СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ УДЕРЖАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РЕГИОНАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ УДЕРЖАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РЕГИОНАХ

Мудрова А.В. 1
1Ивановский Государственный Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во второй половине XX века, когда наука стала не только основной производительной силой, но и показателем мощи государства, в мире заметно усилились миграционные процессы высококвалифицированных специалистов. Россия находилась за пределами этих тенденций, поскольку долгое время существовала за «железным занавесом». Однако на пороге третьего тысячелетия российские специалисты в силу ряда внутренних и внешних обстоятельств были вовлечены в процесс интеллектуальной эмиграции.

В последнее время российские политики, экономисты, военные и сами ученые стали все чаще говорить об «утечке мозгов» (или «утечке умов») как одной из актуальных проблем, которая стоит перед Россией.

«Утечка мозгов» — это процесс, при котором из страны или региона эмигрируют учёные, специалисты и квалифицированные рабочие по экономическим, реже политическим, религиозным или иным причинам [1].

Масштабная утечка мозгов из России началась после распада СССР во время экономического кризиса 1990-х годов, который существенно сократил правительственную поддержку научной деятельности и способствовал отказу промышленности от проведения научных исследований. Многие российские учёные, одарённые специалисты, покинувшие страну, занимали ведущие позиции в составе научного сообщества. Так, в СССР число занятых в науке с 1991 по 1999 год сократилось более чем в два раза (с 878,5 тыс. до 386,8 тыс. человек). Только в США сейчас работают десятки тысяч русских учёных, а общий показатель «утечки мозгов» за границу до сих пор не поддаётся подсчёту. Некоторые исследователи оценивали ежегодные потери России в 1990-е гг. от «утечки мозгов» в 50 млрд. долларов и утверждали, что она нанесла невосполнимый урон интеллектуальному потенциалу страны [2].

Сейчас основную массу квалифицированных эмигрантов из России составляет молодые люди с высшим образованием. Причины очевидны: низкая заработная плата, cложности с устройством на работу по специальности, отсутствие перспектив и возможностей заниматься научной деятельностью. Так, по официальной статистике, до 60% россиян — победителей международных олимпиад уезжает на работу за границу, а обратно возвращаются лишь единицы (9%) [2].

Однако в последние годы показатель уезжающих ученых и квалифицированных специалистов из России за границу постоянно снижается. С недавнего времени российские власти начали прилагать усилия, чтобы заинтересовать молодых людей заниматься наукой с помощью повышения стипендий, увеличения мест в научных институтах и участия в конкурсах. Также, правительство России включили поддержку науки и образования в список объявленных президентом Путиным В. В. так называемых национальных проектов.

На данный момент в РФ практикуется система Президентских грантов (тысяча грантов в год по 150 тыс. руб. для кандидатов и по 250 тыс. руб. — для докторов наук), а также грантов Академии наук и различных фондов.

Необходимо отметить, что в России существует федеральная целевая программа развития научно-технологического комплекса на 2014–2020 годы. Согласно проекту постановления, общая стоимость программы составит 203,7 млрд. руб., из которых бюджетные средства — 168,3 млрд. Из них на научные исследования выделено 103 млрд. руб.

К мероприятиям, целью которых является заинтересовать молодежь наукой можно отнести:

1) международную студенческую научную конференцию - «Студенческий научный форум». С каждым годом он привлекает все больше участников из разных уголков России и стран ближнего и дальнего зарубежья, расширяя не только географические, но и тематические границы, затрагивая самые актуальные проблемы всех отраслей современной науки.

На прошедшем форуме 2017 года работало 634 научные секции по 23 научным направлениям, было представлено 9536 докладов, а в обсуждении докладов приняли участие 5799 человек. Для сравнения, на Форум-2009 было представлено только 408 докладов.

2) Московский Экономический Форум — это международная экспертная площадка по выработке стратегических решений, а также антикризисных программ, направленных на развитие экономической политики России. Основной целью форума является формирование образа будущего России, поиск ответов на вопросы: «Какие цели мы ставим?», «К чему стремимся?», «Какую роль Россия займет в мировой экономике?», «Что будем импортировать, а что экспортировать?», «Чем будут заниматься наши дети?», «Каким будет наше общество, и какие ценности станут идеалами?». Особое внимание уделяется участию в форуме ведущих молодых ученых, студентов экономических вузов России, предпринимателей и общественных деятелей.

Для меня поездка на этот Форум в 2017 году явилась событием, которое произвело незабываемой впечатление. Это такая возможность посмотреть и послушать не только ровесников, приехавших на данное событие, но и узнать мнение ученых мирового уровня и представителей бизнес сообществ о будущем России, о том, как и что нужно сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Представления о России таких людей как Анатолия Бабкина, Руслана Гринберга, Бакыта Торобаева, Ванг Вена, Марко Риччери и других впечатляют своей масштабностью взглядов на протекающие в России события.

3) Конкурс «Лидеры России» созданный для подготовки руководителей нового поколения. Цель проекта – выявление, развитие и поддержка наиболее перспективных руководителей-лидеров со всей России, обладающих высоким уровнем развития управленческих компетенций.

Все вышеперечисленные мероприятия российского масштаба, но и правительства регионов также заинтересованные в развитии науки и образования делают все возможное, чтобы удержать перспективную молодежь.

Так, в Ивановском регионе создана достаточно сильная образовательная и научная инфраструктура, обладающая значительным научно-техническим и инновационным потенциалом. Необходимо отметить, что Ивановская область является одним из ведущих образовательных центров России. Образование в г. Иваново представлено 7 высшими учебными заведениями, 36 профессиональными образовательными организациями и 277 общеобразовательными организациями. Ивановские ВУЗы востребованы гражданами иностранных государств: здесь обучаются представители 39 стран дальнего и 12 ближнего зарубежья.

В регионе действуют научные организации, имеющие мировое значение: Институт химии растворов РАН, НИИ материнства и детства, Зарубежэнергопроект и инновационно-активные предприятия, выпускающие продукцию мирового уровня на основе последних достижений науки и техники (ГК «Стандартпласт», ООО «Нейрософт», ОАО «Ивхимпром», ООО «Поликор», АО «Ультрастаб», ООО «Объединение «Специальный текстиль»).

В целях развития прикладной и фундаментальной науки Правительством Ивановской области ведется работа по реализации совместных конкурсов научно-исследовательских проектов с Российским Фондом Фундаментальных Исследований (РФФИ), Российским Гуманитарным Научным Фондом (РГНФ). Общий объем финансирования из областного бюджета на эти цели в 2017 году составил 3,9 млн. рублей.

Также, в Ивановском регионе большое внимание уделяется повышению уровня вовлеченности детей в научно-техническое творчество и изобретательскую деятельность, развитию самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся. С этой целью создаются современные институты дополнительного образования для детей и молодежи: такие как Школа молодых инженеров на базе частного детского сада «ВундерКинд», которая в 2016 году получила статус STEM – центра Intel; Центр детского технического творчества «Новация», работа которого признана Агентством стратегических инициатив одной из лучших региональных практик в сфере дополнительного образования в стране; Летняя школа юных химиков на базе Ивановского государственного химико-технологического университета; Центры молодежного инновационного творчества «Агентство Инноваций» и «Фабрика дизайна». С целью формирования у детей изобретательного мышления, развития технических способностей и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей в регионе планируется создать детский технопарк «Кванториум» на базе Центра детского технического творчества «Новация» с участием негосударственного сектора и организаций реального сектора экономики.

Все это, на наш взгляд, поможет затормозить «утечку мозгов» создав условия для жизни и творческой деятельности интеллигенции, повысив престиж и социальный статус в обществе научного работника, грамотного инженерно-технического, квалифицированного рабочего.

1.Энциклопедия Britannica. Режим доступа: https://www.britannica.com. (дата обращения 28.01.2018)

2.Официальный сайт Центра гуманитарных технологий. Режим доступа: http://gtmarket.ru. (дата обращения 25.01.2018)

Просмотров работы: 185