной работе» что в профилактике нуждается все население, однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и другие [6, c.46].

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего - учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения [5, c. 211]. Согласно, Федеральному закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин. [5, c. 212]

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение негативно влияющих факторов на формирование и развитие личности. А так же работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

Список литературы

  1. Абрамов, А. Е. Институциональные инвесторы в мире. Особенности деятельности и политика развития. / А.Е. Абрамов. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. - 750 c.

  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. И. Даль. М.: Товарищество М. О. Вольф, 2005. — 853 с.

  3. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы. / И. Г. Зайнышев. – М: ВЛАДОС, 2004. – с. 240.

  4. Карелова, Г. Н. Социальная энциклопедия / Г. Н. Каргелова, Е. Д. Катульский - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 440 c.,

  5. Козлов, А. А. Теория социальной работы (Социальная работа: введение в профессиональную деятельность); учебное пособие / А. А. Козлов. - М.: Логос, 2004. - с. 368.

  6. Нестерова, Г.Ф.: Технология и методика социальной работы / Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр "Академия", 2011.- 234 с.

  7. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 292 c.

  8. Шереги, Ф. Социология девиации. Прикладные исследования. / Ф. Шереги. - М: Машиностроение, 2015. - 566 c.

Просмотров работы: 305