САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ВО ВРЕМЕННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ, ОРГАНИЗОВАННЫХ В РАМКАХ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ВО ВРЕМЕННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ, ОРГАНИЗОВАННЫХ В РАМКАХ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

Гладких В.В. 1, Комиссаров С.М. 2
1ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
2ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Временный коллектив военно-научного общества в военном вузе, военно-научная секция (ВНС) – организованное объединение курсантов, создающееся на кафедрах по научным интересам курсантов под руководством преподавателей. Будучи типом воинского коллектива, ВНС как временный коллектив, обладает общими с ним признаками, но имеет и свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономия существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития.

При наличии значимой цели, насыщенной общественно-полезной научной деятельностью, а также ряда других условий, курсантские научные объединения способны приобрести характеристики относительно зрелого коллектива, действующего как единое целое.

Для временных курсантских научных коллективов характерны новизна их состава, интенсивность и насыщенность совместной деятельности, более выраженные коллективные формы работы.

Временные коллективы решают большой круг учебно-воспитательных и научных задач. Для каждого курсанта такой коллектив – это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь, в отличие от других воинских коллективов, курсант активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.

Временный коллектив оказывает комплексное воздействие на психологию курсанта. Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах по интересам не только оставляет заметный след в формировании личности будущего офицера, но также влияет на деятельность того постоянного, основного воинского коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление «переноса личностных приобретений» из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено одновременно, что результаты при этом могут быть разными.

В коллективе складываются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения между его членами. Они объективно проявляются в характере и способах взаимодействия членов коллектива, а также в распределении ролей в нем [1].

Коллектив ВНС курсантов как система – это:

- органическая часть более сложного объединения – воспитательно-образовательного коллектива, включающего помимо курсантского и коллектив педагогов;

- относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

- скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием официальных управленческих структур, определяющих организационное строение и деятельность ВНС, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

- субъект деятельности по реализации единых общественно значимых научных целей;

- субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в ВНС курсантов;

- носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив ВНС как целостное образование, проявляющегося в научных устремлениях коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, созданных на кафедрах и в вузе, и определяющего поведение его членов [2].

Самостоятельность и творчество курсантов проявляются в полной мере во временных коллективах ВНС, организованных в рамках военно-научного общества, предоставляющих курсантам более широкие возможности, чем воинские образовательные структурные подразделения, поскольку создают возможности для:

1) самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии с курсантами и преподавателями;

2) приобретения опыта общения и отношений на основе культурных и научных норм деятельности;

3) получения организаторского опыта (формирование лидерских качеств) и опыта самоорганизации;

4) расширения сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

5) приобретения личного опыта научной деятельности;

6) приобретения новых друзей по научным интересам и впечатлений от общения в научном сообществе.

В процессе военно-научной деятельности при подготовке к выступлениям с сообщениями, докладами для участия в заседаниях секций ВНО, международных конференциях курсанты самостоятельно изучают литературу, разрабатывают совместно с руководителем ВНС план организации мероприятий в рамках секций, встречаются с курсантами других групп и курсов, что формирует у них интерес не только к самостоятельной самообразовательной, но и к научной деятельности.

Для появления общности в группе курсантов, входящих в ВНС, необходима деятельность – интересная, информационно наполненная, полезная. При этом общественное мнение, складывающееся в научном объединении, для курсантов становится важным, появляется заинтересованность в результатах своего научного творчества, поощрениях, отвечающих их ожиданиям, интересам и потребностям в саморазвитии [3].

Успех курсантов зависит от многих факторов, но, в первую очередь, от создания условий для проявления индивидуальности каждого курсанта, его творческого и нравственного потенциала; демонстрации самостоятельности участников ВНО; демонстрации достижений через разнообразные формы: доклады, сообщения, участие в конкурсах, конференциях и т. д..

Научная работа не может быть эффективной, если используется лишь один способ организации деятельности. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы деятельности:

1. Группа или один человек, выполняющие поручения педагога.

2. Инициативная группа, которая, как правило, сама предлагает тему для научной работы и берется за ее организацию.

3. Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания другим курсантам, проверяет их готовность, проводит мероприятие, анализирует результаты, достижения вместе со всеми курсантами.

Для достижения эффективности научной деятельности, необходимо определить также задачи, стоящие перед курсантами и решаемые ими в процессе военно-научной работы:

- групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений курсантов;

- оценка и самооценка участниками ВНО личностно-значимых результатов;

- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения определенного этапа работы, поощрение наиболее активных участников военно-научной деятельности;

- стимулирование положительных изменений в личности участника ВНО как фактора его готовности к саморазвитию;

- организация дальнейшей работы, снимающей психологическое состояние временности достигнутого успеха, вызванное завершенностью темы на определенном этапе научной деятельности;

- диагностика и разработка индивидуальных программ и траекторий развития [4].

Здесь важно упомянуть еще об одном психологическом моменте, важном для саморазвития курсантов - автономной деятельности, предполагающей наличие «своего направления», своего «закона» по организации деятельности, которая для курсанта стала бы организующим началом, но не отрывала бы его от публичной (коллективной) научной деятельности, общения, всей жизни в воинском коллективе. Практически 24 часа в сутки курсанты находятся в обществе друг друга, когда каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности [5]. Своеобразный характер научной деятельности, реализация потребности в научном общении, отличные от учебных занятий задачи (достижение результатов без жесткой нормированной оценки), взаимодействие со сверстниками и с курсантами старших курсов формируют личность курсанта, которому присущи направленность на профессиональный успех, творческая целеустремленность, социальная активность и коммуникабельность. Все это дает возможность выпускнику военного вуза в дальнейшем самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, заниматься самообразованием, участвовать в исследовательской и проектной деятельности, способствуя развитию профессиональной компетентности будущего военного специалиста, становясь средством освоения корпуса знаний по специальности.

При таком подходе к военно-научной работе практически реализуется идея межпредметной основы обучения, которая служит не только средством коммуникации в устной и письменной формах, но и способом познания в профессиональной области. В то же время, являясь частью общеобразовательного процесса, военно-научная работа курсантов позволяет расширить их кругозор, давая в руки ключ к получению дополнительной информации, помогает воспитать разносторонне образованную личность, готовую к практической деятельности на основе сформированного научного мышления.

Список литературы:

1. Резниченко М.Г. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении. Самара: СГПУ, 2008. 192 с.

2. Козлов В.В. Принципы организации интегративного подхода // Вестн. интегративной психологии. 2006. № 4. С. 45-49.

3. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 52-60.

4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.

5. Военная психология и педагогика / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 384 с.

Просмотров работы: 81