Многочисленные социологические и психологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития Я-концепции современных подростков характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих [6].
При этом исследователи пишут о том, что современный человек по большей части не знает, кто он и какова функция его пребывания в мире, на что должно быть направлено его бытие. Это влияет на отношение к жизни и проявляется в различных формах и уровнях жизнедеятельности современного общества: начиная от выбора жизненной позиции и заканчивая поиском смысловой составляющей жизни [3]. Одной из форм самоопределения в современном обществе является интернет среда, социальные сети и как следствие возникает повышенный интерес к самодокументированию своей жизни, который, чаще всего, реализуется через фотографии [2; 3; 8].
В последние несколько лет интерес ученых сместился в поле изучение виртуальной реальности, феномена «селфи», «виртуальной личности» [8].
Подобное положение вещей находит отклик у подрастающего поколения. Современный подросток учиться общаться, развивается, социализируется в новом пространстве. Как это влияет на его развитие, какие изменения вносит в структуру личности, ученым еще предстоит узнать.
Таким образом, особенности социальной среды современности, информационное пространство диктует совершенно новые условия для становления и развития личности. Личность в мультимедийном мире не может развиваться без учета виртуальных реальностей. Необходим новый взгляд на проблему становления «я-концепции» подростков с учетом особенностей их социализации.
Проблема. Для изучения возможностей развития я-концепции средствами фототерапией необходимо ответить на вопрос «Возможно ли коррекция я-концепции путем принятия своего «Я-образа» посредством работы с изображениями на фотографиях?»
Предмет исследования: Особенности развития я концепции (в условиях информационной среды) у подростков.
Объект исследования: Развивающаяся личность старшего подростка.
Цель исследования: создание предпосылок для использования фототерапии как метода развития я-концепции и раскрытие возможности метода фототерапии при работе с я-концепцией подростка.
Гипотеза: Самопринятие своего «Я-образа» посредством фототерапии способствует развитию позитивной «Я-концепции» за счет развития рефлексии, повышения уровня самооценки, понижения уровня влияния другого на отношение к своему телу.
Задачи исследования:
Теоретический анализ современных подходов к структуре феномена «Я концепция».
Анализ целей и методов фототерапии как средства для коррекции «Я концепции».
Разработка программы использования фототерапии для развития позитивной я-концепции в подростковых группах.
Научная новизна данной работы заключается в нахождении эффективного методического решения развития позитивной я-концепции средствми фототерапии.
На сегодняшний день в научной среде нет единого мнения по поводу Я-концепции человека. В нашем исследовании под Я-концепцией мы понимаем предложенную У. Джеймсом, а в дальнейшем разработанную К.Роджерсом, И.С. Коном, С.Л. Рубинштейном и другими учеными иерархическую структуру я-концепции, включающей все грани индивидуального самосознания [9; 10].
Теоретической основой исследования выступают научные работы, раскрывшие проблемы:
становление и развитие Я-концепции субъекта (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.С. Выготский, У.Джеймс, А. Маслоу, Дж. Мид, и. др.).
структуру организации Я-концепции (B.C. Агапов, Е.П. Белинская, Р. Бернс, У.Джеймс, К.Роджерс ).
становление личности и Я-концепции подростка (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, B.C. Мухина, A.M. Прихожан и др.).
влияния творчества и воображения на плодотворное изменение Я-концепции (Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Плашев, К. Райн и др.).
методологические основы групповой арт-терапии, в частности фототерапии (Дж. Вайзер, Л. Верман, А.И. Копытин, Л. Д. Лебедев, О.И. Перевезенцева) [6; 9; 10].
С момента своего зарождения я-концепция становится активным началом, влияющим на становление личности. Потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других [9].
Процесс формирования я-концепции включает в себя развитие представлений о себе как отличной от других личности [9; 10]. Чувство собственного «я» во многом зависит от восприятий окружающих людей, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида. Поиски, понимание собственного «я» делаются особенно напряженными в подростковый период. У подростка восприятия себя зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Важным становиться общение со значимыми лицами, в процессе которого юноши и девушки получают прямую информацию о себе в оценочных терминах. Для современного подростка такими оценками зачастую служат комментарии и «лайки» полученные ими в процессе виртуального общения.
Формирование я-концепции подростков зависит от уровня развития их самосознания. Необходимо развивать осознанное отношение к своим потребностям, адекватную оценку своих возможностей и способностей. Развитое самосознание позволяет корректировать жизненные сценарии, а адекватное представление о себе является условием успеха в процессе социализации и адаптации [1].
Развитие позитивной Я-концепции можно рассматривать с точки зрения развития трех ее компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Каждый из этих компонентов раскрывается через 5 возможных форм самовосприятия:
Восприятие себя через соотнесение – идентификация себя с другими.
Восприятие себя через восприятие себя другими. Диалог в рамках системы «Я» - «Ты», «Я» - «Другой». Возможность открытия, познания себя в самом себе, себя в других.
Восприятие через наблюдение внутренних состояний – интроспекция.
Восприятие себя через результаты своей деятельности.
Непосредственное восприятие собственного внешнего облика [7].
Уникальность фототерапии как метода заключается в возможности проработать со всеми формами самовосприятия через особый продукт деятельности - фотографию. Причем для работы могут быть использованы как готовые фотоматериалы, так и созданные непосредственно клиентом или группой.
Позитивное, развивающее воздействие фотографии на личность и ее отношения с миром может проявляться как в индивидуальной, так и в групповой работе [4]. На наш взгляд использование групповой работы в этом возрасте предпочтительнее, так как для подростков важно мнение сверстника и возможность посмотреть на себя глазами другого представителя референтной группы.
Учитывая особенности подросткового возраста, организацию учебного процесса в среднем школьном звене, рекомендованные нормы нагрузки на обучающихся динамику групповой работы, нами был выбран оптимальный режим групповых занятий.
Планируется долгосрочная работа с группой – 10 встреч, в течение 10 недель. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.
За основу структуры тренинговых занятий были взяты 5 компонентов самовосприятия, Для каждого из полученных 5 блоков отведено по 2 занятия.
Первое и последнее занятия должны быть посвящены непосредственному восприятию своего внешнего облика. Так большинство создаваемых подростками фотографий так или иначе связаны с запечатлением внешнего облика человека. И они позволяют сохранить ощущение своего тела в конкретный момент жизни. Возможно использование фотографий в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», знакомства со своим образом, выражением чувств и потребностей. За счет сохранения продуктов деятельности - фотографий участников тренинга, мы надеемся совместно с обучающимися на последнем этапе эксперимента проследить динамику произошедших за время участия в программе изменений.
Второе и третье занятия посвящены теме идентификации себя с другими. Разрабатывая этот блок, мы отталкивались от тезиса о том, что «фотография по своей природе социальна». По мнению А.И. Копытина любое фото можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий социализацию и формирование идентичности, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию [4].
На этих занятиях мы предлагаем использовать готовый фотоматериал, познакомить подростков с различными социальными ролями, посмотреть, как наше восприятия других людей зависит от их ролевых позиций, принадлежности к различным группам. Одним из вариантов работы будет создание участниками группы композиции, которая позволила бы увидеть их личную историю и разные социальные роли, которые они исполняли, исполняют и, возможно, будут исполнять в будущем. Итогом серии занятий должны стать фотографии, которые, по мнению участников, будут отражать их идентичность.
Четвертая и пятая встречи основаны на восприятие себя через восприятие другими. Здесь мы предлагаем подросткам открывать себя именно в процессе взаимоотношений, опираясь на межличностную обратную связь. Например, одно из предложенных нами упражнений направлено на создание композиции из одной или нескольких фотографий (с использованием дополнительно любой канцелярии для творчества), которая передавала бы чувства, мысли персонажа, а так же раскрывала его взаимодействие с группой [5]. В качестве таких персонажей могут быть использованы знакомые группе люди в определенных ситуациях, другие участники группы.
На шестом и седьмом занятиях планируется предложить подросткам понаблюдать за своими внутренними состояниями. Так как говорить о своих чувствах и переживаниях обычно трудно, используя фотографию как основу такого диалога, мы сможем аккуратно и мягко подтолкнуть детей к осознанию и переживанию своих эмоций, что в дальнейшем может облегчить их вербализацию [5].
Продуктом деятельности в рамках нашей программы будет являться авторская и коллективная фотографии, коллажи, фото-истории. Этому блоку отведены 8 и 9 занятие цикла. Предполагаем показать подросткам насколько наше самочувствие, самовосприятие, прошлый опыт могут влиять на понимание одних и тех же сторон их жизни. Еще одной задачей станет формирование умения принимать другого, организовывать совместную деятельность, создавать комфортные условия без ущерба своему «Я».
Таким образом, фотография должна стать средством самовыражения, самопонимания, самопринятия, социализации и «эмоционального воспитания» личности подростков [4].
В итоге проделанной работы был разработан цикл занятий для подростков с использованием метода фототерапии. Реализация данной программы назначена на март-май 2018 года. В работе групп примут участие девятиклассники школ города Северодвинска. В исследовании планируется участие 80-90 подростков, которые будут разделены на 6 групп по 12-15 человек, три из которых будут контрольными, а три экспериментальными.
Для измерения показателей эффективности занятий планируется проведение диагностики до и после проведения программы.
Критериями эффективности выступят показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов Я-концепции. Для измерения, которых был отобран следующий инструментарий:
Тест исследования самооценки (Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн).
Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин).
Тест смысложизненный ориентации СЖО (Д.А. Леонтьев).
Ожидаемым результатом нашей работы станет:
Насыщенность общения новыми эмоциональными переживаниями, вызванная восприятием фотографий с учетом их личностного смысла и содержания (познание себя во внешнем мире в системе отношений «Я-другие»).
Возможность рефлективного осмысления себя в системе «Я-Я» за счет раскрытия внутренних переживаний, внутреннего мира человека, формирования эмоционально-ценностного отношения к образу Я в целом.
Возможность через опосредованный, направляемый фотографиями диалог познать и принять внутренний мир других людей, осуществить принятие своего «Я» [2].
Развитие позитивной Я-концепции современных подростков может быть обеспечено при условии принятия подростками себя, адекватного представления о своей личности, уверенности в себе, приобретения рефлексивных навыков, адекватного отражения реальности, включенности в различные вины деятельности, формирования потребности в самовыражении, самовоспитании, саморазвитии. Работая в рамах метода фототерапии мы можем обеспечить данные условия.
Соответственно работа методами фототерапии позволяет корректировать восприятие индивида, а значит, качественно влиять на построение я-концепции, как динамического образования личности в подростковом возрасте.
Список литературы:
Арзуманян С. С. Формирование Я-концепции как проблема педагогической психологии // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований»/ - 2012/ - Вып.4 – С. 99-105.
Богослова Е. Г. Применение средств художественной литературы в формировании позитивной Я-концепции у старших подростков // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: ГПА (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). - 2015. - №46-2. – С. 33-40.
Зембатова О.С. Феномен «селфи», как атрибут современной культуры // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика, психология. №3(5) – Издательство: ГБОУ ВО "Крымский инженерно-педагогический университет" (Симферополь), 2016. – С. 61-66.
Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с.
Копытин А.И. Техники фототерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 128 с.
Куненков С.А. Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2004. - 27 с.
Морозли И.В. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки // Исцеляющее искусство. – 2010. – Т.13. - №2. – С. 45-60.
Нелюбин Н.И, Копылова М.В. Селфи как способ выражения Я-концепции // материалы IX Международной научно-практической конференции «Омские социально-суманитарные чтения». - 2016. – Омск: Омский государственный технический университет, 2016. – С. 319-324.
Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 320 с.
Фролов А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах // Вестник краснодарского университета МВД России. – 2015. - №4(30). – С. 287-292