Важная особенность интеллектуальной готовности ребенка к школе - это не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желания ребенка понять, что, отчего и почему происходит [4, с.92].
В последнее время проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе приобретает все общую актуальность и занимает важное место в педагогической и психологической науке. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности образовательного процесса во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к обучению в школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют три наиболее значимые характеристики готовности ребенка к школе:
- мотивационная готовность (желание учиться);
- эмоционально – волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);
- интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами) [2].
Е.Е.Кравцова определяет следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:
1) дифференцированное восприятие;
2) аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
3) рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
4) логическое запоминание;
5) интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
6) овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
7) развитие тонких движений руки, зрительно-двигательных координаций [4, с.76].
В своих исследованиях В.И. Логинова считает, что интеллектуальная готовность детей к обучению в школе предполагает наличие составляющих:
1) кругозора;
2) планомерного и расчлененного восприятия;
3) смыслового запоминания;
4) обобщенных форм мышления и основных мыслительных операций [1,с.113].
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Интеллектуальная готовность детей можно рассматривать также с позиции развития интеллекта по некоторым критериям, которые в своих работах выделила Р.В. Овчарова: “низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий; - средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции сравнения, обобщения в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, выполнение более сложных логических операций – абстракция, анализ, синтез – допускает ошибки; высокий – возможность слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий„.[5, с.235].
Цель интеллектуальной подготовки к школе овладение детьми мыслительными операциями, способами осуществления непосредственной практической деятельности, формирование основ логического мышления, конкретизация и обобщение имеющихся знаний о предметах и явлениях, совершенствование способов умственной деятельности, формирование представлений, умений и навыков, являющихся основой дальнейшего интеллектуального развития ребенка старший дошкольный возраст является этапом интенсивного развития. Значительно возрастает объем, концентрация, устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи; внимание становится опосредованным, появляются элементы после произвольного внимания. В значительной степени совершенствуется планирующая функция речи. Речь дает возможность заранее словесно выделять значимые для определенной задачи предметы, организовывать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Не смотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание, в процессе интересной для них игры может быть достаточно устойчивыми.
Таким образом, для успешного решения задач интеллектуальной подготовки детей к школе необходимо учитывать особенности интеллектуального развития дошкольников:
1.Наличие у дошкольников формы экспериментирования как собственной преобразующей деятельности с предметами.
2.Ведущая роль сенсорных процессов.
3.Произвольность познавательных психических процессов.
Список использованных источников:
1.Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. – Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2011. – Т. 1. – № 1-1 (5). – 97.
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования .от « 17 » октября 2013 г. № 1155
3. Запорожец, А.В. Современная наука о детях: Материалы научно-практической конференции./. А.В. Запорожец А. – М.: Логос,1995 – 222 с.
4. Кравцова, Е.Я. Психические проблемы готовности детей к школьному обучению./. Е.Я Кравцова. – М.: Просвещение,1991 – 201 с.
5. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В Овчарова.– М.:ТЦ «Сфера», 1999 – 273 с.