ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

Шошина М.В. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия миграция выдвинулась в ряд важнейших мировых проблем. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. По объему миграции наша страна оказалась на третьем месте в мире, после Германии и США, принимая в среднем за год по 781 тыс. мигрантов [1].

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе [3].

Самой главной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, агрессивности и повышенной конфликтности, психической напряженности и тревожности [3].

Проблема тревожности всегда была одной из важных и наиболее сложных в психологии. З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Т. Салливен, Л.А. Венгер, А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева, Ю.Л. Ханин в своих трудах занимались изучением различных аспектов этой проблемы.

По определению А.М. Прихожан, «тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [2].

Большинство отечественных педагогов и психологов придерживается точки зрения, согласно которой основной детерминирующей тревожность причиной являются неблагоприятные ситуации общения и социализации (в том числе обучения и воспитания).

Несмотря на многочисленные исследования до настоящего времени недостаточно изучены аспекты проявления тревожности детей-дошкольников их семей мигрантов. В дошкольном детстве формируются многие основные свойства и личностные качества ребенка. Поэтому проблема профилактики тревожности на этом этапе является актуальной.

Исследование по профилактике тревожности у старших дошкольников из семей мигрантов было проведено на базе МБДОУ «Црр – д/с №1» г. Тулы. Выборку составили воспитанники старших и подготовительных групп, посещающие ДОО, в количестве 25 человек: 14 девочек и 11 мальчиков и их родители.

Нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками: тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); методика «Паровозик» (С.В.Велиева); методика «Кактус» (М.А. Панфилова); методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса), опросник «Уровень тревожности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал повешенный уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов.

С целью организации психолого-педагогических условий для снижения тревожности и стабилизации эмоционального состояния старших дошкольников из семей мигрантов нами была разработана профилактическая программа, состоящая из 16 занятий и включающая словесные и подвижные игры, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка, элементы арт-терапии, релаксационные упражнения. При разработке программы использовались игры и упражнения, предложенные Л.М. Костиной, О.В. Хухлаевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.В. Самоукиной, М.И. Чистяковой, Н.Л. Кряжевой.

Кроме этого, нами была проведена работа с родителями и педагогами, направленная на психологическое просвещение, гармонизацию отношений ребенка со взрослыми в семье и ДОО и включающая консультации, беседы, составление рекомендаций и памяток.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил сделать вывод о положительной динамике в выборке. Положительная динамика выражается в снижении количества дошкольников с высоким уровнем ситуативной тревожности и снижением физиологических проявлений тревожности дошкольников-мигрантов; в увеличении количества дошкольников с высоким и средним уровнем эмоционального благополучия; у детей снизилось психоэмоциональное напряжение и количество страхов, увеличилось количество детей с адаптивными проявлениями и адекватными эмоциональными реакциями.

На основе анализа результатов проведенного исследования и психолого-педагогической литературы (К. Хорни, Т.Салливен, А.М. Прихожан, Б. И. Кочубей, Л.А. Венгер, К. Н. Поливанова, О.Б. Конева, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова) нами были составлены рекомендации для родителей и педагогов по профилактике тревожности у старших дошкольников из семей мигрантов.

Для профилактики тревожности у старших дошкольников из семей мигрантов можно использовать разработанную и апробированную нами программу.

Литература:

  1. Бауэр, Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Бауэр Е.А. – Москва, 2012. – 503 с.

  2. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.

  3. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян. – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.

Просмотров работы: 106