Из года в год общество и наука развиваются. Появляются новые высокие технологии, которые повышают риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий [3]. Для решения возникающих проблем особую важность приобретает поиск специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и защиты населения и национального достояния. А также огромное значение имеет создание системы своевременной психологической помощи принимавшим участие в ликвидации последствий ЧС и пострадавшим, обеспеченной кадрами – психологами соответствующего уровня подготовки [27].
Деятельность психолога Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) обусловлена воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов, т.к. психолог МЧС работает в направлениях психологической подготовки сотрудников МЧС и психологического обеспечения деятельности пожарных и спасателей не только в нормальной, но и в стрессогенной обстановке: в условиях ЧС, а также после ликвидации ЧС и его последствий [15].
О.Е. Самара, Р.С. Козловский, Н.А. Доценко, О.В. Курбатова, В.А. Розанов (2008) выявили у сотрудников МЧС феномен безнадёжности, который может не сопровождаться никакими внешними признаками, но имеет большое значение для использования его в разработке моделей оказания социальной и психотерапевтической помощи.
Были проведены исследования Р.С. Козловским, Н.А. Доценко, О.В. Курбатовой и др. (2008) о личностных характеристиках, общем психосоциальном благополучии, уровне актуальной депрессии, выраженности некоторых психологических показателей гнева и поведенческой склонности к насильственным действиям. Отмечено, что большинство (95%) сотрудников МЧС субъективно ощущают собственную безнадежность. По шкалам депрессии и шкалы оценки риска насильственных действий достоверных различий не обнаружено, что свидетельствует о том, что ощущение безнадежности не оказывает достоверного влияния на формирование субъективного переживания депрессии (либо они его по каким-либо причинам не стремятся декларировать), а также на развитие склонности к насильственным действиям и гневному реагированию [26].
Высокий уровень профессионального стресса создает угрозу эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний, список которых по данным медицины постоянно растёт. Поэтому личная психологическая подготовка будущих психологов МЧС России играет важную роль в профилактике этих явлений [13].
Актуальность изучения образа психолога МЧС у студентов психологов обусловлена тем, что не все обучающиеся понимают суть данной профессии, тогда как роль психологов МЧС в обществе возрастает с каждым годом все больше и больше [9]. Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергающихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимание большого количества исследователей. Подобное явление обусловлено тем, что ежегодно десятки и сотни тысяч людей становятся жертвами различных природных, технологических или социальных бедствий и катастроф [29].
Первые научные сведения о психотравмирующем воздействии экстремальной ситуации на психическое состояние относятся ко второй половине XIX в. и основываются на отображении фактов Гражданской войны. DaCosta (1871) описывает наблюдения за 300 солдатами действующей армии. Они предъявляли отдышку, жалобы на отдышку, слабость [27].
На протяжении XX в. многие исследователи описывают различные воздействия катастрофического характера на психику человека. E. Lindeman (1944) изучает переживания при потере близкого человека, психические состояния при проявлении реакции патологического горя. Б. Савинков (1990) и Н.Н. Пухавский (2000) разбирают психологическое последствия террористических актов и реакции заложников. Т.В. Корнилова (2003) и Г.Ю. Фоменко (2006) рассматривают влияние экстремальных ситуаций на личность. Поэтому важным является выявление представлений о тех людях, которые оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, лицам, попавшим в беду, а также самим сотрудникам МЧС. На эти темы написано достаточное количество статей, рассматривающих специфику работы психологической службы МЧС [27].
Обучение психологов должно не просто формировать профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик их профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости [19]. Студент должен осознавать дальнейшую сферу деятельности и свою специализацию. Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком, а значит, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу [18].
Наиболее значимым условием формирования адекватного и рационального образа профессионала является успешное прохождение субъектом этапа профессионального обучения. Проблема формирования профессионального образа представляет особую значимость и требует дальнейшего экспериментального изучения [10].
Исследование проводилось на базе Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Архангельске. В исследовании принимали участие 3 группы респондентов. Первая группа – студенты 1 курса по направлению Психология (9 человек). Вторая – студенты 2 курса (6 человек) по направлению Психология. Третья – студенты 3 курса (8 человек) по направлению Психология.
Количество респондентов – 6 мужчин и 17 женщин. Общее число респондентов – 23 человека. Средний возраст респондентов составил 19 лет.
В таблице 1 проиллюстрирована общая картина цветовых ассоциаций по отношению к качествам личности по методике «Цветовые ассоциации». Жирным цветом выделены наиболее встречаемые.
Таблица 1 – Частота встречаемости цветов у студентов психологов-бакалавров
Курс |
1 курс (кол-во чел) |
2 курс (кол-во чел) |
3 курс (кол-во чел) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет Качество |
С И Н И Й |
З Е Л Е Н |
К Р А С Н |
Ж Е Л Т |
Ф И О Л |
К О Р И Ч |
Ч Е Р Н |
С Е Р Ы Й |
С И Н И Й |
З Е Л Е Н |
К Р А С Н |
Ж Е Л Т |
Ф И О Л |
К О Р И Ч |
Ч Е Р Н |
С Е Р Ы Й |
С И Н И Й |
З Е Л Е Н |
К Р А С Н |
Ж Е Л Т |
Ф И О Л |
К О Р И Ч |
Ч Е Р Н |
С Е Р Ы Й |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
Добрый |
2 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Злой |
1 |
1 |
7 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Честный |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Лживый |
4 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Щедрый |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Жадный |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Трудолюбивый |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Ленивый |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Цветовая гамма разнообразна, но примечательно, что среди студентов разных курсов есть совпадения по некоторым качествам и выбранными ими цветами.
Синий, который символизирует спокойствие, удовлетворенность был выбран респондентами как такие качества личности как трудолюбивый и честный. Это вполне подтверждается интерпретацией цветов Люшера.
Зеленый, символизирующий чувство уверенности, настойчивость был выбран респондентами как честный и щедрый, что также не расходится с интерпретацией цветов.
Красный цвет был выбран респондентами 3 курса как жадный. Характеристика этого цвета имеет разногласия в группе 1 курса. Одинаковое количество человек считает красный цветом щедрости и лени. По Люшеру красный цвет – это цвет дружелюбия и общительности.
Желтый, который означает активность, подвижность, был выбран как цвет доброты у испытуемых всех 3 курсов.
Фиолетовый цвет, символизирующий негативные тенденции, был выбран респондентами 3 курса, как цвет, выражающий такое качество личности как трудолюбивый.
Коричневый цвет также символизирует негативные тенденции. Испытуемые 1 и 2 курса отметили, что такой человек жадный.
Черный цвет, отражающий стресс, переживания был выбран как злой и лживый студентами 1 и 3 курса.
Серый цвет, который символизирует грусть, пассивность испытуемые определили, как ленивый, что вполне совпадает со значением.
Сравнительный анализ с помощью непараметрического критерия H - Краскела-Уоллеса показал, что различия между группами студентов были признаны значимыми на уровне достоверности, так как уровень значимости больше 0,05. В таблице Б.2 (см. Приложение Б) представлены статистики данного критерия. То есть, подтверждается гипотеза H0 о сходстве.
В своей основе, цветовая гамма в представлениях и в сознании студентов психологов описывает профессию психолога МЧС. Гипотеза о том, что образ психолога МЧС у студентов психологов-бакалавров складывается из представлений о нем в среде, которой находится студент, не подтвердилась, так как результаты исследования показывают, что статистически значимых различий по группам всех трех курсов нет. Различия между 3 группами студентов были признаны значимыми на уровне достоверности, что говорит о схожем представлении представителя данной профессии.
В ходе проведения контент-анализа были получены следующие данные по методике «Ассоциативный эксперимент»: испытуемые дали 95 ассоциаций на словосочетание «психолог МЧС».
В соответствии с рисунком 1 можно сделать вывод, что в сознании студентов психолог МЧС должен быть профессионалом своего дела, а также обладать физическим качествами.
Рисунок 1 – Личные характеристики психолога МЧС в сознании студентов (по методике «Цветовые ассоциации»)
В соответствии с рисунком 2 можно сделать вывод, что в сознании студентов психолог МЧС, прежде всего, - это спасатель (50%), а только потом уже психолог (20%).
Рисунок 2 - Виды деятельности психолога МЧС в сознании студентов (по методике «Цветовые ассоциации»)
В соответствии с рисунком 3 можно сделать вывод, что в сознании испытуемых психолог МЧС в первую очередь является человеком (50%). В остальных случаях он воспринимается как герой (16%), защитник (17%) и помощник (17%).
Рисунок 3 – Имена существительные (по методике «Цветовые ассоциации»)
В соответствии с рисунком 4 можно сделать вывод, что образ психолога МЧС в сознании испытуемых возникает при бедствиях (45%).
Рисунок 4 – Другое (по методике «Цветовые ассоциации»)
С.П. Иванова (2009) в работе «Формирование образа профессии и портрета профессионала психолога МЧС России» отмечает, что основная масса респондентов (студенты-первокурсники), отмечая отличительные черты профессии психолога МЧС России, указывает на ответственность, гуманность, важность, самоотверженность. Среди личностных качеств испытуемые выделяли терпеливость, уравновешенность, опыт.
Сравнивая исследование, проведенное среди студентов психологов-бакалавров г. Архангельск и исследование, проведенное С.П Ивановой, можно выявить общую черту, а именно – наличие у работников такого профессионального качества как ответственность. Также, как было отмечено, данная профессия не всегда имеет положительную оценку [14].
Первым основным компонентом образа психолога МЧС у студентов психологов-бакалавров являются профессиональные качества, в которые входят ответственность, смелость, внимательность, отзывчивость, квалифицированность, находчивость, понимание, уверенность, доброта, благородство, манипуляция, строгость, честность и манипуляторные действия. Вторым компонентом, имеющим наибольшую значимость, имеют физические качества, куда входят сила, быстрота, храбрость и стрессоустойчивость. Третьим компонентом являются бедствия, где имеют место: пожар, завал, вода, опасность, катастрофа, бедствие, теракт и спасение. Также не маловажными являются интеллектуальные и эмоциональные качества. Особое внимание в образе психолога МЧС респонденты уделяют его униформе. Слабо представлен в сознании студентов такой компонент как отношение к виду деятельности, где студенты отожествляют психолога МЧС со спасателем. То есть, студенты воспринимают психолога МЧС как сильную личность и считают его профессионалом своего дела, но имеют небольшое представление о самой деятельности, связанное с незнанием диапазона профессиональных качеств и требований к сотруднику психологической службы МЧС.
Результаты ответов студентов психологов-бакалавров по методике «Незаконченные предложения» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Количество высказываний (%) с разным отношением к профессии психолога МЧС (по методике «Незаконченные предложения»)
Примечание: положительное «+», нейтральное «0», отрицательное «-».
В исследуемых группах 35% процентов респондентов имеют нейтральный образ в отношении профессии психолога МЧС, 59% относятся положительно, и 6% – отрицательно.
В работе С.П. Ивановой (2009) приведены результаты выбора данной профессии студентами. 72 % опрашиваемых выбрали профессию из-за того, что «о ней все говорят», в следствие чего она является «модной», «современной». Было отмечено, что не всегда отзывы о профессии психолога МЧС были положительными, тогда профессия выбиралась из противоречия [14].
Н.А. Марчук (2017) в своей работе «Анализ и перспективы изучения деятельности психолога МЧС» также говорит о том, что позитивный статус психолога МЧС связан с авторитетом данной профессии. Негативное влияние на профессиональный статус психолога могут оказывать как недостаточная компетентность, так и профессиональные деформации личности, которые рассматриваются обществом как несоответствие требованиям профессии [20].
Студенты психологи-бакалавры имеют общее представление о представителях данной профессии. Практически половина испытуемых относятся к профессии психолога МЧС нейтрально или отрицательно, что может быть связано с недостаточной осведомленностью о данной профессии.
Таким образом, изучение различных аспектов деятельности психолога МЧС обеспечивает всестороннее видение профессиональной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи в ЧС.
Знание психологических аспектов необходимо психологу МЧС в процессе его подготовки к психокоррекционной деятельности, в частности в процессе обучения новым методам и приемам работы.
По результатам исследования можно выделить то, что центральными компонентами, составляющими образ психолога МЧС в сознании студентов, являются профессиональные и физические качества человека. Определенную значимость для студентов в понимании образа является наличие униформы. Также студенты не особо различают понятия психолог МЧС и спасатель, что говорит о недостаточной осведомленности этой профессии.
В целом в сознании студентов представлен позитивный образ спасателя, это вполне прогнозируемо, поскольку в силу специфики своей деятельности, психологи – это люди, оказывающие психологическую помощь. Несмотря на это, в сознании студентов очень похожими оказались специалисты профессий психолог, пожарный, доктор, консультант, спасатель, что свидетельствует о том, что нет четкого разграничения в представлениях о людях данных профессий.
Список литературы:
Батырова К.Б. Образ психолога МЧС. О специфике профессии для начинающих специалистов // Сборник материалов всероссийской научной конференции «Психологическая культура в современном российском обществе». – Волгоград: РАН-ХиГС, 2015. – С. 20-22.
Бочаров М.П., Горшков М.К. МЧС России – 20 лет на службе Родине. – М.: Маска, 2010. – 124 с.
Выгинная Е.А. Психологическая культура в современном российском обществе. – Волгоград: РАН-ХиГС, 2015. – 404 с.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб.: Норинит, 2002. – 225 с.
Горшко Е.И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Харьков: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2005. - № 3. – С53-61.
Горячев В.В. Краткий исторический анализ понимания образа в отечественной психологии // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2013. - №2. – С. 66–69.
Гржибовский А.М. Анализ трех и более независимых групп количественных данных // Экология человека. - Осло: Национальный институт общественного здоровья, 2008. – С. 50-58.
Гржибовский А.М., Угнуряну Т.Н. Сравнение трех и более независмых групп с использованием непараметрического критерия Краскела Уоллиса в программе STATA // Экология человека. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2014. - № 6. – С. 55-58.
Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. – Москва: Смысл, 2007. – 319 с.
Демченко О.Ю. Особенности формирования образа профессионала у будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №22. – С. 239–332.
Демченко О.Ю., Газизова Ю.С. Особенности формирования образа профессионала у будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №22. – С. 329-332.
Елисеева И.Н., Лернер Т.В. Психологическая подготовка / Под ред. Ю.С. Шойгу. – Москва: ЦЭПП ЧС РФ, 2011. – 128 с.
Иванова С.П. Концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России. – СПб.: университет ГПС МЧС России, 2011. – С. 1-43.
Иванова С.П. Формирование образа профессии и портрета профессионала психолога МЧС России // Вестник психотерапии. – СПб.: Оздоровительное учреждение "Международный институт резервных возможностей человека", 2009. - № 29. – С. 52-63.
Исследования профессионально важных качеств работников МЧС [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.com/77/5327-1-issledovanie-professional-no-vazhnth-kachestv-rabotnikov-mch.html (дата обращения: 19.05.2017).
Кошелева Ю.П. «Образ» в психологии: теория и практика // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. - №7. – С. 39–51.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 c.
Литвиненко О.В. Исследование представлений о профессии в современной психологии: образ будущей профессии у студентов // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №.5 – С. 65-68.
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – Москва: Эскимо, 2006. – 154 с.
Марчук Н.Ю. Анализ и перспективы изучения деятельности психолога МЧС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – Тольятти: Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования, 2017. – Т.6. - №1. – С. 289-292.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – СПб: Речь, 2004. – 392 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: ИТИ Технологии, 2006. - №4. – 944 с.
Пахомов А.П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2012. – Т. 5. - № 3. – С. 99-116.
Приказ МЧС РФ от 20.09.2011 № 525 «Об утверждении порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/225051/pdf (дата обращения: 19.05.2017).
Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. – М: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
Самара О.Е., Козловский Р.С., Доценко Н.А., Курбатова О.В., Розанов В.А. Актуальные проблемы транспортной медицины // Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта. – Одесса, 2008. – С. 46–54.
Сидоров П.И., Мосягин П.И., Маруняк С.В. Психология катастроф. -М.: Аспект Пресс, 2008. – 414 с.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов // Школьный психолог. - СПб.: Речь, 2002. - № 34. – 128 с.
Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. – 2012. – №1. – С. 131-133.