ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Пугачева А.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организация самостоятельной работы учащихся является одним из наиболее доступных и эмпирически проверенных способов повышения эффективности урока и активности учащихся на занятии. Она имеет важное значение в современной школе, так как большую часть знаний учащийся приобретает в ходе самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что современная модель образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности учащегося, как субъекта учебного процесса, способного благополучно самореализоваться в стремительно изменяющемся обществе, и осуществлять непрерывное обучение в течение всей жизни.

Самостоятельная работа учащихся - это форма организации учебной работы, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога, в процессе которой учащиеся в большей степени или полностью самостоятельно осуществляют различные виды заданий с целью развития знаний, умений, способностей и личных качеств.

Основной целью самостоятельной деятельности учащихся основной школы при обучении математике является формирование математического мышления, то есть целенаправленное развитие комплекса мыслительных умений, лежащих в основе методов научного познания. Среди них выделяют развитие способностей к обобщению математического материала, к пространственным представлениям, анализу, синтезу и сравнению. Данная цель самостоятельной работы при изучении математики конкретизируется в дидактическом материале для самостоятельной работы по каждой теме.

Для достижения данной цели самостоятельную работу учеников можно организовывать на разных уровнях, от воспроизведения действий согласно примеру и распознавания объектов посредством их сопоставления с известным образцом вплоть до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

Для того, чтобы более подробно узнать об организации и реализации самостоятельной работы учащихся при обучении математике в основной школе, и их отношении к ней, была проведена беседа с завучем по учебно-воспитательной работе и учителем математики одной из школ городского округа Шуя.

Из результатов данной беседы был сделан вывод, что самостоятельная работа имеет огромное значение при обучении математике. Но существует ряд проблем, связанных с этим вопросом. Основной проблемой является частое нежелание школьников выполнять домашнюю работу и изучать новую тему самостоятельно. Исправить данную ситуацию возможно только в том случае, если учитель будет действовать сообща с родителями учащихся: учитель должен контролировать самостоятельную работу учащихся на уроках, а родители - во внеурочное время.

Для того, чтобы изучить данный вопрос более углубленно, было проведено анкетирование учащихся двух 9-х классов одной из школ городского округа Шуя. Цель анкетирования заключалась в изучении отношения учащихся основной школы к самостоятельной работе при обучении математике. Всего в анкетировании приняли участие 40 учащихся в возрасте от 14 до 16 лет: 20 юношей и 20 девушек.

Анкета была разработана на основе ФГОС основного общего образования по математике при использовании некоторых материалов анкет других авторов по данной теме. При составлении вопросов анкеты учитывались требования к организации и реализации самостоятельной работы школьников на уроках и во внеурочное время. Данная анкета включает в себя 20 вопросов трех типов: открытые, требующие развернутого ответа; закрытые (альтернативные) – выбор одного из трех предложенных вариантов ответа; не альтернативный вопрос – выбор нескольких вариантов ответа.

Был проведен подробный анализ результатов анкетирования. Для большей наглядности полученные результаты по каждому из вопросов были представлены в виде диаграмм. Анализ полученных результатов проводился не только по вариантам ответа, но и по гендерному признаку, так как ответы девушек и юношей несколько отличаются друг от друга.

Ниже приведены результаты по вопросам, которые наглядно демонстрируют отношение девятиклассников к самостоятельной работе при обучении математике.

Рис.1. Распределение ответов учащихся на 1 вопрос анкеты

На данной диаграмме видно, что большинство учащихся положительно относятся к самостоятельному выполнению заданий. Остальные школьники разделились на две равные группы: одни любят выполнять самостоятельные задания только, когда тема работы им понятна и интересна, а остальные учащиеся не любят заниматься самостоятельно. Важно отметить, что количество девушек, которые не любят выполнять работу самостоятельно, несколько больше, чем юношей.

Рис.2 Распределение ответов учащихся на 2 вопрос анкеты

При ответе на второй вопрос анкеты 35 человек признались, что у них не всегда получается выполнить работу самостоятельно. При этом мнения мальчиков и девочек совпадают.

Рис.3 Распределение ответов учащихся на 3 вопрос анкеты

Более 80% учащихся при выполнении самостоятельной работы отмечают, что редко прибегают к помощи других.

Рис.4 Распределение ответов учащихся на 5 вопрос анкеты

Половина школьников признались, что они не любят домашнюю работу.

Рис.5 Распределение ответов учащихся на 7 вопрос анкеты

При ответе на вопрос «Часто ли бывает такое, что тебе не хочется выполнять домашнюю работу?» 55 процентов учащихся ответили «часто». При этом, доля девушек несколько больше, чем юношей.

Рис.6 Распределение ответов учащихся на 20 вопрос анкеты

На данной гистограмме видно, что учащихся больше всего привлекают такие виды самостоятельных работ, как лабораторные и проверочные, составление презентаций и таблиц, работа с книгой.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся положительно относятся к самостоятельной работе, но довольно часто испытывают трудности с ее выполнением. Из-за этого они вынуждены иногда пользоваться решебниками и различными Интернет-ресурсами. Кроме того, некоторые школьники часто пренебрегают выполнением домашних заданий. Они считают, что выполнение домашней работы не является необходимостью. Также из ответов учащихся следует то, что основные навыки самостоятельной работы у них развиты достаточно слабо, так как на данный момент они не осознают важности данных навыков в будущем и не совершенствуют их.

На основании полученных данных можно предложить следующие рекомендации, направленные на изменение отношения части учащихся к выполнению заданий самостоятельной работы:

  1. Необходима организация специальных занятий, направленных на объяснение важности самостоятельных и домашних работ для достижения хороших результатов в учебе;

  2. Необходимо проводить соответствующую работу с родителями учащихся;

  3. Использовать разнообразные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке;

  4. Использовать разноуровневый дидактический материал для заданий самостоятельной работы;

  5. Развивать систему поощрений учащихся, успешно выполняющих задания самостоятельной работы.

Таким образом, в результате проведенной работы было получено, что большинство учащихся положительно относятся к самостоятельной работе на уроках математики, но иногда пренебрегают ее выполнением во внеурочное время. Во многом это происходит из-за того, что ученики не заинтересованы в выполнении работы по данному предмету, не усвоили конкретную тему или слабо мотивированы. Также, учащиеся могут испытывать трудности с выполнением задания определенного вида: составление и заполнение таблиц, доказательство утверждений, выполнение лабораторных работ и т.д. Из результатов данного исследования наглядно видно, какие задания школьники предпочитают выполнять самостоятельно, а с какими у них возникают проблемы.

Кроме того, были выявлены некоторые причины невыполнения домашних работ учащимися основной школы. Полученные результаты могут быть использованы учителями математики основной школы для увеличения заинтересованности и мотивации школьников в выполнении самостоятельной работы, а следовательно, для улучшения их отношения к ней.

Просмотров работы: 176