Значительное место в комплексе реабилитационных мероприятий занимает социальная реабилитация. «Социальная реабилитация – восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества» [5]. Под социальной реабилитацией понимается комплекс мер, направленных на восстановление или создание разрушенных или утраченных лицом с ограниченными возможностями здоровья общественных связей и отношений вследствие заболевания, инвалидности, изменения социального статуса и иных деструктивных факторов.
При реализации мероприятий социальной реабилитации необходимо учитывать следующие принципы: этапность; дифференцированность; комплексность; преемственность; последовательность; непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий; доступность и бесплатность реабилитационных мероприятий.
Особую актуальность социальная реабилитация приобретает при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью. Чаще всего интеллектуальная недостаточность проявляется в форме олигофрении или умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью обладают сниженным интеллектом и особенностями эмоционально-волевой сферы, что сказывается на развитии ребёнка и его социализации в обществе.
На современном этапе экономического развития российского общества человек с ограниченными возможностями здоровья не выдерживает жёсткой конкуренции на рынке труда, где приветствуются профессионализм и квалификация, владение высокими технологиями, наличие высшего профессионального образования и опыта труда. Наряду с низким уровнем профессионализма и снижением интеллекта выпускники специальной коррекционной школы имеют часто психоневрологические проблемы, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности процессов памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Человек с проблемами в интеллектуальном или физическом развитии, как гражданин Российской Федерации ничем не отличается в праве на труд от других граждан. Однако ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации прав на неё с пользой для окружающих.
Согласно статье 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя…помощь обучающимся в профориентации, выборе профессии и социальной адаптации» [2]. Таким образом, обязанность по профессиональной ориентации и социальной реабилитации возлагается государством на школу.
Большинство школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения в специальной коррекционной школе достигают значительной самостоятельности в труде. Немаловажную роль в формировании мотивов деятельности умственно отсталого школьника играет трудовое воспитание. Л.С. Выготский [3] подчёркивал, что организованный особым образом труд ребёнку с умственной отсталостью обеспечивает всё: общение, речь, сознание. Определяя сущность труда как социально организованного момента, в полной мере раскрывающего для ребёнка с интеллектуальными нарушениями мир духовный и материальный, Л.С. Выготский конкретизировал понимание педагогической стратегии, расставил основные акценты в решении многообразных задач коррекционно-развивающего обучения средствами посильного участия ребёнка с нарушениями интеллекта в труде взрослых, самостоятельном его осуществлении. При этом особое внимание уделяется на то, что качество трудовой деятельности детей с проблемами в развитии должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем самостоятельности ребёнка при решении умственных задач, поставленных в процессе трудовой деятельности [3]. Таким образом, профессиональное обучение и профессиональное самоопределение являются ключевыми моментами социальной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее эффективно задачи профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья решает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда специальной коррекционной школы. Правильно созданные условия, формы и содержания профессионально-трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья способны обеспечить освоение трудовых умений и навыков в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, формировать общую культуру личности, её социализацию и решение социально-бытовых и нравственно-этических проблем [6, 7].
Характеризуя психические особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо отметить, что знания учащихся о профессиях достаточно ограничены, представления о профессиях могут быть искажены. Дети не имеют чётких представлений об отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им не известны собственные профессиональные пригодности к тому или иному виду труда. Нередко дети обладают завышенной самооценкой и уровнем притязаний, выбирая недоступные профессии, например профессию врача или лётчика. Таким образом, профессиональные намерения ребенка с интеллектуальной недостаточностью нередко расходятся с возможностями овладения профессиями.
Профессиональное самоопределение умственно отсталых школьников затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий и представлений, незрелостью чувств, интересов и неадекватной самооценкой. Выпускники специальной коррекционной школы самостоятельно не достигают такого уровня профессионального познания, который бы позволил им самостоятельно соотнести свои возможности, предпочтения и реальные запросы рынка труда. В силу сложности самостоятельного выбора профессионального пути ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, эту роль на себя берут школа и семья [4].
Профессиональной ориентации отводится большая роль в специальной коррекционной школе. Профессиональная ориентация выступает слаженной системой мероприятий, конечной целью которой является успешный, социально-благополучный, овладевший профессией и реализующий себя в труде выпускник.
Профориентационная работа с учащимися с умственной отсталостью начинается в начальной школе, где на таких предметах как ручной труд, развитие речи и математика учитель начальной школы знакомит детей с профессиями, формирует начальные трудовые навыки, формирует понятие о труде, как основной деятельности человека.
С 4 класса начинается профильное обучение, по таким направлениям как: швейное дело, столярное дело, обувное дело, картонажное дело. Выбор профильного обучения напрямую зависит от уровня овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессиями. В процессе обучения перед учителями трудового обучения непосредственно стоят задачи профориентации. У учащихся формируют и развивают трудовые навыки плотницкого, швейного, обувного или картонажного дела. Анализируя опыт специальных коррекционных школ Архангельской области, необходимо отметить, что школами выбраны два профиля обучения: столярное и швейное дело. Выбор столярного и швейного дела как направлений трудового обучения неслучаен, он обусловлен особенностями рынка труда Архангельска, экономическими особенностями города, в котором есть швейный комбинат, активно ведётся строительство, развито жилищно-коммунальное хозяйство.
К окончанию школы учащиеся уже имеет представления о доступных для них профессиях, а также владеют трудовыми навыками изучаемого ими профильного предмета. Активная работа по профессиональной ориентации в выпускных классах ведётся специалистами школы: социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителей, воспитателем интерната.
Характеризуя профориентационную работу в школе, необходимо отметить два круга взаимодействия: малый – внутришкольный и большой, связывающий специальную коррекционную школу с другими учреждениями.
Ключевым звеном малого круга взаимодействия является непосредственно воспитанник с ограниченными возможностями здоровья, с которым работают специалисты школы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатели интерната, учитель трудового обучения.
В большой круг взаимодействия входят учебные заведения системы профессионального образования, городской центр занятости населения, центр содействия профессиональной ориентации.
В годовой план профориентационной работы включаются следующие мероприятия: консультации для педагогов; индивидуальная и групповая диагностика; классные часы; индивидуальная работа с выпускниками «группы риска», из семей, находящихся в социально-опасном положении; родительские собрания в выпускных классах; экскурсии в профессиональные образовательные учреждения, центр занятости населения.
В процессе реализации вышеперечисленных мероприятий педагоги и специалисты консультируют выпускников и их родителей по вопросам дальнейшего обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, освещают вопросы востребованности профессий на рынке труда и т.п. С учащимися проводится диагностическая работа по определению профессионального пути, а в случае неверной ориентации учащегося – коррекция и переориентация.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181- ФЗ.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
4. Копылова Т.Г., Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология. - 2006. – № 5. – С. 75–78.
5. Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.studmed.ru/view/medvedeva-es-slovar-terminov-po-teorii-socialnoy-raboty_13a3b6648fd.html (дата обращения 28.01.2018).
6. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М: ТЦ Сфера, 2005.– 384 с.
7. Трубина Е. Н. Профориентационная работа как средство социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья/ Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 18 ноября 2016г./составители: Байрамов В.Д., Ореховская Н.А. – М.: МГГЭУ, 2016. – С. 710–719.