РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ ПО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ ПО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ

Кособокова Л.Н. 1, Шишкина С.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди многих задач, стоящих перед учителем музыки, важное место занимает развитие музыкальных способностей у младших школьников, в том числе их важнейшего компонента – внутреннего слуха. Решению этих задач может помочь инструментальное исполнительство детей во внеурочное время. Выразительное инструментальное музицирование, то есть воплощение музыкальных образов произведения в соответствующей художественной форме, требует от учащегося раскрытия всего комплекса музыкальных способностей и особенно внутреннего слуха, обеспечивающих процесс слухового внимания за исполнительскими действиями, опережение двигательных действий и контроль за качеством звукового результата. Анализ практической деятельности педагогов-музыкантов в данном контексте показал, что существующие методики и методические пособия, как отечественные, так и зарубежные, направлены на развитие внутреннего слуха, в основном, на занятиях по сольфеджио. Они не полностью решают проблемы развития внутреннего слуха в процессе инструментального музицирования, так как не учитывают индивидуальные особенности слуха каждого учащегося. Недостатки, распространенные в практике начального обучения игре на инструменте, связаны с тем, что, во-первых, движения учащихся организуются вне взаимосвязи со звуковым предслышанием исполняемого произведения, во-вторых, нотная грамота объясняется отвлеченно и у учащегося складывается формальное отношение к тексту, в-третьих, методика обучения игре на инструменте механически копируется с методики преподавания в музыкальных школах. Основным требованием, отвечающим решению данной проблемы, является необходимость применения методов, основанных на данных диагностики недостатков внутреннего слуха каждого учащегося, разработки критерия оценки качественных различий внутреннего слуха и методики, направленной на развитие музыкально-слуховых представлений (внутреннего слуха) в каждом конкретном случае.

В связи со сказанным мы провели исследование, в котором были решены следующие задачи: 1) выявлены сущность и структура внутреннего слуха (музыкально-слуховых представлений); 2) выделены методы развития музыкально-слуховых представлений у младших школьников в процессе обучения в музыкальной студии по инструментальному музицированию; 3) проведено экспериментальное исследование развития компонентов внутреннего слуха у учащихся; 4) разработаны методические рекомендации по развитию музыкально-слуховых представлений у учащихся на занятиях в школьной музыкальной студии по инструментальному исполнительству.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что музыкально-слуховые представления трактуются как способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Другими словами, музыкально-слуховые представления – это способность слухового звуковысотного представления пространственно-временной координации элементов музыкальной ткани, осуществляющаяся в формах внутреннего слышания и пения, лежащая в основе различных видов музыкальной деятельности (пения вслух, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и др. [1].

Музыкально-слуховые представления обладают сложной структурой и включают в себя множество элементов, направленных на представление различных сторон музыки. В научной литературе выделяются следующие элементы музыкально-слуховых представлений: представление звуковысотных отношений, тонального и ладо- функционального строения музыкального произведения; представление одноголосия (мелодический слух) и многоголосия (гармонический слух); представление тембров и динамики; представление формы-структуры музыкального произведения; представление метро-ритмической организации произведения; представление фонизма элементов музыкального языка [1].

Механизм внутреннего слухапредставляет собой цепочку из следующих умственных действий учащегося: предслышу – вижу – играю – слышу.

На основе анализа работ по методике музыкального образования младших школьников нами была разработана методика развития музыкально-слуховых представлений, основные положения которой заключаются в следующем:

1) в качестве эффективной формы для развития музыкально-слуховых представлений у младших школьников в процессе инструментального музицирования используются занятия в школьной музыкальной студии; (студия трактуется как учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из жанров, видов искусства. Особенностью музыкальной студии, в отличие от музыкальной школы, является ее общедоступность, сочетающаяся с профессиональностью и систематичностью приобретения знаний и умений).

2) экспериментальная методика обучения включает в себя целевой, диагностический, мотивационно-потребностный, содержательный, деятельностный компоненты;

– целевой компонент организует отдельные этапы обучения в единое целое, поможет оптимально пройти путь от уяснения учебной задачи до её решения;

– диагностический компонент позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкально-слуховых представлений ребенка и определить индивидуальный путь их развития на занятиях в музыкальной студии;

– мотивационно-потребностный компонент обеспечит формирование у учащихся положительной мотивации к инструментально-исполнительской деятельности; установки и потребности у учащихся на выполнение требований педагога;

– содержательный компонент позволит развить музыкально-слуховые представления младших школьников при помощи комплексного применения общепедагогических, музыкально-педагогических и специальных методов;

– деятельностный компонент позволит на основании дидактических принципов активизировать музыкально-слуховые представления детей в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений; накопить исполнительский репертуар, а также интеллектуально, эмоционально, технически и художественно развить учащихся.

3) экспериментальная методика опирается на дидактические принципы: синтеза, триединства, соотношения цели и средств, сотрудничества, повторения, дифференцированного подхода, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей;

4) комплекс методов содержит общепедагогические (словесные, наглядные, практические), музыкально-педагогические (мeтoд «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, размышления о музыке, создания композиций, установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе) и специальные методы (дифференцированного слушания ткани произведения, слежения за развитием звучащей музыки по нотам, интонирования мелодии вслух и про себя, слухового восприятия и эмоционального переживания аккордовых формул, ладогармонических связей, ощущения метроритмических формул, определения на слух тембров различных инструментов, исполнения музыкального произведения в воображаемом тембре музыкального инструмента, преувеличенной нюансировки, чтения с листа, подбора и игры по слуху и др.).

На основе выявленных теоретических положений мы провели педагогический эксперимент. Эксперимент проводился на базе Большеелховской средней школы Лямбирского района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 24 учащихся 3 класса. В ходе эксперимента мы разработали и провели диагностирующее исследование уровня развития внутреннего слуха младших школьников; затем провели экспериментальное обучение детей на занятиях в музыкальной студии, следующим этапом стало проведение контрольного этапа эксперимента и на основе полученных данных мы составили методические рекомендации для учителей музыки.

Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о том, что процессы развития внутреннего слуха учащихся протекают особо эффективно в тех случаях, когда и практически, собственноручно оперируют с материалом. Результаты экспериментальной работы доказали, что в процессе обучения игре на инструменте у учащихся произошли следующие изменения: 1) сформировалась мотивация к музыкально-исполнительской деятельности; 2) активизировались музыкальные способности путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара; интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования учащихся; 3) улучшились все компоненты музыкально-слуховых представлений.

Литература

1. Оськина, С. Е. Основные свойства внутреннего музыкального слуха и принципы его совершенствования : дис. … канд. искусствоведения / Оськина Светлана Ефимовна. – М., 1982. – 141 с.

Просмотров работы: 50