МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.

Шамшутдинова И.Р. 1
1ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время вопросы сохранения здоровья молодого поколения, превратилось в предмет особого внимания. Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ, представляет собой серьезную проблему современного общества.

По статистическим данным, в России курят не менее 50% подростков. Приобщение к курению начинается в детском возрасте: в 13 лет курила уже одна треть, а в 17 лет – до 60%. Среди детей и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Пьют алкогольные напитки среди не потребляющих наркотические средства – 74%, потребляющих наркотические средства – 98%. Частота потребления наркотических средств в большой степени варьирует в зависимости от того, курят дети и молодежь или нет (потребляют наркотические средства 48%, среди некурящих – 12%).

Уточним сущность понятия «профилактика вредных привычек». Итак, Е.А. Еременко рассматривает профилактику вредных привычек, как система комплексных защитных мер государственного и общественного уровня, что имеет социально-экономическую, психологическую, просветительско-педагогическую, воспитательную, психогигиеническую и медико-санитарную направленность на всестороннее укрепление здоровья и предупреждение заболеваний [5].

Оганесян Н.Т. в социальной работе выделяет следующие методы профилактики вредных привычек. Рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование мотивации «здорового образа жизни». Формирование направленности человека на позитивное отношение к жизни и здоровый способ своего существования является более эффективным, чем устранение последствий употребления вредных веществ.

2. Формирование мотивации на обращение за поддержкой. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот радостью с другими и получить важную поддержку. Подростки, у которых есть поддерживающие люди (семья, друзья) легче выдержат стрессовые нагрузки без курения и могут эффективно функционировать в социуме.

3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность развития «вредных привычек».

4. Предоставление знаний и формирование навыков по противодействию курению, алкоголю, наркомании у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном влиянии «психоактивных веществ» и способам отказа от них ведут к формированию здорового образа жизни.

5. Направленность на здоровый образ жизни тех подростков, которые уже определенное время курят. Для того чтобы переориентировать такие лица, «настроить» их на необходимость заботиться о состоянии своего здоровья, необходимо «сформировать» у них активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.

6. Поощрение подростков, которые курят, делать первые шаги, чтобы бросить курить. Формирование потребности прекращения употребления табака, спиртных напитков [3,с.146].

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек в подростковой среде является одним из главных направлений деятельности социальных педагогов в среднем учебном заведении и государственной социальной службы

Яковлева Т.В. рассматривает меры профилактики вредных привычек через первичную и вторичную профилактику.

Первичная профилактика вредных привычек среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье формируется потребность в здоровом образе жизни, родители должны воспитывать в детях правильное (твердое и резко отрицательное) отношение к любым вредным привычкам. Школа также должна выполнять эти важные функции.

Вторичная профилактика способствует прекращению употребления психоактивных веществ среди подростков. Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными, нужно выявить индивидуальные причины каждого конкретного подростка. Только с учетом этих особенностей дальнейшая профилактическая работа может быть эффективной. К методам вторичной профилактики можно отнести психокоррекцию и обучение подростков методам релаксации. Также к методам вторичной профилактики относятся групповые тренинги-дискуссии, на которых подростки закрепляют на практике полученную от психологов информацию (методы повышения мотивации направленности на здоровый образ жизни, методы защиты от давления сверстников) [4,с.196].

Капская А.И. отмечает, что необходимым является отдельное рассмотрение методов профилактической интервенции. Профилактическая интервенция может помочь подростку кардинально изменить свое поведение и научиться контролировать его.

К основным методам профилактической работы с подростками можно отнести:

  • беседу − обсуждение с подростками различных аспектов проблемы с целью определения, формирования или реконструкции позиции по вопросу курения, алкоголя;

  • диспут − специально организованное обсуждение вопросов, по проблеме курения, которое предполагает и делает возможным одновременное столкновение и сопоставление различных позиций и точек зрения;

  • проектирование и конструирование ситуаций морального выбора;

  • исправление − выполнение определенных действий, которые направлены на формирование и развитие умений и навыков социально-одобряемого поведения [1, с.92].

Профилактику подростков с вредными привычками необходимо начинать, когда стереотипы поведения и мышления еще не сформировались окончательно, когда подросток еще не начал курить или еще нет стойкой табачной зависимости. Только при таком подходе можно надеяться на определенный положительный результат.

По мнению Карасева, Т.В, Руженская Е.В, эффективным методом предупреждения проявлений курения в детской и юношеской среде, формирования здорового образа жизни является профилактически-досуговая деятельность: проведение информационно-просветительских телевизионных программ, соревнований, конкурсов, выступлений театральных коллективов со спектаклями профилактического характера, создание молодежных web-страниц в социальных сетях и др. [2, с.25].

Важную роль в профилактической работе также играет помощь социальным службам органов местного самоуправления, устанавливающих и поддерживающих связь с общественными организациями и благотворительными фондами РФ и международными организациями, что стимулирует и активизирует развитие разноаспектных проектов и программ, которые способствуют повышению уровня работы с подростками и молодежью.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной практике социальной работы существует ряд разнообразных методов и форм профилактической работы по преодолению негативных привычек в подростковой среде, которые должны учитываться как со стороны социального педагога, так и со стороны родителей. Важную роль здесь играют базовые характеристики и методические особенности организации социально-психологических тренингов.

Библиографический список:

1.Капская, А.И. Технология деятельности социального работника по профилактике адиктивного поведения молодежи / А.И. Капская // Технологии социально-педагогической работы: учеб. пособ. / под ред. Н.К. Калягиной. – М.: УД ЦССМ, 2012. –130с.

2.Карасева, Т.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни / Т.В. Карасева, Е.В. Руженская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 5. - С. 30.

3.Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н. Т. Оганесян. – М.: Издательство «Ось–89», 2012. – 176 с.

4.Яковлева, Т. В. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи / Т. В. Яковлева, А. А. Иванова, Р. Н. Терлецкая // Казанский медицинский журнал. - 2012. -№ 5. - с.795

5.Еременко, Е.А. Вредные привычки и их профилактика / Е.А. Еременко [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/vrednie-privichki-i-ih-profilaktika-sredi-molodezhi-1008219.html (дата обращения 25.01.2018).

Просмотров работы: 525