СРАВНИТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УГОЛОВНО-ПРАВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СРАВНИТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УГОЛОВНО-ПРАВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Бокшицкий В.И. 1, Попова Е.Э. 2
1Российский Государственный Университет Правосудия
2Российская академия естествознания
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Аннотация:

Результаты сравнительного анализа уголовно-правовых запретов экстремисткой деятельности в уголовном законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан свидетельствуют:

1) о сходстве законодательных и доктринальных подходов к конструированию составов экстремистских преступлений на уровне объективной стороны преступления;

2) о частных различиях в вопросах оценки характера и степени общественной опасности конкретных экстремистских преступлений – тенденциях к группировке сходных составов преступлений, предусмотренных статьями особенных частей УК РФ и УК РК в рамках различных видовых объектов преступления.

В ходе выполнения работы была подтверждена актуальность, для российской уголовно-правовой системы и уголовной политики, проблемы разграничения преступлений экстремистской и террористической направленности. В связи с этим наиболее значимой, в контексте уголовно-правового противодействия экстремизму и терроризму, позитивной особенностью действующего Уголовного кодекса Республики Казахстан является наличие в составе его Общей части статьи 3. содержащей:

1) значимые для толкования и применения уголовного закона нормы-дефиниции;

2) исчерпывающие (закрытые) перечни составов преступлений экстремистской и террористической направленности (совпадающие по содержанию в части статей 184, 258 – 260 Уголовного кодекса Республики Казахстан), изменение которых возможно только путем принятия соответствующего национального закона.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, общественная опасность, уголовное законодательство, уголовно-правовое противодействие

Bokshitsky V.I.

graduate student of the Russian State University of Justice

Moscow, Russia

Scientific adviser - Popova E.E.

candidate of jurisprudence, associate professor

Scientific direction: Jurisprudence

Section: Current state of criminal policy in the field of combating crime: problems and development prospects

COMPARATIVE STUDY OF CRIMINAL-RIGHT COUNTER SYSTEMS OF EXTREMISTIC AND TERRORIST DIRECTION OF ACTIVITY IN CRIMINAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAHAKHSTAN

Annotation:

The results of a comparative analysis of the criminal law prohibitions of extremist activity in the criminal legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan testify:

1) the similarity of legislative and doctrinal approaches to the design of extremist crimes at the level of the objective side of the crime;

2) on the particular differences in the assessment of the nature and degree of public danger of specific extremist crimes - the tendencies towards grouping similar offenses of crimes envisaged in articles of special parts of the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan in the framework of various specific objects of the crime.

In the course of the implementation of the work, the problem of delineation of extremist and terrorist crimes was confirmed for the Russian criminal-legal system and criminal policy. In this regard, the most significant feature of the current Criminal Code of the Republic of Kazakhstan in the context of criminal legal counteraction to extremism and terrorism is the presence in its General Part of Article 3. containing:

1) the norm-definitions relevant for the interpretation and application of the criminal law;

2) exhaustive (closed) lists of offenses of extremist and terrorist nature (coinciding in content with respect to articles 184, 258 - 260 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan), which can only be changed through the adoption of a corresponding national law.

Keywords: extremism, terrorism, social danger, criminal legislation, criminal law opposition

При наличии множества вариантов определений экстремизма остается не раскрытой сущность экстремистской идеологии, лежащей в основе экстремистских действий. В результате подлинно экстремистские действия, мотивированные именно идеологией нетерпимости, легко отождествить с теми или иными радикальными действиями, не имеющими отношения к экстремизму. Определение понятия экстремизма путем простого перечисления объектов, входящих в объем определяемого понятия, вообще вряд ли является логически корректным.

С учетом выявленной множественности дефиниций понятия «экстремизм», наличия в них значительного числа оценочных признаков и с целью обеспечения сопоставимости результатов, в настоящей работе, при выборе объекта сравнительно-правового исследования применен формализованных подход, основанный на двух критериях:

1) основном: национальные кодифицирующие акты уголовного (материального) и (или) уголовно-процессуального законодательства должны закреплять понятия экстремизма / экстремистской деятельности и (или) экстремистских преступлений (преступлений экстремистской направленности);

2) дополнительном: достаточно высокой степенью близости национальных уголовно-правовых доктрин России и выбранного государства в части представлений о составе (элементах) и о правилах квалификации преступлений.

В результате проведенного контекстного исследования было установлено, что основному критерию отвечают УК государств-участников ЕврАзЭС–Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, а также – Республики Абхазия, УК которой практически полностью текстуально совпадает с УК РФ.

С учетом высокой степени близости национальных уголовно-правовых доктрин российской Федерации и Республики Казахстан акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства указанных государств были определены как объект настоящего исследования1.

Общими значимыми чертами (признаками) террористической и экстремистской деятельности являются:

1) доминирующей (решающей) роли идеологических (иначе – информационно-психологических2) мотиваций к осуществлению всей деятельности;

2) потребность в наличии внешнего противника («врага») – личности, группы, народа, государства и т.д., борьба с которым и победа над которым составляет смысл осуществляемой деятельности;

3) приверженность идеологии насилия как средству достижения поставленных целей (для субъектов террористической деятельности – в теории и на практике, для иных субъектов экстремистской деятельности – преимущественно в теории.

Представленный в ст.ст. 2051 (часть первая и примечание 1), 2053, 2054 (часть первая) УК РФ перечень преступлений террористической направленности расширенно воспроизведен также в частях первой и второй ст.24 (ответственность организаций за причастность к терроризму) Федерального закона «О противодействии терроризму» и может, в первом приближении, рассматриваться как исчерпывающий. При этом к числу террористических могут быть отнесены и иные преступлении, предусмотренные нормой пункта «р» части первой ст. 63 УК РФ – совершенные в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма. В таком толковании перечень террористических преступлений приобретает характер открытого3.

В контексте настоящей работы значимыми являются нормативно закрепленные в статье 3Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК) дефиниции4:

- экстремистские преступления – деяния, предусмотренные статьями 174, 179, 180, 181, 182, 184, 258, 259, 260, 267, 404 (частями второй и третьей) и 405 УК РК (п.39);

- террористические преступления – деяния, предусмотренные статьями 170, 171, 173, 177, 178, 184, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 269 и 270 УК РК (п.30);

Круг составов преступлений, признаваемых в Республике Казахстан экстремистскими, включает:

1) в составе видового объекта «мир и безопасность человечества» (глава 4 УК РК):

часть первая ст. 174 УК РК (основной состав преступления). Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. Данная норма аналогична по содержанию диспозиции ст. 282 УК РФ, предусматривая при этом более строгий размер максимальной санкции: соответственно до семи и до пяти лет лишения свободы.

2) в составе видового объекта «основы конституционного строя и безопасность государства» (глава 5 УК РК):

- ст. 179. Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан: – объединяет признаки ст. 278 УК РФ, отнесенными в уголовном праве России к категории особо тяжких (до двадцати лет лишения свободы) и к группе преступлений террористической направленности;

- ст. 180. Сепаратистская деятельность: пропаганда или публичные призывы к нарушению унитарности и целостности Республики Казахстан, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории либо дезинтеграции государства, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов такого содержания – аналогична ст. 2801 УК РФ, отличается более строгим размером максимальной санкции (соответственно семь лет и четыре года лишения свободы);

- ст. 181. Вооруженный мятеж – полностью аналогична по смыслу и размеру санкций одноименной ст. 279 УК РФ;

- ст. 182. Создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности – близка по признакам состава и размерам санкций к ст. 2821. Организация экстремистского сообщества УК РФ4

- ст. 184. Диверсия: совершение с целью подрыва безопасности и обороноспособности Республики Казахстан взрыва, поджога или иных действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинение вреда их здоровью, разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения, а равно совершение в тех же целях массовых отравлений или распространение эпидемий и эпизоотий – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью, с конфискацией имущества или без таковой.

Данная норма УК РК является практически тождественной одноименной ст. 281 УК РФ (части 1 – 3) по признакам составов преступлений и размерам санкций, за исключением предусмотренного ст. 184 УК РК наказания в виде смертной казни, однако законодательством Российской Федерации указанный состав преступления не отнесен к группам экстремистских или (и) террористических: его непосредственным объектом признается экономическая безопасность и обороноспособность. Представляется, однако, достаточно убедительным, что объектом указанного преступления является не только экономическая, но и иные виды безопасности, например – государственная, экологическая и информационная.

3) в составе видового объекта «общественная безопасность и общественный порядок: нормы статей 258 – 260 УК РК:

- ст. 258. Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму;

ст. 259. Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности;

ст. 260. Прохождение террористической или экстремистской подготовки - по своему содержанию являются аналогичными нормам статей 2051. Содействие террористической деятельности (ст.ст. 258 и 2259 УК РК) и 2053. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 260 УК РК), однако их объективная сторона указанных преступлений включает наряду с террористической также экстремистскую деятельность.

- организация незаконного военизированного формирования отнесена уголовным законом Республики Казахстан к группе преступлений экстремистской направленности (ст. 267 УК РК), не отнесена к группе террористических преступлений и признается деянием с невысоким уровнем общественной опасности (до трех лет лишения свободы) – в отличие от соответствующей нормы УК РФ – ст. 208 Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Согласно п. 18 ст. 3 УК РК незаконное военизированное формирование – не предусмотренное законодательством Республики Казахстан формирование (объединение, отряд, дружина или иная группа, состоящая из трех и более человек), имеющее организационную структуру военизированного типа, обладающее единоначалием, боеспособностью, жесткой дисциплиной. При этом признак вооруженности в составе объективной стороны непосредственного состава преступления закреплен лишь в примечании к ст. 267 УК РК.

4) в составе видового объекта «порядок управления»:

- ст. 404 (части вторая и третья): создание или активное участие в деятельности общественного объединения, провозглашающего или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпимость или исключительность, призывающего к насильственному ниспровержению конституционного строя, подрыву безопасности государства или посягательствам на территориальную целостность Республики Казахстан, а равно руководство таким объединением (максимальное наказание – до семи лет лишение свободы) – аналогично альтернативной совокупности норм ст.ст. 2054, 2055, 208, 2821, 2822, 239 УК РФ;

- ст. 405: организация или активное участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма - аналогично альтернативной совокупности норм ст.ст. 2055 и 2822УК РФ (максимальное наказание по УК РК – до шести лет лишения свободы, что существенно мягче наказаний за аналогичные деяния по УК РФ – до десяти-двадцати лет лишения свободы).

Особо необходимо отметить, что хотя пунктом 6 статьи 54. Обстоятельства, признак «совершение уголовного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды…» отнесен к числу обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность и наказание. При этом, в отличии от пункта «е» части 1 ст. 63 УК РФ и правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, совершение по указанным мотивам уголовных правонарушений (например – убийства по п. 11 ч. 2 ст. 99 УК РК или причинения тяжкого вреда здоровью по п. 8 ч. 2 ст. 106 УК РК), не указанных в пункте 39 статьи 3 УК РФ, не является основанием для отнесения их к группе экстремистских.

1См. Котова Н.К. Уголовное право Республики Казахстан: Общая часть / Учебное пособие. – Алматы: Академия экономики и права, 2013.

2См. Оперативно-разыскная аналитика (ответ современным угрозам; монография / А.С. Овчинский.М.: издательский дом Шумиловой И.И., 2015. – 108 с. (Библиотека оперативника (открытый фонд).

3В действующей редакции ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» перечень включает также ст.ст. 280, 2821-2823 УК РФ.

4См. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года№ 226-V ЗРК; действует с 1 января 2015 года. // Источник – Генеральная прокуратура Республики Казахстан. - URLhttp://prokuror.gov.kz/rus/gosudarstvo/novye-zakony/ugolovnyy-kodeks-respubliki-kazahstan. - дата обращения – 08.12.2016

Просмотров работы: 74