ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Калашникова Ю.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно современным нормативным документам, одной из основных задач системы музыкального образования является получение, усвоение и накопление комплекса знаний и социального опыта, расширение музыкального и общего культурного кругозора учащихся [5]. Музыкальные знания играют важную роль в развитии общих музыкальных способностей, самообразовании школьников, формировании основ музыкальной культуры личности в целом.

В научной литературе (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Б. Г. Мещеряков, Е. Н. Шиянов и др.)знания рассматриваются как результат познавательной деятельности личности, отражение действительности в ее сознании в виде идеальных образов – информации, фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий, обобщенной картины мира и другого [6].

В сфере педагогики и методики музыкального образования, понятие «знания» интегрируются в сферу музыкально-познавательной деятельности учащихся. Приобретаемые учащимися в процессе музыкального образования знания – это знания самой музыки, знания о музыке (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева и др.).

Музыкальные знания дифференцируются на ключевые и частные. Ключевыми знаниями о музыке являются знания об интонационной природе музыки, о ее содержании, музыкальном образе, музыкальных жанрах, мелодии, ладе, ритме, темпе, гармонии, динамике, тембре, регистре, музыкальной форме. К частным знаниям относятся музыкально-исторические знания (о биографии композитора и др.), музыкально-краеведческие знания и ряд других [1; 2].

К знаниям самой музыки (музыкального репертуара), относятся знания о музыке классической, народной и массовой традиции (приоритетное значение имеют шедевры русской и зарубежной музыкальной культуры, музыка регионального компонента).

Актуальным в настоящее время является вопрос формирования музыкальных знаний в младшем школьном возрасте, так как основным видом деятельности младших школьников становится учебно-познавательная деятельность. Именно в этом возрасте активно развиваются психические процессы (мышление, воображение и т. д.), что влияет на эффективность приучения растущей личности к систематическому умственному (интеллектуальному) труду.

В связи со сказанным, получение, усвоение и накопление комплекса музыкальных знаний, формирование умений и навыков младших школьников является важной педагогической, практико-ориентированной проблемой.

Формирование знаний в научной литературе (С. Ф. Анисимов, Г. И. Курган, А. И. Титаренко и др.) рассматривается как процесс понимания, разбора, запоминания и усвоения. Данный процесс связан с принципиально новыми знаниями, умениями, формирование знаний происходит через процесс восприятия, внутреннее принятие информации как личного интеллектуального опыта и реализации знаний в действии, творческой деятельности.

Анализ содержания музыкальных знаний, их видов с точки зрения возрастного развития младших школьников на основании работ Д. Б. Кабалевского, Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и др. позволяет сделать вывод, что в качестве критериев сформированности музыкальных знаний у младших школьников выступает:

– наличие музыкально-теоретических знаний, наличие музыкально-краеведческих знаний, знание музыкального репертуара (академической и фольклорной традиции);

– наличие положительного отношения к формируемым знаниям в процессе музыкального обучения;

– умение использовать знания в музыкально-познавательной деятельности (анализ музыкального произведения, оценка, интерпретация, художественные обобщения), умение активизировать знания в творческой деятельности (слушание, пение, игра на народных музыкальных инструментах, театрализация в народном стиле и др.), общеучебная активность.

Формирование музыкальных знаний, в том числе музыкально-краеведческой направленности, становится возможным в процессе занятий учащихся в фольклорном ансамбле. Фольклорный ансамбль (Л. Г. Гаврилова, Т. В. Волнянская и др.) характеризуется в исследованиях как музыкально-творческое объединение учащихся, самобытное синтезированное искусство, функционирующее на основании взаимодействия песни, танца, хороводов, народной игры, инструментального исполнительства, пантомимики, декламации [3; 4].

Ряд художественно-дидактических особенностей фольклорного ансамбля позволяют рассматривать данную творческую форму как эффективное средство формирования музыкальных знаний младших школьников.

Фольклорный ансамбль является носителем учебной информации, музыкальных знаний и представлений в области фольклора, народной музыкальной культуры, народного пения, его особенностях, музыкально-фольклорных жанрах, музыкальных традициях русского и других народов.

В процессе занятий младших школьников в фольклорном ансамбле могут эффективно формироваться ключевые музыкальные знания, изучаться нотная грамота, средства музыкальной выразительности, знания о содержании музыкального образа и другие. Данные знания усваиваются детьми на высоком уровне, так как фольклорный материал доступен и ярок, легко запоминается учащимися.

Фольклорный ансамбль как форма синтезирует в своем содержании различные виды искусства (театр, хореография и др.), поэтому музыкальные знания усваиваются на практико-ориентированном уровне, в процессе реализации различных видов творческой деятельности.

Также формирование музыкальных знаний в процессе занятий детей в фольклорном ансамбле предполагает реализацию интерактивных форм музыкального образования (фольклорные игры, праздники, музыкально-фольклорные детские забавы, концерты-беседы, фольклорные спектакли). Данные формы способствуют усвоению музыкальных знаний в процессе диалога, активного творческого сотрудничества педагога и учащихся.

Таким образом, фольклорный ансамбль позволяет активизировать процесс реализации знаний младшими школьниками в действии (умениях, навыках), творческой деятельности и обеспечить процесс формирования музыкальных знаний поэтапно (от познания явлений, фактов в музыкально-фольклорной культуре, их осмысления, эмоционального переживания, интерпретации, оценки и осознания необходимости использовать данные знания в практической жизнедеятельности).

Литература:

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Прометей, 2013. – 431 с.

2. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования : учеб. пособие / Л. А. Безбородова. – М. : Флинта, 2014. – 236 с.

3. Волнянская, Т. В. Народная музыкальная культура как средство развития музыкально-творческих способностей / Т. В. Волнянская // Практико-ориентированная направленность народно-певческого образования : сб. материалов Всерос. науч.-метод. семинара, 6 дек. 2016 г. / отв. за вып. О. Я. Жирова, О. В. Логвинова ; Белгородский государственный институт искусств и культуры. – Белгород, 2017. – С. 94–98.

4. Гаврилова, Л. Г. Организационно-воспитательные и методические основы работы в детском фольклорном коллективе / Л. Г. Гаврилова // Практико-ориентированная направленность народно-певческого образования : сб. материалов Всерос. науч.-метод. семинара, 6 дек. 2016 г. / отв. за вып. О. Я. Жирова, О. В. Логвинова ; Белгородский государственный институт искусств и культуры. – Белгород, 2017. – С. 98–102.

5. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014 № 1644) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12; Российская газета. – 2011. – 1 февраля.

6. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2013. – 491 с.

Просмотров работы: 180