ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ

Стяжкина А.Ю. 1, Ильина Г.В. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе наблюдается снижение динамики роста здоровых детей, в связи с их малой подвижностью. Поэтому ведётся поиск новых здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению здоровья детей и направленных на активизацию их двигательной активности в условиях дополнительного образования.

Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.

Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне в детском саду. Цель занятий по плаванию – создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:

- эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

- начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;

- начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

- навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий

Занятия плаванием – одно из современных физкультурно–оздоровительных направлений в сфере дополнительного образования. Они способствуют активизации двигательной активности детей, укреплению их физической формы, гармоничному развитию и формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой.

Плавание является уникальным видом развития физических качеств. Особенности занятий плаванием влияют на детский организм с помощью активных движений в воде.

Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.

Во время плавания происходит массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Структурное содержание занятия включает три части (подготовительная, основная, заключительная, если рассматривать как физкультурное занятие; разминка (общая и специальная), основная часть, заминка, если применять как тренировочное занятие).

Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде (на суше) под музыку, обеспечивает разогревание организма, увеличение частоты пульса, дыхания. Упражнения выполняются без предметов и с предметами, сначала без музыки, а на последующих занятиях с музыкой, усложняя комплекс.

Основная часть направлена на развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости), способствующих овладению способами плаванием. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов статистического и художественного плавания, комплексного использования навыков плавания в самостоятельной деятельности, в сотворчестве с педагогом, упражнений на развитие акватворчества.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе, а также упражнения на релаксацию, упражнений на мышечное напряжение и расслабление, на преодоление чувства боязни воды, на восстановление функций организма после упражнений. Дозировка физической нагрузки зависит от подбора упражнений и от темпа музыки. Важно включать подвижные игры на суше и воде, мотивирующие детей к выполнению заданий в команде на выручку, взаимоподдержку, организованность.

Для выявления уровня плавательной подготовленности дошкольников среднего возраста можно использовать методику Т.И. Казаковцевой (1994), состоящую из 5 показателей: ныряние, продвижение в воде, выдох в воду, прыжки в воду, лежание. При оценке двигательных навыков детей вводятся следующие обозначения:

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

  • Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.

  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

При составлении режима занятий необходимо придерживаться следующих основных правил: обеспечить прием пищи не позднее, чем за 30-40 минут до занятий в воде, не проводить в один день уроки физической культуры и плавания, не переохлаждаться после занятием плаванием. Курс обучения может быть более длительным и способствовать не только обучению плаванием, но и закаливанию организма. Продолжительность занятия в бассейне колеблется в зависимости от возраста, подготовленности учащихся, физического развития.

Для детей дошкольного возраста занятия в воде проводятся 20-30 минут, для учащихся младших классов – 30-40 минут, занятия в спортивной секции – 60-75 минут.

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на учащихся и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект.

При составлении режима занятий необходимо придерживаться следующих основных правил: обеспечить прием пищи не позднее, чем за 30-40 минут до занятий в воде, не проводить в один день уроки физической культуры и плавания, не переохлаждаться после занятием плаванием. Курс обучения может быть более длительным и способствовать не только обучению плаванием, но и закаливанию организма.

Таким образом, правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее, развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект.

Список использованной литературы:

  •  
    1. Большойэнциклопедическийсловарь. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes

    2. Ильина Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывной физкультурной деятельности : монография. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 401 с.

    3. Хлескина А., Стяжкина А.В., Ильина Г.В. Реализация дополнительного образования по физическому развитию с учётом ФГОС ДО // Мир детства и образование : сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. С. 227-231.

    4. Стяжкина А.В., Ильина Г.В. Формирование плавательной подготовленности детей 4-5 лет в процессе дополнительного образования // Мир детства и образование : сборник материалов ХI очно-заочной Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 241-243.

Просмотров работы: 638