ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРОДАХ УКРАИНЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРОДАХ УКРАИНЫ

Лазуренко Н.Л. 1, Малонухина Э.Ю. 1, Ткач Н.А. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Экологические проблемы в городской среде, в связи с резким возростанием факторов и объектов загрязнения, становятся все больше актуальными. По прогнозным оценкам специалистов в 2017 году в мире около половины человечества проживает в городах (точных и окончательно достоверных данных еще не опубликовано ни в каких документах за 2017 и январь 2018 года), а к периоду 2050 года данный показатель в среднем по планете составит около 70% и ожидается в размере 80% в развитых странах.

Проблема. В Украине численность городского населения составляет 65,8% от всего населения страны. Согласно рейтингу стран мира по уровню урбанизации за 2014 год Украина стоит в первой сотне наиболее урбанизированных стран планеты (89 место).

Основная часть. Глобальный процесс увеличения количества городов с сосредоточением в них всех необходимых для политической, экономической и культурной жизни инфраструктурных элементов в Украине проходил практически неравномерно. Это было связано с различными экономическими и политическими процессами в жизни страны с ХV до начала ХХ века. Процесс наибольшей интенсивности городской урбанизации на территории Украины проходил последние 100 лет, сразу после Первой мировой войны 1914-1918 годов.

В 1987 году состоялся конгресс Всемирной ассоциации мегаполисов. На конгрессе отмечено, что крупнейшие города, являются центрами сосредоточения интеллектуальных и культурных ценностей для населения развитых стан. Они, крупнейшие города, дают большие возможности для развития культуры, здравоохранения и т.п.. Одновременно при дальнейшем глобальном развитии и функционировании крупнейших городов объективно возникают значительные трудности. И это противоречие в наличии больших возможностей и существенных трудностей (усложняется управление всеми инфраструктурными элементами, снижается транспортная и пешеходная доступность для населения при резком увеличении территории города и т.д.) может привести (а зачастую и приводит) к ситуации и условиям, при которых сам город из основного двигателя экономического и социального прогресса, становится его тормозом. Резко ухудшаются условия жизни городского населения, связанные с усложнением в управлении и развитии инфраструктуры, наблюдается в этой связи рост безработицы и финансовых трудностей для жителей. И что в современных условиях может быть определено, как главнейшая и глобальнейшая проблема человечества. Подтверждением этому резкое нарушение экологического равновесия и расслоение людей на почве социального неравенства. Рост городского населения, начиная со второй половины XX века, происходил настолько стремительно, а интенсификация и концентрация производственной и непроизводственной деятельности в крупных городах стала такой высокой, что окружающая природная среда большинства мегаполисов мира уже не в состоянии удовлетворять биологические и социальные потребности их жителей. В таких условиях интенсивности развития любой большой город или крупный город быстро становятся соответственно крупными или крупнейшими. Это подтверждается и современной тенденцией в сфере экологиче6ской безопасности – переход многих государств на путь устойчивого развития. В этой связи в 2002 году состоялся Саммит ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Этот Саммит определил основные цели и задачи по устойчивому развитию всего человечества на ближайшую перспективу. 25 сентября 2015 года в Нью-Йорке главы государств и правительств планеты приняли резолюцию ООН 70/1 – «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цель 11 этой резолюции гласит: «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов».

Но вернемся именно к проблеме крупных и крупнейших городов. Если взять только экологический аспект урбанизации, крупный город изменяет практически все компоненты природной среды: атмосферу, растительность, почву, рельеф, грунты, подземные воды и даже климат (а это отдельно 12, 13, 14 и 15 цели упомянутой резолюции). Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеряется с существенным перемещением в естественных условиях по широте. Установлено, что, зачастую, изменение одних условий влечет за собой изменение других. Горожане получают на 15% меньше солнечных лучей летом и на 30% зимой, на 10% больше осадков, на 10% больше облачных дней, на 30% больше тумана летом и на 100% зимой.

Одной из главных экологических проблем городов Украины выступает загрязнение атмосферного воздуха. Это определяется тем, что чистота воздуха – фактор, непосредственно оказывающий влияние на здоровье населения. В свою очередь изменения в атмосфере оказывают интенсивное воздействие на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие инфраструктурные объекты. Из всех источников антропогенного загрязнения приземной атмосферы наиболее опасными представляются: сгорание различных видов топлива; бытовые и промышленные отходов; ядерные реакции при получении атомной энергии; металлургия и горячая металлообработка; различные химические производства, в том числе переработка газа, нефти и угля. Не малый вклад в загрязнение атмосферы городов вносят строительные объекты, транспорт и автотранспортные хозяйства (до 15 % выбросов СОх и NOx).

Так для примера возьмём город Днепр (Днепропетровск ) – крупнейший в Украине центр чёрной металлургии и связанных с ней отраслей промышленности. Город расположен по обоим берегам Днепра. Правобережная часть имеет форму волнистой возвышенности, изрезанной глубокими балками и оврагами, с перепадами высот до 120-135 метров, что ухудшает условия проветривания территории.

Над городом Днепр постоянно нависает смог, формируемый выбросами двух мощных металлургических, трубопрокатных, лакокрасочных заводов. Тяжелее всего дышать в центре города (Соборный и Шевченковский районы), где отмечается наивысший индекс загрязнения атмосферы. Сюда распространяются выбросы Приднепровской ТЭС. Жители районов, где сосредоточена промышленность, чаще болеют респираторными заболеваниями, онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это касается, в первую очередь, двух промышленных районов города — Новокадацкий (Ленинский) и Индустриальный. Так же большой вклад, примерно 70% , в загрязнение атмосферного воздуха на урбанизированных территориях вносит автомобильный транспорт. В Днепре процент загрязнения воздушного бассейна составляет 80 % Столь неблагополучная ситуация обусловлена ежегодным увеличением количеством автомобилей, высоким уровнем загрузки городских дорог (только на одном проспекте Дмитрия Яворницкого, загрузка равна 3 балла в выходные и 4-5 балла в будни), а так же низким уровнем экологических характеристик транспортных средств. По состоянию на 2016 год в городе зарегистрировано более 450 тысяч автотранспортных средств.

Выводы. Состояние атмосферного воздуха Украины показало, что за последние пять лет экологический кризис продолжает развиваться, разрастается, охватывая все большие территории страны. Этому способствуют: 1) почти полное отсутствие инвестиций и капиталовложений, как правительства Украины, так и иностранных компаний, в природоохранные мероприятия во всех отраслях промышленности; 2) слабый контроль, а иногда и полное его отсутствие при практической безнаказанности за ущерб, причиненный природе, любыми видами хозяйственной деятельности; 3) рост количества и мощности техногенных аварий по причине тотального износа оборудования и устарелых технологиях на производствах; 4) необычайно низкий уровень экологического образования и самосознания населения.

Литература

  1. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=556498

  2. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Arhitekturno-Stroitelnogo Universiteta. Seriya: Stroitelstvo i Arhitektura . 2012, Vol. 27 Issue 46, p187-189. 3p.

  3. https://ecoinfo.pro/site/all_objects

Просмотров работы: 135