Одной из таких сфер является банковское дело, как специфическая предпринимательская деятельность, которая достигает наибольших успехов в том случае, когда она должным образом организована, стандартизована и автоматизирована.
Очевидно, что сейчас российский рынок банковской информатизации переживает не самые лучшие времена за счет локального кризиса финансовой отрасли 2014 года, которая согласно инерционному характеру протекания процессов продолжается и на сегодняшний день. Банки стремятся уменьшить расходы, особенно на сетевые подразделения. Бюджеты на банковскую информатизацию если не сокращаются, то увеличиваются очень осторожно. В 2015 г. количество кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, сократилось с 834 до 733. В 2016 г. процесс сокращения числа банков получил продолжение: на 1 августа число банковский организаций в России сократилось до 669 (см. Рис. 1).[3]
Рис 1. Число действующих банков в России ( 2008-2016 гг.)
Кроме этого, за прошедший год ухудшилось и качество кредитных портфелей, что можно понять исходя из данных ЦБ РФ, в которой доля ссуд лицам с просроченными платежами более 90 дней выросла с 7,9% до 10,8%. Согласно статистике Объединенного кредитного бюро, просрочка по кредитам физическим лицам выросла на 48% до 1,15 трлн руб. Рост числа и объема «плохих» кредитов заставляет банки создавать дополнительные резервы для покрытия возможных потерь. В результате значительная часть средств изымается из оборота, банки недополучают прибыль.[1]
Негативная динамика также наблюдается в отношении суммарных банковских активов, которые, по данным ЦБ, в 2015 г. выросли в рублевом эквиваленте на 6,9% до 83 трлн руб., но сократилась на 1,9% с учетом валютной переоценки.
По данным директора по продажам Центра финансовых решений РДТЕХ Рубена Оганесяна, ИТ-бюджеты банков на 2016 год в среднем были сокращены примерно на 20-25%. В целом же, по мнению эксперта, ввиду экономического кризиса и девальвации рубля многие банки приступили к реализации проектов по оптимизации ИТ-инфраструктуры с целью сокращения расходов. Также явно прослеживается тенденция к реализации краткосрочных проектов, срок окупаемости которых не превышает полугода (см. Таблицу 1).[4]
№ |
Компания |
Выручка от проектов за 2016г., тыс. руб. |
Выручка от проектов за 2015г., тыс. руб. |
Динамика 2015-2016гг, % |
1 |
Сбербанк-Технологии |
14858241 |
10328583 |
43,9 |
2 |
ITG |
11727210 |
10976130 |
6,8 |
3 |
Крок |
7037300 |
9260300 |
-24,0 |
4 |
Инфосистемы Джет |
6833742 |
5189796 |
31,7 |
5 |
Ланит |
4619200 |
5005480 |
-7,7 |
6 |
Компьюлинк |
1951978 |
1555007 |
25,5 |
7 |
АМТ-Груп |
1832323 |
1866381 |
-1,8 |
8 |
АйТи |
1674000 |
1324000 |
26,4 |
9 |
R-Style Softlab |
1528000 |
1458000 |
4,8 |
10 |
Информзащита |
1355680 |
996250 |
36,1 |
11 |
Форс |
1129200 |
1376400 |
-18,0 |
12 |
РДТЕХ |
751163 |
885383 |
-15,2 |
13 |
Синимекс |
635225 |
576800 |
10,1 |
14 |
Maykor |
629824 |
585135 |
7,6 |
15 |
Аладдин Р.Д. |
376700 |
288685 |
30,5 |
16 |
Амтел-Сервис |
162830 |
9800 |
1561,5 |
17 |
Корус Консалтинг |
108817 |
н/д |
н/д |
18 |
Digital Design |
90000 |
60000 |
50,0 |
19 |
Центр Корпоративных Технологий (M4Bank) |
54000 |
42000 |
28,6 |
TAdviser 2017
Таблица 1. Выручка некоторых поставщиков ИТ в банках в 2015-2016 годах
Для большей наглядности представим динамику изменения выручки 19-ти компаний в виде диаграммы.
Рисунок 2. Выручка поставщиков ИТ в банках в 2015-2016 года (%)
Как видно из рисунка 2, наибольшая выручка в объеме 50% принадлежит компании Digital Design, по сравнению с 2015 годом, тогда как наименьшая пришлась на R-Style Softlab и составляет всего лишь 4,8%. Но по сравнению с четырнадцатью компаниями, в которых выявилась положительная тенденция, остальные пять компаний, такие как: Крок, Ланит, АМТ-Груп, Форс и РДТЕХ, потерпели значительные потери, доходящие вплоть до -24%.
Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab, также замечает существенное снижение ИТ-бюджетов банков по сравнению с докризисными временами. К тому же, по его словам, за это время около 200 финансовых организаций так или иначе перестали существовать. В связи с этим в компании наблюдают общий спад на рынке банковской автоматизации.[4]
Светлана Вронская, директор по маркетингу ГК «Корус Консалтинг», полагает, что после кризиса на российском финансовом рынке в 2014 году, количество организаций, потерявших лицензию на ведение банковской деятельности, составило за два года около 200. Параллельно идет процесс поглощения сильными игроками небольших, но уже работающих проектов в области финансовой деятельности, чтобы вместе или на их базе создавать крепкие кредитно-финансовые организации. В качестве примера можно привести создание «Почта Банка» на базе «Лето Банка» или присоединение проектов «Рокетбанк» и «Точка» к финансовой группе «Открытие».
Однако, положительными можно считать шаги, направленные на оздоровление финансового сектора, предпринятые регулятором и представителями банковской отрасли, благодаря которым, в первом квартале 2016 г. совокупная прибыль банков составила 109,3 млрд руб. против 6 млрд руб. в первом квартале 2015 г.[6]
Хотя в банковской отрасли наметились первые тенденции к оздоровлению, траты на ИТ носят кризисный характер: финансовые организации оптимизируют траты на инфраструктуру за счет облаков и аутсорсинга, а также инвестируют в клиентские и аналитические решения, чтобы сохранить доходность. То есть, банки предпочитают перевести CAPEX в операционные расходы и вместо масштабных проектов по созданию новых дата-центров и внутренней инфраструктуры стараются по возможности отдавать часть инфраструктуры на аутсорсинговую поддержку, использовать мощности сторонних ЦОДов, максимально исследовать возможности облачных сервисов.[4]
В СМИ активно обсуждался сценарий, что же будет с банковской ИТ-индустрией, если западные компании – крупные ИТ-вендоры введут санкции и прекратят поставлять свои решения на наш рынок.
Одни эксперты утверждают, что никаких катастрофических проблем не возникнет по той причине, что практически во всех банках применяется мультивендорный подход, который позволит с легкостью перейти в сторону азиатских производителей. Другие уверены в негативных и губительных последствиях, суть которых заключена в риске полной остановки операционной деятельности банков. Западный вендор может как прекратить поставки оборудования и ПО, так и просто не продлить договор поддержки. Причем последний вариант, в случае с аппаратными средствами фильтрации трафика может быть приравнен к остановке оборудования.
Специалисты считают, что ситуация зависит от того, какой вид санкций будет применен. «Если даже верхнеуровневое ПО можно будет достаточно легко заменить на разработки отечественных вендоров, то с системным ПО все обстоит сложнее. На сегодняшний день ничего российского и в то же время качественного на рынке нет: серверы и базы данных имеют процессоры американского производства», – такую точку зрения высказал начальник департамента информационных технологий Росэнергобанка Леонид Белышков на круглом столе «ИТ в финансовом секторе: какие ИТ-задачи стоят перед банками в новых экономических условиях».[2]
Однако, на слова о том, что до сегодняшнего времени никто из западных партнеров не пошел на введение ни мягких, ни долговременных запретительных санкций по отношению к своим российским партнерам, эксперты оправдываются тем, что в рамках сложившейся политической ситуации в мире вопрос о присоединении вендоров к санкциям Евросоюза весьма актуален и нельзя исключать развитие любых событий.
Начальник отдела банковских технологий департамента автоматизации БАНКа ИТБ Наталья Москвичева говорит, что совокупность последствий, связанных отсутствием технической поддержки, и обновлений программного обеспечения, а также значительные финансовые инвестиции при смене платформенных решений, может отрицательно сказаться на развитии бизнеса, вплоть до его остановки. Однако эксперт уверена, что есть два альтернативных варианта, такие как, переориентация на российских производителей и применение мультивендорного подхода в пользу сотрудничества с азиатскими компаниями, в первую очередь с КНР.[6]
Она подчеркивает неоднородность банковского рынка ИТ, и возможность замены такой ее составляющей, как «железо» без особых усилий, хоть это и займет определенное время. Сейчас банки нацелены на повышение доходов и сокращение издержек, поэтому приветствуются все новшества, способствующие достижению этих целей. К примеру, выпускается «Электронный офис», который консолидирует взаимодействие и с действующими, и с потенциальными клиентами. Работа в «Электронном офисе» начинается не с момента заключения договора, а с момента входа клиента на сайт банка. Уже реализован весь контур электронного взаимодействия с потенциальными клиентами.[5]
Получает развитие сопряжение государственных и банковских услуг, которое началось несколько лет назад с ГИС ГМП. Сейчас идет работа по взаимодействию с ГИС ЖКХ. Это поменяет сознание наших клиентов в работе с коммунальными услугами. Если раньше мы ждали счет и шли его оплачивать в кассе банка или в системе ДБО, то теперь банк будет сообщать о появившемся счете и предлагать оплатить его автоматически. Для банка это выгодная возможность привлечь новых клиентов, а также сохранить собственных.
Еще одно новое направление — это открытые платформы. Наш мир меняется, ускоряется и внешние вендоры не успевают за этими изменениями: слишком много потребностей, слишком высокие темпы. Разумный выход — предоставлять банкам открытые платформы, где есть ядро и базовый функционал. Банк же самостоятельно корректно вносит изменения, подстраивает платформу под свои нужды.[3]
Мобильный банк превращается из платежного инструмента в канал продаж услуг и продуктов клиенту, активизации «спящей» базы, взаимодействия с госуслугами. Мобильный банк становится движущей силой не только привлекательности банков для розничных клиентов и малого бизнеса, но и важным каналом транзакционных доходов самих банков.
Андрей Сыкулев, генеральный директор «Синимекс», прогнозирует постепенное оживление, связанное с появлением и развитием целого ряда принципиально новых технологий и направлений. Это, в первую очередь, технологии, которые уже вышли в фазу реального практического применения, такие как большие данные, In Memory Computing (технологии вычислений в оперативной памяти), интернет вещей, облачные и гибридные архитектуры, а также новые технологии, которые «стоят на пороге», но в некоторых сферах применения уже серьезно конкурируют с «традиционными» решениями: искусственный интеллект, распределенные реестры (блокчейн), системы виртуальной (дополненной) реальности, бессерверные архитектуры и платформы.[7]
Константин Усаковский, заместитель коммерческого директора ГК «АйТи», считает, что при сохранении более-менее стабильной экономической ситуации в дальнейшие годы рынок, очевидно, будет расти и генерировать новые бизнес-идеи, "уходить" в цифровую область, придумывать новые продукты и услуги для своих клиентов. При этом с каждым годом все большее значение будут приобретать такие параметры, как скорость выпуска новых продуктов, возможности и качество дистанционных каналов обслуживания, способность делать действительно адресные предложения клиентам, генерировать "апсейл" и кросс-продажи.[5]
В Maykor-BTE отмечают, что в 2017-2018 году в банковском секторе предсказуем рост практики аутсорсинга. Кроме того, по мнению представителей компании, распространение получат проекты по комплексной передаче на аутсорсинг обслуживания ИТ- и отраслевых банковских систем.[4]
Рубен Оганесян из РДТЕХ, предполагает, что в 2017-2018 г. от банков следует ожидать развития в сторону облачных технологий, технологий, связанных с большими данными, всевозможных маркетинговых систем, ориентированных на работу с клиентами.
Список литературы:
ИТ в банках и страховых компаниях 2016 // НОРБИТ - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/it-resheniya-dlya-strahovyh-kompaniy. (дата обращения 05.03.2017).
ИТ в банках под прицелом санкций // Национальный банковский журнал - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2016/01/27/it-v-bankax-pod-pritselom-sanktsii/index.html. (дата обращения 05.03.2017).
Кризис заставил банки идти в «облака» // CNews - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cnews.ru/reviews/banks2016/articles/krizis_zastavil_banki_idti_v_oblakaitbyudzhety_uhodyat_na_novuyu/. (дата обращения 05.03.2017).
Обзор: ИТ в банках 2016 // TADVICER - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%3A_%D0%98%D0%A2_%D0%B2_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85_2016. (дата обращения 05.03.2017).
Патешман В. Обзор: ИТ в банках 2016 - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.bssys.com/about/press-center/articles/obzor-it-v-bankakh-2016/?sphrase_id=81604. (дата обращения 05.03.2017).
Прибыль российских банков // Коммерсант.ru - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2967828. (дата обращения 05.03.2017).
Состояние российского рынка банковской информатизации в 2016 году и прогноз на 2017-2018 годы // Аладдин Р.Д. - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.aladdin-rd.ru/company/pressroom/articles/45184/. (дата обращения 05.03.2017).
Шебуняева Е.А. Информационные технологии в современной экономике России: Проблемы развития - [Электронный Ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennoy-ekonomike-rossii-problemy-razvitiya. (дата обращения 05.03.2017).