Территория Курганской области располагается в юго-западной части аккумулятивной равнины - Западно-Сибирской низменности. Отложения в естественных отложениях на территории области практически не вскрываются. Это плоская равнина с незначительным общим уклоном с юга на север и с запада на восток. Территория расчленена только гидрографической сетью на несколько слабодренированных междуречий. Абсолютная высота над уровнем моря здесь колеблется в пределах 180-150-120 м. Территория области достаточно однообразна, с малыми перепадами высот [1]. К элементам разнообразия в Курганской области можно отнести геологические памятники природы.
К геологическим памятникам природы относятся уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты: геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (разрезы, выходы редких минералов, пород и полезных ископаемы); местонахождения редкий или особо ценных палеонтологических объектов; природные гидротермальные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей [3].
Учёные отмечают, что туристы, пребывая в гармонично-аттрактивном, эстетически привлекательном ландшафте, испытывает восторг. Каждый пейзаж воспринимается визуально с определенной точки обзора. Внешний облик ландшафта открывается внутренние свойства ландшафта, мозаичность его структуры. Путешествие в экотуризме воспринимается более благоприятнее, чем больше контрастных пейзажных переходов по ходу маршрута или в пределах прямой видимости. Таким образом, сочетание природно-территориальных комплексов различного уровня является одним из факторов использования территории для целей экотуризма.
Следует отметить, что в региональный туризм может быть вовлечён и окружающий ландшафт. Интересными для туристов могут быть места, которые имеют не только эстетическую привлекательность, но и те, которые передают сведения, образы и эмоции. Такой мифологизации подлежать места (город, селение, вершина горы), объекты (исторические, археологические, архитектурные, иные), а также события (исторические, биографические), явления (природные или иные) или жизнь и деятельность известных личностей.
Туристы часто мифологизируют образ несчастной неразделенной любви, о потерявшихся и вечно скитающихся по морям, горам, тундрам и пескам пустынь путниках, кораблях, самолетах; о затерянных островах; о запредельных достижениях (восхождениях, заплывах, забегах, проходах и пр.) и другие. В тоже время экотуризм, как достаточно новое направление, может рождать новые мифы: об экологическом благополучии - неблагополучии;об экологических бедствиях и (или) техногенных авариях; о диковинных природных или рукотворных объектах; мифы о рациональном природопользовании и другие [2].
Иванов Камень (Иванушкин камень, Иван-гора, осколок Уральских гор) представляет собой часть возвышенного коренного правого берега р. Синара. Это единственное и уникальное в Курганской области обнажение скальных пород с месторождениями агатов и яшмы (100 - 145 м.). На обрывистом берегу имеется обнажение кристаллического фундамента с относительной высотой около 20 м и протяженностью около 50 м, образованное глыбами магматических эффузивных пород триасового возраста. Происхождение скалы на этом месте объясняется движением территории в триасовый период мезозойской эры (200-250 млн. лет назад). Это и подтверждается останками морских рыб и водорослей на кристаллическом фундаменте. Отсюда и называют скалу - осколок Уральских гор.
Однако, по рассказам местных жителей, жила когда-то в этом крае прекрасная девушка Синара - родом из зажиточной семьи. Однажды полюбила она вольного путешественника по имени Миасс, который оказался не по нраву ее отцу. Молодой человек был изгнан из города, а красавица Синара бросилась следом за ним. Вскоре девушка заблудилась и стала так сильно плакать, что превратилась в быструю реку. Отправились на поиски её сестра Охоня и брат Иван. Синару они не нашли, но когда увидели в реке самоцветы из украшений девушки поняли, что случилось. Так и не вернулись сестра с братом домой. Оставшись на берегу реки, превратились они в большой уступ «Охонины брови» и высокую скалу «Иванов Камень».
Охонины Брови образованы двумя смыкающимися изгибами («бровями») уступа коренного берега р. Синары вблизи её слияния с р. Исеть. Это живописная водно-эрозионная форма рельефа с относительной высотой 10 -15 м [1]. Местная легенда описывает происхождение названия «Охонины Брови». Было на Урале старинное девичье имя Охоня. «Охоня, охонь» означало огонь, слово употреблялось и для личных имён. А на Урале девушек с характером называли Охонями или «огонь-девка». Такой была Танюшка, дочь Данилы-Мастера в «Малахитовой шкатулке» П. П. Бажова. А в повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови» (1892 г.) описана смелая степная красавица Охоня. Вот как выглядела Охоня: «Это была среднего роста девушка с загорелым и румяным лицом. Туго заплетенная чёрная коса ползла по спине змеёй. На скуластом лице Охони … всего замечательнее были густые, чёрные, сросшиеся брови - союзные, как говорили в старину. Такие брови росли, по народному поверью, только у счастливых людей. Одета она была во всё домашнее, как простая деревенская девка».
Памятник природы «Елизаветинский бор» включает в себя участок долины р. Юргамыш близ д. Елизаветинка. В этом месте русло р. Юргамыш активно размывает берег. В результате образовались характерные эрозионные формы рельефа, и геологические обнажения морских отложений чеганской свиты. Близкое к поверхности залегание горизонта грунтовых вод способствует развитию оползневых процессов, которые привели к образованию глубоких лесных оврагов, необычных для равнинного Зауралья ступенчатых форм рельефа [3].
Ерохинские глиняные квашни - это своеобразные грязевые колодцы-вулканы с жидкой глинистой массой, расположенные в долине ручья Клепечиха, южнее с. Горохово. Представляет из себя около десятка геологических образований похожих на грязевые вулканы, в которых через трещины в грунте на поверхность из недр под небольшим давлением вытекает разжиженная холодная глинистая масса грязно-желтого цвета без запаха. Площадь отдельных квашней может достигать 4-5 кв. метров [1].
Название «квашни» получили от наименования деревни, где они расположены - Ерохина. Грязь, которая пузырится и вытекает, внешне напоминает поднимающееся тесто или опару. Отсюда и название - Ерохинские «квашни». Одна из легенд происхождения гласит, что жила когда-то в деревне девушка по имени Ероша. Все у нее в хозяйстве не ладилось, да и замуж никто не брал. Собралась она однажды и пошла в лес к духам за помощью. По легенде, те девушку приютили - осталась она у них жить, кашу варить и тесто месить. Теперь, как забурлят «квашни», люди повторяют, что это Ероша скоро пироги будет печь.
Местные жители рассказывают, что многие пытались вымерять глубину вулкана. Был случай, когда местные мужики связали вместе несколько десятков веревок, прикрепили с одной стороны большой камень и начали опускать его в сопло. Долго они пытались выяснить глубину колодца, но веревок им не хватило. В 1936 г. выросла одна «квашня» до размера 30-метрового столба, который все-таки прорвал и из него два часа била фонтаном чистая вода.
Таким образом, использование туристического мифа в региональном туризме даёт возможность экскурсоводу улучшить содержательную часть новыми образами и символами, сделать информацию доступной и запоминающейся.
Список использованных источников
1.Особо охраняемые природные территории Курганской области [Тест]: справочник / под ред. И.Н. Некрасова. - Курган, 2014. - 188 с.
2. Колобовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма [Тест]: учеб. пособ. / Е. Ю. Колобовский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
3. Уникальные геологические объекты России (геологические памятники природы). – Режим доступа: http://www.geomem.ru