К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

Мартынов М.И. 1, Терещенко О.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подготовка офицерских кадров, способных грамотно обучать и воспитывать военнослужащих, во все времена считалась приоритетным направлением системы военного образования. Необходимость совершенствования работы с личным составом в воинских подразделениях требует подготовки офицеров, способных на профессиональной основе укреплять моральный дух и психологическую устойчивость военнослужащих, их внутреннюю готовность к выполнению задач военной службы.

Военно-педагогическая подготовка курсантов представляет собой организованную совокупность учебных, воспитательных, методических, социально-психологических мероприятий по формированию у выпускников военного вуза навыков воспитательной работы, обеспечивающих уверенное выполнение ими обязанностей по должностному предназначению. Целью и результатом такой подготовки является квалифицированный военный специалист, обладающий навыками работы с личным составом в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Задачами военно-педагогической подготовки являются:

– усвоение основ педагогических знаний в области образования и самообразования, обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития;

– формирование у курсантов умений выявлять педагогические явления, характерные для их военно-профессиональной деятельности, анализировать, понимать и профессионально оценивать их;

– развитие способностей решать педагогические задачи, учитывать педагогический аспект военно-профессиональных проблем и использовать педагогические знания и педагогическую технику для их решения;

– освоение педагогических приемов и методов изучения индивидуально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих;

– повышение общей профессиональной культуры, потребности к непрерывному самосовершенствованию, овладение формами и методами самообразования, самообучения, самовоспитания и саморазвития.

Ключевое место военно-педагогической подготовки курсантов обусловлено тем, что повседневная деятельность офицерских кадров в войсках по обучению, воспитанию (перевоспитанию), психологической подготовке личного состава, педагогическому руководству другими воспитателями и педагогическому самосовершенствованию является основным звеном их военно-профессиональной деятельности. Поэтому роль подготовки курсантов военно-учебных заведений к эффективному осуществлению учебно-воспитательной работы с военнослужащими на основе выводов и рекомендаций психологии и педагогики объективно возрастает.

Будущая военно-педагогическая деятельность выпускника военного вуза органически включена в военно-профессиональную деятельность офицера. Поэтому уже в процессе обучения и воспитания в военно-учебном заведении организация военно-педагогической подготовки должна вызывать у курсантов убежденность в общественной значимости и личное осознание необходимости такого вида деятельности. Формирование и развитие навыков и умений воспитательной работы у курсантов осуществляется по следующим основным направлениям. Первое из них – разъяснение объема и характера военно-педагогической деятельности офицера как командира и воспитателя. Второе направление – объяснение и практический показ процесса выполнения действия, ориентирование обучаемых на активную мыслительную деятельность, на усвоение ими сущности навыков и умений воспитательной деятельности и методов их практического применения. Третье – контроль со стороны преподавателей за формированием и развитием у курсантов навыков и умений воспитательной деятельности. Четвертое – побуждение курсантов к самостоятельным действиям, привитие самостоятельности, самоанализа и самоконтроля в процессе совершенствования рассматриваемых качеств [1].

В процессе обучения курсантов в военном вузе немаловажную роль имеют социально-гуманитарные знания, так как на их основе формируется духовно-нравственный и мировоззренческий потенциал, уровень общей культуры и кругозор будущих воспитателей, т. е. фундамент тех качеств, которые имеют непосредственное значение для организации воспитательной работы в подразделении. Для организации военно-педагогической подготовки в учебные планы военных вузов включена учебная дисциплина «Психология и педагогика». Педагогические знания (теории, принципы, ценности) позволяют сформировать у курсантов представления о целях воспитательной работы в войсках, задачах её организации и результатах. Осознание значимости и смысла педагогической деятельности позволяет успешно адаптироваться к меняющейся образовательной среде, преодолевать психологические барьеры, возникающие в процессе военно-педагогического становления курсантов. Курсанты военного вуза изучают требования уставов по организации обучения и воспитания военнослужащих, которые формируют основу их представлений об организации работы с личным составом подразделения.

Однако в образовательном процессе военного вуза курсант является не только объектом педагогического влияния преподавателей и командиров, но и субъектом собственного развития. В основе педагогической подготовки курсантов лежат не только знания военных, психолого-педагогических и специальных учебных дисциплин, но и личностный смысл, осознание необходимости совершенствования навыков работы с личным составом. Особую актуальность приобретает образование курсантов, ориентированное на формирование смысловой сферы, при котором главным критерием их развития становится не количество усвоенных знаний, а то, в какой мере эти знания стали внутренне значимыми, т. е. приобрели субъективный личностный смысл.

Совершенствование военно-педагогической подготовки предполагает развитие у курсантов мотивации к работе с личным составом, формирование стремления к постоянному самосовершенствованию, воспитание сознательной дисциплины, создание психологических условий для обучения, развитие наблюдательности, активности и инициативы. Эффективными средствами развитиямотивации к военно-педагогической деятельности являются умелое сочетание теоретических установок с практикой формирования навыков воспитательной работы, использование привлекательных примеров, показывающих значение военно-педагогической подготовки в деятельности офицера, а также пропаганда передового опыта военно-педагогической деятельности лучших офицеров из войск и вузов, изучение отзывов на выпускников военно-учебных заведений [2].

Важным условием повышения качества военно-педагогической подготовки курсантов является постоянное и целенаправленное совершенствованиеинформационно-методического обеспечения, которое представляетсовокупность мероприятий, направленных на сбор, методическую обработку и предоставление обучаемым информации, необходимой для формирования военно-педагогических знаний, умений, навыков и компетенций. В информационно-методическом обеспечении изучения психолого-педагогических дисциплин возрастает значение специализированных компьютерных классов, учебно-методических кабинетов, оснащенных современной техникой, позволяющей использовать в образовательном процессе электронные обучающие и контролирующие программы, телекоммуникационные технологии и интерактивные средства обучения. В расширении психолого-педагогических знаний курсантов и слушателей хорошо зарекомендовали себя тематические выставки, проводимые методистами библиотек, посвященные новинкам психолого-педагогической литературы, проведение обзоров статей научно-теоретических журналов, отражающих специфику обучения и воспитания военнослужащих [1].

Военно-педагогическая подготовка является составной частью военно-профессионального образования курсантов, в процессе которого интегрируются знания гуманитарных, военно-профессиональных наук с педагогическим опытом командиров, преподавателей, формируются представления о роли офицера как организатора работы с различными категориями военнослужащих. Причем главным в военно-педагогической деятельности курсанта является не объем знаний, а соединение последних с личностными качествами, умениями самостоятельно распоряжаться ресурсами и возможностями своей психики. Поиск новых резервов военно-педагогического становления будущего офицера обуславливает необходимость учета его индивидуальных особенностей, совершенствование информационно-методического обеспечения учебного процесса, создания в военном вузе образовательной среды, способствующей формированию готовности выпускников к военно-педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов С.А. Формирование навыков воспитательной деятельности у курсантов военно-учебных заведений. Автореф. дисс…канд. пед. наук. – М.: ВУ МО РФ, 2016. 24 с.

2. Ковалев Г.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных вузов. Дисс…канд. пед. наук. – М.: ВУ МО РФ, 2001. – 172 с.

Просмотров работы: 141