КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Селуянов А.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В век технологий компьютер становится важным фактором, в становлении личности в обществе. В данной статье рассматривается профилактика компьютерной зависимости, как социальной проблемы современных подростков. Раскрываются понятия компьютерной зависимости у подростков, как ее распознать, какие меры нужно предпринять для ее предотвращения, где возможна ее профилактика, кроме школы. Какие рекомендации возможны, чтобы избежать компьютерной зависимости.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, компьютерная зависимость у подростков, профилактика.

За последние время компьютеры вышли из своей научной среды и начали внедряться в обычную повседневную нашу жизнь. Новые технологии привели к изменению информационного пространства современного общества, новый уровень предоставления информации, быстрое и удобное предоставления информации привело к изменениям ее содержания и объема. Однако кроме положительной стороны, появляется отрицательная сторона компьютерного века. С ростом новых цифрового развития, появляется и рост компьютерозависимых людей, а именно подростков. Компьютерная зависимость – это новая сложная проблема, которая требует подробного научного изучения с разных точек зрения. Анализ научных работ показывает, что проблемы компьютерозависимого поведения подростков изучаются в рамках психологии, социальной педагогики (Е. А. Войскунский, М. Гриффинс, А. Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова), медицины (Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг). Благодаря этим исследованиям, на сегодняшний день появились условия, позволяющие сделать теоретическое и практическое обоснование проблемы компьютерной зависимости у несовершеннолетних в рамках педагогики. На данный момент педагогическая наука оказывает содействие семье, личности подростка через профилактические методы по выявлению компьютерной зависимости и ее предотвращения. Проблема компьютерной зависимости начала изучаться в зарубежной психологии в конце 80-х годов. В 1989 году термин «аддикция» М. Шоттон применил к взаимодействию человека с компьютером. Более серьезное изучение данной проблемы началось в середине 90-х годов XX века. После этого компьютерная аддикция стала рассматриваться как значимая проблема в работах В.Бреннера, М. Гриффитса, Р. Дэвиса, Л. Н. Юрьевой и др. [6]. Для более конкретного исследования изучения темы необходимо дать ряд определений:

Компьютерная зависимость рядом современных ученых определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. (К. Керделлан, Г. Грезийон.) [2, с. 48].

Профилактика:

1) совокупность мер по предотвращению чего-либо;

2) система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [3, с. 33].

Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [3, с. 34]. Современный ученый И. В. Бурлаков выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику:

- Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

- Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

- Третичная профилактика имеет отношение к людям с патологической зависимостью и призвана способствовать предотвращению срывов в период ремиссии. [2, с.39]

Компьютерная зависимость подростков — это один из видов аддиктивного поведения в современном обществе [1]. Разные социальные институты изучают регулирование данного поведения личности. Общество может влиять на данное поведение через правовые санкции, социальную поддержку медицинскую и психологическую помощь. В соответствии со спецификой аддиктивного поведения учёные выделяют следующие принципы психопрофилактической работы:

 комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

 адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

 массовость (приоритет групповых форм работы);

 позитивность информации;

 минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

 максимальная активность личности;

 устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [7].

Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в МБОУ «Мариинская гимназия» № 3 г.Ульяновск было проведено исследование среди учащихся 7 «А» класса в количестве 25 человек. Диагностика обнаружила, что 49 % опрошенных много времени посвящают компьютеру, а у 16 % тестируемых ярко выражены симптомы компьютерной зависимости. Опробованная в системе профилактической работы диагностика по первичной профилактике компьютерной зависимости среди подростков показала, что процент детей, имеющих признаки зависимого поведения, снизился с 64 до 49 %. Благодаря использованию учебно-воспитательных приемов были достигнуты положительные результаты, направленные на сохранение психологической безопасности образовательной среды и творческого подхода в решении данной проблемы. Для домашней профилактики компьютерной зависимости ученые рекомендуют родителям следующие советы: контролировать время, проводимое ребенком за компьютером; показывать личный положительный пример, важно, чтобы родители вели контроль и за своими словами, чтобы слова и их действия не были противоречивы, иначе домашняя профилактика будет безрезультатна. И если родители регламентируют время своего ребенка на компьютерные игры, например, не больше часа за играми подряд, то и сами не должны играть в них по пять-шесть часов. Родители могут постараться помочь ребенку раскрыть для него положительные возможности компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, созданием сайтов в интернете, займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Для этого желательна помощь профессионального взрослого, который разбирается в этой области и может помочь овладеть этими навыками, но он не должен критиковать подростка и запрещать ему что-то, он должен вежливо объяснить, что это не для него, если это вредно или запрещено. Постепенно уменьшать время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право на свободный выбор, а привилегия, поэтому взаимодействие с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если у ребенка есть характерность к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. Предложить подростку новые занятия для время провождения. Составить для него список дел, которыми можно заняться в свободное время, и возможно они его заинтересуют. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (спортивные игры, походы в аквапарк, кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). Обязательно, обращать внимание на игры, в которые играют подростки, так как некоторые из них могут стать причиной аддиктивного поведения: бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждать игры вместе с ребенком, тем самым научить ребенка критически к ним относится, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Отдавайте предпочтение развивающим играм. В случаях, если все эти действия будут бесполезны и ребенок будет продолжать проводить много времени за компьютером, то родителям стоит обратиться к специализированным психологам, для применения дальнейших мер, чтобы ситуация не усугубилась.

Таким образом, за поведением детей нужно следить как дома, так и за его пределами. В случае, если у подростка наблюдается компьютерная зависимость, его не нужно резко лишать компьютера, нужно постепенно его отвлекать от этого заболевания, находить ему новые полезные занятия, чтобы это не отразилось на его психики. Сегодня из-за этой проблемы профилактику компьютерной зависимости нужно проводить, раз в полгода для своевременного предотвращения этой проблемы.

Литература:

1. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 480 с. ISBN 978–5-89145–025–7

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. 528 с.

3. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.

4. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов, М. В. Данилова, Т. В. Егорова и др.; под ред. В. А. Попова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с. (Сер. Бакалавриат).

5. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. 1991. N 14. С. 27–39.

6. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196с.

7. Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 970-973. — URL https://moluch.ru/archive/104/24470/ (дата обращения: 31.01.2018)

Просмотров работы: 197