РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАЗВИТИИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАЗВИТИИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

Барышева А.В. 1, Краснова Т.В. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Региональный компонент с точки зрения искусства – это содействующая сила, являющаяся причиной развития народных промыслов в конкретной части страны. Изготавливаемые изделия, зачастую, имеют этнографическую привязку, отражающую образ жизни и исторические традиции региона: сюжеты, мотивы, образы [5]. Если говорить о региональном компоненте, как о более общем понятии, то можно определить, что региональный компонент - это компонент, относящийся к какой-то конкретной части страны и отдельной территории. Каждая отдельно взятая территория может быть охарактеризована уровнем экономического развития, культурными традициями и природными ресурсами. Эти факторы влияют на индивидуальное развитие регионов. Рассмотрим региональный компонент как источник развития народных промыслов России и Урала в частности.

Формирование большинства народных промыслов, неразрывно связано с природно-географическими особенностями. Творческий потенциал мастеров, воплощается за счет наличия природных материалов и традиций в технологии их обработки. [1] Рассмотрим наиболее яркие примеры народных промыслов различных регионов России (табл. 1).

Таблица 1 - Народные промыслы регионов России

Народный промысел

Изображение

1

Вологодское кружево. (Город Вологда).

Кружево, плетенное изо льна на коклюшках (деревянных палочках). Восходит в XVI веке, как промысел известен с начала XIX века. Основными характеристиками является чистота линий, богатство узоров и мерные ритмы орнаментов. Высокое мастерство придало этому кружеву мировую известность.

 

2

Оренбургский пуховый платок. (Город Оренбург).

Выполняется из тончайших нитей и козьего пуха. Известен уже около 250 лет, является образцом высокого вязального искусства, один из основных символов России.

 

3

Дымковская игрушка. (Слобода Дымково, близь города Вятки (нынче входит в состав г. Кирова).

Яркие глиняные игрушки ручной работы, представляющие фигуры животных, сказочные и бытовые сцены. Изготавливаются более 400 лет.

 

4

Абашевская игрушка. (Село Абашево, Самарская область).

Небольшие глиняные игрушки-свистульки, имеющие форму домашних или диких животных, офицеров, барыней. Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла.

 

5

Каргопольская игрушка (Город Каргаполь, Архангельская область).

Небольшие расписные глиняные изделия, выполненные из местной красной глины. Представляет фигуры людей и животных,

 

6

Гжель.(«Гжельский куст» Раменский район Московской области).

Производство керамики и фарфора с нарядной, строгой и лаконичной синей росписью. Сюжетами для росписи служат многочисленные растения, птицы, животные и рыбы.

 

7

Хохлома (Деревня Хохлома, Нижегородская область).

Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, возникшая в XVII веке. Выполняется красным, желтым, оранжевым, золотым и зеленым цветами по черному фону. Основными изображениями являются гроздья рябины и земляники, цветы, животные и рыбы.

 

8

Городецкая роспись. (Город Городец, Нижегородская область).

Яркая, лаконичная роспись, изображающая фигуры животных и цветочные узоры. Выполняется свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Применяется для украшения дверей, ставней, мебели. Существует с середины XIX века.

 

9

Жостовские подносы. (Деревня Жостово, Московская область).

Расписные картины, известные с XIX века, выполненные приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.

 

10

Палехская миниатюра (Поселок Палех, Ивановская область).

Роспись, представляющая собой тонкое, поэтичное видение мира. Выполняется на папье-маше коричнево-оранжевыми и синевато-зелеными тонами, затем переносится на поверхность изделий всевозможных форм и размеров. Известная с XVIII века. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире.

 

11

Федоскинская миниатюра (Село Федоскино, Московская область).

Живописная лаковая миниатюра, сложившаяся в конце XVIII века, выполняемая на папье-маше масляными красками.

 

12

Каслинское литье (Город Касли, Челябинская область).

Художественные изделия из чугуна известные с середины XVIII века. Представляют собой скульптуры, небольшие статуэтки и предметы архитектуры.

 

13

Златоустовская гравюра (Город Златоуст, Челябинская область).

Златоустовская гравюра на стали используется для придания металлу неповторимого художественного вида. Зачастую применяется для оформления оружия, предметов быта, медалей из золота, серебра и никеля. Приобрела известность в начале XIX века.

 

Богатство и разнообразие ремесел и промыслов России обусловлено богатством природных ресурсов РФ. Каждый регион страны имеет собственный колорит, сформированный на протяжении длительного времени. Рассмотрим более подробно промыслы Урала, как яркий пример, отражающий влияние регионального компонента на развитие народных промыслов. На Урале на протяжении последних двух веков получили свое развитие многие промыслы. Бурачный промысел (распространен в Нижнем Тагиле), льняное производство (в Свердловской области), Сундучный промысел (город Невьянск), производство самоваров (на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска), художественное литьё (Каслинское и Кусинское литье на Южном Урале), лаковая роспись по металлу (Нижний Тагил), резьба по камню (Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке на территории современной Свердловской области), производство фарфора (Налажено в 1960 в г. Сысерть), колокольное производство (Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 г. в г. Каменск-Уральском) и многие другие промыслы. В частности, Южный Урал славится не только Каслинским художественным литьем из чугуна, Златоустовской гравюрой на стали, но и камнерезным искусством. Зарождение камнерезного искусства на Урале началось в XVIII веке. Уральскими мастерами обрабатывалось большое разнообразие парод камней. В Екатеринбурге в небольшой мастерской был налажен выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней, на основе этой мастерской в дальнейшем была создана камнерезно - гранильная фабрика. С открытия залежей белого гипсового камня и селенита на Урале к середине XIX века началась декоративная обработка мягких пород камней. Благодаря этому камень стал основным материалом в изготовлении несложных изделий ручной работы, таких как: фигурки животных, лоточки, пепельницы. Всё это привело к развитию традиционной художественной обработки камня. К концу XIX века камнерезное производство было размещено в крупных заводских поселках. [4]. Производство способствовало развитию предприятий, связанных с добычей и переработкой натурального камня. В недрах уральских гор найдено огромное количество различных минералов, учтено более 10 тысяч месторождений полезных ископаемых. Особенно Урал славится своими самоцветами – драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. На Урале добываются: изумруд, гранат, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит, змеевик, орлец и многие другие, удивительно красивые минералы. Из этого многообразия камней народные умельцы создают неповторимые шедевры современного искусства. Применение камня в проектах по облицовке интерьера отделочными (поделочными) и даже полудрагоценными камнями позволяет создавать эксклюзивные вещи. Камень применяют в изготовление декоративных панно, облицовке каминов, лестниц, оконных порталов, беседок, фонтанов, а также в декоративных изделиях малых форм: светильниках, вазах, скульптурах и ювелирных изделиях. Такие возможности обусловлены богатыми природными ресурсами Уральского региона. На Урале используется широкий спектр различных способов обработки камня: резка, скалывание, шлифовка, полировка, лощение и т.д. Мастерами Урала на протяжении десятилетий разрабатывались мотивы, методы шлифовки, диапазон применения камня был расширен. Формировались культурные традиции, способствующие «узнаваемости изделий» уральских мастеров.

Если говорить об экономической составляющей регионального компонента, то по данным областного экспертного совета, например на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном Минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей [2]. Творения умельцев в современном мире стали своего рода брендом России. Фирменный стиль – это одна из самых главных составляющих при укреплении узнаваемости бренда. Увеличение доверия и рейтинга бренда напрямую зависит от положительного имиджа и его узнаваемости. При разработке фирменного стиля важен яркий визуальный образ, который способен выделить бренд на рынке. Что, как не образ творческих решений Российских мастеров может сформировать такое лояльное отношение на мировом к продукции РФ в целом и её регионов [3]. Цитируя Дениса Монтурова, министра РФ, Российская Газета приводит фразу: «За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги». По словам министра промышленности РФ «Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача» [2].

Вывод: Роль регионального компонента в развитии народных промыслов значительна. Она обусловлена факторами экономического, культурологического характера и наличием природных ресурсов. Всё это, в свою очередь, влияет на уровень экономического развития региона, развитие его культурных традиций. Творческий потенциал мастеров, воплощается за счет наличия природных материалов и традиций в технологии их обработки. Творения Российских мастеров стали своего рода национальными символами, представляющими своеобразие нашей страны (и её регионов), ее индивидуальность в мировом пространстве.

Список литературы:

  1. Балаболкин А.С., Вахитова Р.Р. Роль принципов народной педагогики в обучении традиционным народным промыслам: историко-культурный аспект/ А.С. Балаболкин, Р.Р. Вахитова // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 152.

  2. Дубичева Ксения Российская газета - Экономика УРФО №7425 (259) 16.11.2017/ Ксения Дубичева [Злектронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2017/11/15/reg-urfo/narodnye-promysly-na-urale-okazalis-na-grani-ischeznoveniia.html,(Дата обращения: 16.01.2018)

  3. Краснова Т.В., Брезгулевский П. Фирменный цвет в формировании имиджа/ Т.В.Краснова, П. Брезгулевский //Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-2. С. 254-255.

  4. Художественные изделия из камня [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.treeland.ru/article/pomo/gems/artistic_stone_products, (Дата обращения: 14.01.2018)

  5. Шитикова, И.Б. Обращение к региональным этнокультурным традициям как важнейшему компоненту народного искусства // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / И.Б. Шитикова, А.В. Плешкова. 2017. С. 548-550

Просмотров работы: 199