Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.
Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне в детском саду. Цель занятий по плаванию – создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:
- эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
- начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;
- начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
- навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий
Занятия плаванием – одно из современных физкультурно–оздоровительных направлений в сфере дополнительного образования. Они способствуют активизации двигательной активности детей, укреплению их физической формы, гармоничному развитию и формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Плавание является уникальным видом развития физических качеств. Особенности занятий плаванием влияют на детский организм с помощью активных движений в воде.
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.
Во время плавания происходит массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Структурное содержание занятия включает три части (подготовительная, основная, заключительная, если рассматривать как физкультурное занятие; разминка (общая и специальная), основная часть, заминка, если применять как тренировочное занятие).
Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде (на суше) под музыку, обеспечивает разогревание организма, увеличение частоты пульса, дыхания. Упражнения выполняются без предметов и с предметами, сначала без музыки, а на последующих занятиях с музыкой, усложняя комплекс.
Основная часть направлена на развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости), способствующих овладению способами плаванием. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов статистического и художественного плавания, комплексного использования навыков плавания в самостоятельной деятельности, в сотворчестве с педагогом, упражнений на развитие акватворчества.
Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе, а также упражнения на релаксацию, упражнений на мышечное напряжение и расслабление, на преодоление чувства боязни воды, на восстановление функций организма после упражнений. Дозировка физической нагрузки зависит от подбора упражнений и от темпа музыки. Важно включать подвижные игры на суше и воде, мотивирующие детей к выполнению заданий в команде на выручку, взаимоподдержку, организованность.
Для выявления уровня плавательной подготовленности дошкольников среднего возраста можно использовать методику Т.И. Казаковцевой (1994), состоящую из 5 показателей: ныряние, продвижение в воде, выдох в воду, прыжки в воду, лежание. При оценке двигательных навыков детей вводятся следующие обозначения:
Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.
При составлении режима занятий необходимо придерживаться следующих основных правил: обеспечить прием пищи не позднее, чем за 30-40 минут до занятий в воде, не проводить в один день уроки физической культуры и плавания, не переохлаждаться после занятием плаванием. Курс обучения может быть более длительным и способствовать не только обучению плаванием, но и закаливанию организма. Продолжительность занятия в бассейне колеблется в зависимости от возраста, подготовленности учащихся, физического развития.
Для детей дошкольного возраста занятия в воде проводятся 20-30 минут, для учащихся младших классов – 30-40 минут, занятия в спортивной секции – 60-75 минут.
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на учащихся и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект.
При составлении режима занятий необходимо придерживаться следующих основных правил: обеспечить прием пищи не позднее, чем за 30-40 минут до занятий в воде, не проводить в один день уроки физической культуры и плавания, не переохлаждаться после занятием плаванием. Курс обучения может быть более длительным и способствовать не только обучению плаванием, но и закаливанию организма.
Таким образом, правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее, развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект.
Список использованной литературы:
Большойэнциклопедическийсловарь. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes
Ильина Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывной физкультурной деятельности : монография. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 401 с.
Хлескина А., Стяжкина А.В., Ильина Г.В. Реализация дополнительного образования по физическому развитию с учётом ФГОС ДО // Мир детства и образование : сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. С. 227-231.
Стяжкина А.В., Ильина Г.В. Формирование плавательной подготовленности детей 4-5 лет в процессе дополнительного образования // Мир детства и образование : сборник материалов ХI очно-заочной Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 241-243.