МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Утяшева М.Д. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главными характерными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. Именно поэтому во время изучения учебных дисциплин важным является именно сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. То насколько успешно будет достигнута данная цель зависит не только от содержания обучения, но и оттого, каким образом усваиваются новые знания и умения учащимися, что и определяет актуальность выбранной темы исследования, целью которого является изучить основные психолого-педагогические проблемы использования кейс-метода в профессиональном образовании. Объектом исследования выбран сам метод обучения, а предметом исследования является особенность методики применения кейс-метода в рамках организации учебной практики у учащихся второго курса по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) с целью повышения качества образования.

Как уже упоминалась выше на данном этапе развития современного общества, а в частности и профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специалиста, именно поэтому каждое образовательное учреждение стремится к тому, чтобы перейти на новый уровень качества образования, акцентируя свое внимание при изучении учебных дисциплин именно на сам процесс познания, эффективность которого проявляется в том, насколько познавательно активным является каждый студент учреждения.

В ФГОС СПО нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». В связи с этим в профессиональной подготовке особую актуальность приобретает проблема организации форм обучения с использованием активных методов обучения в число которых и входит метод кейсов.

На примере ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум» можно отметить, что некоторые студенты имеют слабую мотивацию к овладению профессией, недостаточный уровень навыков научной организации труда. Поэтому возникает необходимость в использование таких методик, которые бы не только способствовали освоению новых знаний и приобретению новых умений и навыков связанных непосредственно с самой профессией, на которую учатся дети, но и необходимо использовать такие методы, которые бы отлично мотивировали и вызывали интерес у учащихся. Кейс-метод может предоставить учащимся возможность почувствовать себя уже в качестве работающего человека по своей профессии, который пытается решать предоставленные ему ситуации любыми возможными путями, не исключая возможность методов проб и ошибок, также одним из главных плюсов данного метода является то, что все-таки преподаватель остается главным ведущим и имеет возможность направлять учащихся в нужном им направление, используя различные скрытые приемы, еще немаловажно и то, что у каждого из учащихся есть возможность выступать перед своими «коллегами», предлагая различные пути решения того или иного случая, что помогает детям вырабатывать в себе как коммуникативные, так и лидерские черты характера.

Метод-кейсов при умелом применении позволяет решить сразу несколько учебно-организационных задач [1]: подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя, обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных; создать стрессовое состояние для учащихся, которое требует немедленного решения, что способствует их дальнейшей устойчивости в подобных ситуациях и не только; установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

В результате использования кейс-метода на занятиях по учебной практике УП 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования было выявлено повышение эмоционального отклика студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Ребятам понравилось чувствовать себя частью различных предлагаемых им ситуаций и они активно втягивались в подобную ролевую игру, предлагая свои пути разрешения рабочего случая.

Суть кейс-метода в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [2].

Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию [3].

Согласно учебному плану группы ТЭО 16-1 данная учебная практика длится на протяжение 72 часов и исходя из данной нагрузки были разработаны следующие темы для рассмотрения на занятиях учебной практики:

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Ознакомление с инструктажем по технике безопасности для учащихся при работе в учебном кабинете, мастерской (лаборатории)

6

2

Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей электропроводки

6

3

Пайка и лужение

6

4

Расчёты для сборки изделий

6

5

Монтаж осветительных электроустановок

6

6

Монтаж осветительных электроустановок

6

7

Сборка, монтаж и регулировка электрооборудования промышленных предприятий

6

8

Сборка, монтаж и регулировка электрооборудования промышленных предприятий

6

9

Ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей

6

10

Ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей

6

11

Ремонт электрооборудования промышленных предприятий в соответствие с технологическим процессом

6

12

Ремонт электрооборудования промышленных предприятий в соответствие с технологическим процессом

6

Исходя из того, что количество часов УП 01 максимально сжато было принято решение в необходимости активизации именно самого процесса, для того чтобы ребята максимально быстро смогли адаптироваться так как данная практика является для них первой.

Анализ результатов каждого занятия показал, что применение кейс-метода является наиболее активным, если с самого начала занятия ребята уже знакомятся с той ситуацией, которую им необходимо решить, для решения той или иной ситуации используются такие приемы как дискуссии, мозговые штурмы и т.д. Одним из главных условий для самих же учащихся является то, чтобы и сам преподаватель был активно взаимодействующим с ними, проявляя свою заинтересованность в учебно-рабочем процессе.

Для примера можно привести следующий случай, который предлагается решить ребятам:

«Город обслуживает одна общая станция, которая поставляет электроэнергию всем необходимым потребителям, однако в случае аварии или каких-либо других чрезвычайных происшествий, которые могут возникнуть на данной станции, есть объекты общего пользования, которым необходима постоянная поставка электроэнергии, одним из ярких примеров тому являются больницы, и в случаях каких-либо неисправностей, они практически всегда снабжаются необходимой электроэнергией на первое время. Как по-вашему разрешается данная проблема, если она возникает?»

В данном случае, используя процесс мозгового штурма, совместно с ребятами мы пришли к тому, что для таких случаев существует резервная станция, которая снабжает больницы в случае ЧП электроэнергией. В дальнейшем занятие складывалось из составления схемы резервного питания с применением магнитных пускателей, поскольку ребята уже были ознакомлены с тем, что такое магнитный пускатель и принципом его работы, то они сами принимали активное участие в составление данной схемы. После того, как схема была готова, ребята собирали данное устройство и испробовали его работу на асинхронном двигатели.

Еще одним примером, который нравится учащимся больше всего, является разбор неисправных собранных схем. До начало каждого занятия собираются схемы, которые имеют какую-либо неисправность, и учащимся предлагается ознакомиться со схемой и с той ситуацией, которая возникает при её включении, после того, как ребята ознакомлены с задачей, которую им необходимо решить, они объединяются в группы и предлагают пути разрешения тех или иных проблем, которые имеет схема. На выходе данного задания, ребята закрепляют уже изученные ими ранее знания и практикуют их применение на практике.

Поскольку после учебной практики учащиеся пойдут на производственную практику, то рассчитывается, что после практики учебной студенты, в процессе обучения которых применялись активные методы обучения, должны показать высокие результаты и зарекомендовать себя с положительной стороны перед работодателями. А значит, у них потенциально возрастает вероятность трудоустройства после окончания техникума.

Литература

  1. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Буслова Н.С., Зыбина Н.В. Особенности методики професстонального обучения в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2017. – № 4(65). – С. 25 – 28.

  2. Гордин В.Э. Использование кейс-метода в производственной и преддипломной практике студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ejournal.finec.ru/view/?id=12

  3. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.

Просмотров работы: 546