РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ФИРМА: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ФИРМА: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ»

Парвицкая А.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС среднего (полного) общего образования в процессе изучения экономики у учащихся формируются следующие предметные навыки:
  1. Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государств;

  2. Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально – экономическом развитии общества, понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  3. Сформированность экономического мышления;

  4. Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках;

  5. Сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовать экономические проекты;

  6. Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально – экономических ролей;

  7. Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;

  8. Понимание места и роли России в современной мировой экономике.

Раздел «Фирма: издержки производства и прибыль» является одним из основных разделов экономики в школе. Издержки производства и прибыль представляют собой серьезную и актуальную проблему в экономике на сегодняшний день. Основным звеном всей экономики является предприятие, именно к нему, в условиях рыночных отношений, перемещается центр экономической деятельности. Именно здесь создаются необходимые обществу товары и услуги, решаются вопросы экономического расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, стараются свести к минимуму издержки производства. Именно поэтому изучение данного раздела экономики очень важно для учащихся.

Цель исследования - разработка методического обеспечения раздела «Фирма: издержки производства и прибыль».

Вопрос изучения издержек занимает центральное место в экономической науке. В рыночной экономике одним из критериев эффективности и финансовой состоятельности организаций является определенный размер текущей и долговременной прибыльности. В свою очередь, она при соответствующем уровне цен, неразрывно связана и определяется стоимостью потребленных в процессе производства ресурсов, определяющих уровень издержек производства. Изучение данной темы в школьном курсе экономики является одной из главных составляющих подготовки обучающихся к самостоятельной жизни.

Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности экономических знаний и умений в 11 классе проводилась после прохождения раздела «Фирма: издержки производства и прибыль».

Были проведены экспериментальные уроки для усвоения обучающимися раздела «Фирма: издержки производства и прибыль». Уроки по данному разделу проводились на такие темы как: «Фирма как коммерческая организация. Современная фирма». На этом уроке учащиеся должны были узнать, что представляет собой современная фирма, научиться различать фирмы по организационно-правовой форме. Второй урок проводился на тему «Фирма – юридическое лицо. Продукт фирмы». На этом уроке учащиеся должны были узнать, что представляют собой общий, средний и предельный продукт фирмы, уметь объяснять действие закона убывающей эффективности. Третий урок «Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль». На этом уроке учащиеся должны были узнать что включается в бухгалтерские издержки и экономическая прибыль, научиться определять эффективность работы фирмы, узнать, что включается в экономические издержки и экономическую прибыль. Четвертый урок проводился на тему «Динамика издержек. Общие и средние издержки. Постоянные, переменные и предельные издержки». На этом уроке учащиеся должны были узнать, какая связь существует между уровнем издержек и объемом выпускаемой продукции фирмой, научиться измерять издержки фирмы и определять эффективность ее деятельности. Пятый урок был на тему «Проблема оптимального размера фирмы. Роль малого бизнеса в экономике». Учащиеся должны узнать, что понимается под эффектом масштаба производства, научиться объяснять, почему в экономике наряду с крупными предприятиями существуют мелкие и средние. На последнем уроке был проведен тест. Учащимся было предложено ответить на 13 вопросов теста по экономике.

Основной целью тестирования являлось выявление уровня сформированности экономических знаний и умений по разделу «Фирма: издержки производства и прибыль».

Тест включал в себя такие вопросы, как:

1). Выберите верные утверждения.

Экономические издержки:

а).включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;

б).включают в себя явные издержки, но не включают неявные;

в).включают в себя неявные издержки, но не включают явные;

г). не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;»

2). Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

а).прибыль, получаемая при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

б).прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли;

в).прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни;

г).минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма осталась в пределах данной сферы деятельности;

3). Средние общие издержки производства являются минимальным по своей величине при…

а).объеме производства, обеспечивающем получение максимума экономической прибыли

б).неизменности постоянных издержек

в).равенстве средних общих и предельных издержек

г).равенстве средних переменных и предельных издержек

4). Прирост издержек, вызванный затратами на производство дополнительной единицы продукции, называется…

а).средними издержками

б).предельными издержками

в).переменными издержками

г).средними постоянными издержками

д).средними переменными издержками

5). Экономическая прибыль равна разности между :

а).валовым доходом и внешними издержками

б).внешними и внутренними издержками

в).валовым доходом и общими издержками

г).бухгалтерской и нормальной прибылью

д).бухгалтерской прибылью и внутренними издержками

6). Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют факторы производства. Укажите эти два термина.

а).предпринимательство г). курс валют

б).труд д). капитал

в).ценные бумаги е). земля

7). Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

Издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от ____________ и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия __________ и ___________. Здесь, цена изменяется под воздействием законов рыночного ценообразования, а издержки могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов.

На основе проведения данного эмпирического материала, было выявлено, что уровень усвоения знаний в 11 классе по разделу «Фирма: издержки производства и прибыль» находится на среднем уровне, средняя оценка за тест была 4.

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод, что разработанный методический материал по разделу «Фирма: издержки производства и прибыль» учащимися был усвоен хорошо. Данный материал поможет учащимся в дальнейшем изучении экономики и в дальнейшей жизни. Проведенное тестирование помогло выявить пробелы в знаниях учащихся по данному разделу.

Просмотров работы: 141