Известно, что сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний школьников Севера и выявляется у 2-8% детей [3]. Прогрессирование деформации позвоночника приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также функциональным нарушениям в кардио-респираторной, нервно-мышечной, вегетативной, пищеварительной, мочевыводящей и других системах [1].
В периоды физиологических колебаний интенсивности роста деформация позвоночника прогрессирует значительно быстрее. Предотвращение прогрессирования сколиоза у детей в период незавершенного роста представляет особую сложность. Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики и коррекции сколиотической деформации до настоящего времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки сколиозом и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы. Таким образом, тема проведенного нами исследования является актуальной.
Цель исследования: оценить особенности физических качеств детей в возрасте 12-13 лет со сколиозом I-II степени.
Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
Оценить уровень и гармоничность физического развития детей.
Проанализировать показатели физического развития детей в динамике реабилитации.
Исследовать функциональное состояние дыхательной системы в исследуемой группе в динамике реабилитации.
Оценить функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в процессе реабилитации.
Объектом исследования является процесс коррекции позвоночника у детей со сколиозом.
Предметом исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на процесс коррекции позвоночника детей 12-13 лет со сколиозом I-II степени.
Гипотеза – мы предположили, что занятия физическими упражнениями у детей подросткового возраста имеет различную эффективность в группах мальчиков и девочек.
Материалы исследования. Исследование проводилось на базе «Архангельской санаторной школы-интерната №1» в период учебного года с сентября 206 по май 2017 года. В исследовании приняли участие 26 детей (12–13 лет) с диагнозом сколиотическая болезнь, из них 14 девочек и 12 мальчиков.
Методы исследования:
I Антропометрическое исследование (длина тела сидя и стоя, масса тела, окружность грудной клетки).
1. Измерение длины тела проводилось с помощью ростомера в см. Для измерения роста в положении «стоя» обследуемый встаёт по стойке смирно», касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая угол глаза и козелок уха была на линии, горизонтальной полу. Для измерения длины в положении «сидя» обследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной планки ростомера копчиком, лопатками, затылком.
2. Измерение массы тела проводилось на медицинских электронных весах, в кг.
3. Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой, которую накладывали сзади под нижние углы лопаток, спереди – на уровне прикрепления 4-х ребер к грудине. При наложении сантиметровой лентой, обследуемый отводит руки в сторону. Измерение проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе, во время паузы.
Оценка физического развития проводилась в соответствии с центильными таблицами физического развития детей. Оценку физического развития определяли по градациям – низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое, гармоничность развития оценивали по градациям - гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.
II Исследование функционального состояния дыхательной системы:
1.Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) производилось спирометром. Обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз, глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа. Точность измерения в пределах 100 мл.
2. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Обследуемый делает полный вдох и выдох и затем снова вдох (80–90% от максимального), закрывает нос и рот. Определяется время, в течение которого исследуемый может задержать дыхание.
3. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Исследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание.
Оценка дыхательных проб представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) в сек
Возраст (лет) Пол |
мальчики |
девочки |
|||
Проба Штанге |
Проба Генчи |
Проба Штанге |
Проба Генчи |
||
12 |
60 |
22 |
48 |
22 |
|
13 |
61 |
24 |
50 |
19 |
III Исследование функционального состояния опорно-двигательного аппарата (динамометрия, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса).
1. Динамометрия - измерение силы мышц, сгибающих ладонь и пальцы - проводится ручным динамометром. Обследуемый в положении «стоя» захватывает рукой динамометр циферблатом к ладони. Затем без напряжения в плече вытягивают руку в сторону и сжимают динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе). Исследования повторяют 2 – 3 раза, фиксируется лучший результат. Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей представлены в таблице 2 [2].
Таблица 2
Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей (кг)
Возраст в годах |
мальчики |
девочки |
12 |
25,9±5,5 |
19,6 ±4,7 |
13 |
26,2 ±7,0 |
21,6 ±4,4 |
14 |
28,6±9,0 |
23,5±4,6 |
2. Для оценки состояния разгибателей туловища использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Испытуемый удерживал верхнюю часть туловища на весу, руки держа на поясе. Время удержания фиксировалось секундомером.
3. Для оценки состояния мышц брюшной стенки использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Исследуемый ложился на пол на спину, при этом руки фиксировались за головой, поднимал и удерживал ноги под углом 45 градусов. Время так же оценивалось с помощью секундомера. Силовая выносливость мышц менее 1 мин считается неудовлетворительной, от 1 до 2 мин – удовлетворительной, более 2 минут – хорошей [4].
Статистическую обработку материалов исследования проводили при помощи ПК с использованием электронных таблиц EXCEL XP. Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при уровне значимости 95% (р0,05). По индивидуальным показателям постепенно увеличивалось количество мальчиков с хорошим уровнем силовой выносливости мышц спины с 6 до 9.
Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц брюшного пресса расценивается как удовлетворительный. Прирост на конец учебного года составил 26% (при р>0,01). По индивидуальным показателям у большинства мальчиков установлены хороший – у 4 и удовлетворительный – у 4 – результат тестирования. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 2 мальчиков, не было динамики – у 5 мальчиков, а у 2 произошло даже снижение первоначального результата.
В группе девочек среднегрупповой показатель кистевой силы правой кисти увеличился на 4,6%; левой кисти - на 9,35%. По индивидуальным показателям на первом обследовании у 7 девочек кистевая сила была сниженной, у 5 – нормальной, у 2 – выше нормы. На втором - у 5, 4 и 3 соответственно.
Силовая выносливость мышц спины увеличилась на 3,7%. Среднегрупповой результат был и остался хорошим. По индивидуальным показателям низкий уровень не зарегистрирован, на первом обследовании было 8 девочек с удовлетворительным, 6 с хорошим результатом, на втором - 9 и 5, на третьем - 5 и 9 соответственно, т.е. к концу учебного года наблюдается увеличение количества девочек с силовой выносливостью мышц спины более 2 мин. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 8 девочек, а у 6 результат снизился. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц спины в группе девочек.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 2,6%, Среднегрупповой результат расценивается как удовлетворительный. По индивидуальным показателям на первом и втором обследовании было по 1 девочке с низким уровнем, на третьем – уже 3. Удовлетворительный уровень на первом обследовании был у 6 девочек, на втором – у 11, на третьем – у 5. Хороший результат зарегистрировали у 8 девочек на первом, и по 2 на втором и третьем, т.е. наблюдаем отрицательную динамику. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 7 девочек, у 5 результат практически не изменился, а у 2 результат даже снизился. Но, несмотря на то, что наблюдалось повышение результата, уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса остался лишь удовлетворительным. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц брюшного пресса в группе девочек.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась. Эффективность тренировочной программы в группе девочек ниже, чем в группе мальчиков. Это, по-видимому, связано с возрастной особенностью детей исследуемой группы – девочки 12-13 лет с дефектом осанки стесняются выполнять физические упражнения перед мальчиками, а мальчики наоборот, стремятся показать себя с хорошей стороны, стараются и тщательнее тренируются. Поэтому, начиная с подросткового возраста, следует проводить лечебную гимнастику отдельно в группах мальчиков и девочек. Кроме того, наше исследование показало неравномерность увеличения силовой выносливости мышц – мышцы спины укрепляются сильнее, чем мышцы брюшного пресса. Это может способствовать дисбалансу связочно-мышечного аппарата и деформации осанки в сагиттальной плоскости.
Список литературы:
Котельников Г.П., Чернов А.П. Справочник по ортопедии. Сколиоз. – М.-2005. 376 с
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: метод.пособие/ В.К.Велитченко.- М.: ТЕРА-СПОРТ, 2003.- 336с.
Липина Е.В. Восстановительное лечение детей и подростков с идиопатическим сколиозом: автореферат дис. - Томск, 2007. - 22 с.
Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / М.И. Фонарев. - Л.: Медицина, 1988. 143 с.