В связи со сказанным мы провели исследование, в котором были решены следующие задачи: 1) выявлены сущность и структура внутреннего слуха (музыкально-слуховых представлений); 2) выделены методы развития музыкально-слуховых представлений у младших школьников в процессе обучения в музыкальной студии по инструментальному музицированию; 3) проведено экспериментальное исследование развития компонентов внутреннего слуха у учащихся; 4) разработаны методические рекомендации по развитию музыкально-слуховых представлений у учащихся на занятиях в школьной музыкальной студии по инструментальному исполнительству.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что музыкально-слуховые представления трактуются как способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Другими словами, музыкально-слуховые представления – это способность слухового звуковысотного представления пространственно-временной координации элементов музыкальной ткани, осуществляющаяся в формах внутреннего слышания и пения, лежащая в основе различных видов музыкальной деятельности (пения вслух, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и др. [1].
Музыкально-слуховые представления обладают сложной структурой и включают в себя множество элементов, направленных на представление различных сторон музыки. В научной литературе выделяются следующие элементы музыкально-слуховых представлений: представление звуковысотных отношений, тонального и ладо- функционального строения музыкального произведения; представление одноголосия (мелодический слух) и многоголосия (гармонический слух); представление тембров и динамики; представление формы-структуры музыкального произведения; представление метро-ритмической организации произведения; представление фонизма элементов музыкального языка [1].
Механизм внутреннего слухапредставляет собой цепочку из следующих умственных действий учащегося: предслышу – вижу – играю – слышу.
На основе анализа работ по методике музыкального образования младших школьников нами была разработана методика развития музыкально-слуховых представлений, основные положения которой заключаются в следующем:
1) в качестве эффективной формы для развития музыкально-слуховых представлений у младших школьников в процессе инструментального музицирования используются занятия в школьной музыкальной студии; (студия трактуется как учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из жанров, видов искусства. Особенностью музыкальной студии, в отличие от музыкальной школы, является ее общедоступность, сочетающаяся с профессиональностью и систематичностью приобретения знаний и умений).
2) экспериментальная методика обучения включает в себя целевой, диагностический, мотивационно-потребностный, содержательный, деятельностный компоненты;
– целевой компонент организует отдельные этапы обучения в единое целое, поможет оптимально пройти путь от уяснения учебной задачи до её решения;
– диагностический компонент позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкально-слуховых представлений ребенка и определить индивидуальный путь их развития на занятиях в музыкальной студии;
– мотивационно-потребностный компонент обеспечит формирование у учащихся положительной мотивации к инструментально-исполнительской деятельности; установки и потребности у учащихся на выполнение требований педагога;
– содержательный компонент позволит развить музыкально-слуховые представления младших школьников при помощи комплексного применения общепедагогических, музыкально-педагогических и специальных методов;
– деятельностный компонент позволит на основании дидактических принципов активизировать музыкально-слуховые представления детей в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений; накопить исполнительский репертуар, а также интеллектуально, эмоционально, технически и художественно развить учащихся.
3) экспериментальная методика опирается на дидактические принципы: синтеза, триединства, соотношения цели и средств, сотрудничества, повторения, дифференцированного подхода, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей;
4) комплекс методов содержит общепедагогические (словесные, наглядные, практические), музыкально-педагогические (мeтoд «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, размышления о музыке, создания композиций, установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе) и специальные методы (дифференцированного слушания ткани произведения, слежения за развитием звучащей музыки по нотам, интонирования мелодии вслух и про себя, слухового восприятия и эмоционального переживания аккордовых формул, ладогармонических связей, ощущения метроритмических формул, определения на слух тембров различных инструментов, исполнения музыкального произведения в воображаемом тембре музыкального инструмента, преувеличенной нюансировки, чтения с листа, подбора и игры по слуху и др.).
На основе выявленных теоретических положений мы провели педагогический эксперимент. Эксперимент проводился на базе Большеелховской средней школы Лямбирского района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 24 учащихся 3 класса. В ходе эксперимента мы разработали и провели диагностирующее исследование уровня развития внутреннего слуха младших школьников; затем провели экспериментальное обучение детей на занятиях в музыкальной студии, следующим этапом стало проведение контрольного этапа эксперимента и на основе полученных данных мы составили методические рекомендации для учителей музыки.
Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о том, что процессы развития внутреннего слуха учащихся протекают особо эффективно в тех случаях, когда и практически, собственноручно оперируют с материалом. Результаты экспериментальной работы доказали, что в процессе обучения игре на инструменте у учащихся произошли следующие изменения: 1) сформировалась мотивация к музыкально-исполнительской деятельности; 2) активизировались музыкальные способности путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара; интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования учащихся; 3) улучшились все компоненты музыкально-слуховых представлений.
Литература
1. Оськина, С. Е. Основные свойства внутреннего музыкального слуха и принципы его совершенствования : дис. … канд. искусствоведения / Оськина Светлана Ефимовна. – М., 1982. – 141 с.