РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Евсеева З.А. 1, Милицина О.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных образовательных условиях важное место отводится познанию музыкального искусства как средства постижения мира и его духовных ценностей. Этот процесс невозможен без музыкальности, развитых музыкальных способностей человека, в число которых входит музыкальный слух.

Развитие музыкальных способностей в начальный период обучения считается важнейшей задачей педагогики, поскольку у ребенка активно развивается музыкальность. Основным ее признаком считается переживание музыки как выражения некоторого содержания. Этот процесс невозможен без хорошо развитого музыкального слуха. Он значительно расширяет возможности детей младшего школьного возраста: у них улучшается восприятие музыки, заучивание на память, самоконтроль над ее исполнением.

Развитие у детей музыкального слуха во многом зависит от организации видов музыкальной деятельности. В первую очередь сюда относится музыкально–ритмическая деятельность. Она наиболее интересна и любима детьми младшего школьного возраста в силу того, что им свойственна подвижность, моторность, повышенная эмоциональность. Это наиболее доступный и эмоциональный путь передачи музыкально–эстетических переживаний. Поэтому представляется возможным посредством её решать задачи по развитию музыкального слуха.

Анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы показал, что в науке накоплен значительный объем знаний по вопросам развития музыкального слуха, однако на практике это является достаточно проблематичным, во-первых, из–за недостатка учебного времени на уроке. Во-вторых, не уделяется должного внимания развитию отдельных компонентов слуха в процессе музыкально–ритмической деятельности. Требуется дальнейший поиск наиболее эффективных методов и технологий, позволяющих развить музыкальный слух у учащихся в процессе занятий музыкально–ритмической деятельностью.

Проблемой развития музыкального слуха занимались многие ученые. Это физиологи Г. Гельмгольц и К. Штумпф, психологи Л. А. Мазель и Б. М. Теплов, педагоги-музыканты Б. В. Асафьев, И. П. Гейнрихс, Г. И. Шатковский.

С физиологической точки зрения работа органа слуха представляется как работа внешнего анализатора звуковых колебательных движений.

С педагогических позиций Н. А. Римский-Корсаков и С. М. Майкапар рассматривали музыкальный слух как основу для музыкальной деятельности.

С музыкально-психологической стороны музыкальный слух – своеобразный механизм первичной переработки музыкальной информации и выражения отношения к ней.

Обширное исследование психологии музыкальных способностей (в том числе и музыкального слуха) проведено Борисом Михайловичем Тепловым [4].

Им разграничивается понятие музыкального слуха в широком понимании – «как способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений».

Музыкальным слухом в узком смысле Теплов считал звуковысотный слух, так как звуковысотное движение является основным носителем смысла в музыке и играет «ведущую роль в ее восприятии и воcпроизведении».

Изучение научных подходов к определению сущности и специфики музыкального слуха позволило нам выделить следующее определение музыкального слуха: это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, осознавать их художественное значение.

Классификация музыкального слуха имеет множество разновидностей. Мы придерживаемся классификации В. В. Медушевского и среди компонентов слуха выделяем звуковысотный, динамический, мелодический, ладово-гармонический, тембровый, полифонический и фактурный.

Рассматривая сущность музыкального слуха нельзя обойти вниманием такие психологические категории, как музыкальность, музыкальные способности.

Обобщая взгляды С. И. Науменко, Э. Б. Абдуллина, Б. М. Теплова на понятие «музыкальность» нами делается вывод о том, что это определенное качество, свойство личности, основную структуру которого образуют музыкальный слух, а также чувство ритма, которые неразрывно связаны с эмоциями [1].

Комплекс музыкальных способностей, в состав которого входит музыкальный слух, формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или иной способности.

Так, на основании концепции Э. Жака–Далькроза мы считаем, что развитие музыкального слуха продуктивнее проводить посредством движений, органически согласованных с музыкой, то есть музыкально-ритмической деятельности. Движения должны отражать характер музыки [3].

Под музыкально-ритмической деятельностью, вслед за С. И. Букатиной, мы будем понимать вид музыкальной деятельности, основанный на моторно–пластической проработке музыкального материала.

Условием эффективности процесса развития музыкального слуха мы считаем разработку комплекса педагогических условий.

Он включает в себя как общепедагогические принципы (систематичности, постепенности, последовательности) и принципы, выделяемые А. Г. Гогоберидзе [2], например, принцип целенаправленности восприятия музыки в развитии двигательных умений, заключающийся в том, что педагог оснащает свою технологию такими методами и приемами, которые содействуют деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к музыкальному образу, созданию музыкальных образов в разных видах деятельности.

Мы считаем, что развитие музыкального слуха эффективнее осуществлять в условиях внеклассной кружковой работы, так как внеклассные формы обладают большим воспитательным потенциалом.

В ряду методов развития музыкального слуха мы предлагаем как традиционные методы (наглядно–слуховой, наглядно–зрительный, словесный, практический метод упражнений, метод повторения), так и музыкально–педагогические методы: метод музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин), метод создания композиций (Л. В. Горюнова), метод пластического переинтонирования (Т. Вендрова). По мысли автора метода, «привлечение движений помогает активизировать у школьников слышание музыки, выявляя ее интонационно–образное содержание через жест, характерные обобщенные движения». Пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.

В заключении необходимо обобщить полученные в результате данного исследования выводы.

Развитие у детей музыкального слуха во многом зависит от организации видов музыкальной деятельности. В первую очередь сюда относится музыкально–ритмическая деятельность.

Занятия в кружке «Ритмика» позволяют получить умения и навыки выразительного движения в соответствии с звучащим музыкальным материалом. У детей развиваются двигательные качества: координация, ловкость, пластичность, выразительность, ориентация в пространстве; развивается творческая фантазия, воображение, умение сопереживать и воплощать в движении чувства и настроение музыки. Дети передают своё эмоциональное отношение к музыке через культуру движений, прослеживают развитие музыкального образа.

Музыкально-ритмические движения взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и развития музыкального слуха. Приемы и методы обучения разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

В итоге у детей развивается музыкальный слух, они полноценно воспринимают музыкальное произведение; прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что развитию музыкального слуха младших школьников способствуют разнообразные виды музыкальных игр, учет возрастных возможностей, последовательное разучивание музыкально-ритмических движений с использованием разнообразных методов и приемов.

Литература:

1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – 230 с.

2. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М., Академия, 2005. – 320 с.

3. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М. : Классика-XXI, 2001. – 248 с.

4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1985. – 458 с.

Просмотров работы: 287