В основу нашего исследования положена концепция психологической безопасности И.А. Баевой [1]. На основе теоретического анализа мы определили, что психологическая безопасность младшего школьника – это психическое состояние, обусловленное сочетанием восприятия и оценки ребенком образовательной среды, социально-психологических ресурсов, способствующих преодолению имеющихся рисков, а также угроз позитивному личностному развитию. Проявляется это состояние в субъективном благополучии ребенка в школе, нормальном уровне тревожности, положительном отношении к образовательной среде, ощущении безопасности и защищенности в школе, референтности образовательной среды, удовлетворенности собой как учеником и идентификация ученика с группой (классом, школой). Внешне психологическая безопасность отражается в успешности ребенка, оптимальном уровне активности. К выделенным показателям, подобраны методики для диагностики, а также процедуры статистической обработки данных [6].
В исследовании приняли участие 79 учащихся кадетских классов общеобразовательной школы (9–10 лет), из них 34 девочки и 45 мальчика, их родители и учителя. С помощью кластерного анализа данных, полученных в результате диагностики, и содержательной характеристики выделанных кластеров определили три группы детей, соответствующих их уровню психологической безопасности. Четверть школьников имеет высокий уровень психологической безопасности, половина - средний (неустойчивый), у остальных учеников - низкий уровень психологической безопасности. Далее, используя таблицы сопряженности, выявили значимые связи уровня психологической безопасности (номер кластера) с результатами методик и оценками показателей психологической безопасности младших школьников. В этой статье отражены статистически значимые связи между уровнем психологической безопасности младшего школьника, учащегося кадетских классов и показателями, которые имеют отношение к учителю [7]. Деятельность педагога, ориентированная на психологическую безопасность учеников может быть условием поддержания этого состояния у детей.
Для состояния психологической безопасности важно то, как по мнению школьника учитель относится к нему, причем не только как к ребенку (p=0,000), но и как к представителю конкретной группы, класса, школы (p=0,000). Данные получены с помощью модифицированной методики «лесенка», где ребенку предлагалось не только самому себя поставить на ступеньку среди хороших и плохих детей, но и представить, где бы разметил его учитель. Это быстрая методика может использоваться в мониторинге состояния ребенка в школе, с другой стороны, можно говорить, что представление ребенка о том, что учитель ценит его (в том числе за внеучебную деятельность) – может быть ресурсом психологической безопасности младшего школьника.
Представления ребенка об оценке его учителем связаны с общим состоянием ребенка в школе (p