Как уже упоминалась выше на данном этапе развития современного общества, а в частности и профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специалиста, именно поэтому каждое образовательное учреждение стремится к тому, чтобы перейти на новый уровень качества образования, акцентируя свое внимание при изучении учебных дисциплин именно на сам процесс познания, эффективность которого проявляется в том, насколько познавательно активным является каждый студент учреждения.
В ФГОС СПО нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». В связи с этим в профессиональной подготовке особую актуальность приобретает проблема организации форм обучения с использованием активных методов обучения в число которых и входит метод кейсов.
На примере ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум» можно отметить, что некоторые студенты имеют слабую мотивацию к овладению профессией, недостаточный уровень навыков научной организации труда. Поэтому возникает необходимость в использование таких методик, которые бы не только способствовали освоению новых знаний и приобретению новых умений и навыков связанных непосредственно с самой профессией, на которую учатся дети, но и необходимо использовать такие методы, которые бы отлично мотивировали и вызывали интерес у учащихся. Кейс-метод может предоставить учащимся возможность почувствовать себя уже в качестве работающего человека по своей профессии, который пытается решать предоставленные ему ситуации любыми возможными путями, не исключая возможность методов проб и ошибок, также одним из главных плюсов данного метода является то, что все-таки преподаватель остается главным ведущим и имеет возможность направлять учащихся в нужном им направление, используя различные скрытые приемы, еще немаловажно и то, что у каждого из учащихся есть возможность выступать перед своими «коллегами», предлагая различные пути решения того или иного случая, что помогает детям вырабатывать в себе как коммуникативные, так и лидерские черты характера.
Метод-кейсов при умелом применении позволяет решить сразу несколько учебно-организационных задач [1]: подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя, обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных; создать стрессовое состояние для учащихся, которое требует немедленного решения, что способствует их дальнейшей устойчивости в подобных ситуациях и не только; установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
В результате использования кейс-метода на занятиях по учебной практике УП 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования было выявлено повышение эмоционального отклика студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Ребятам понравилось чувствовать себя частью различных предлагаемых им ситуаций и они активно втягивались в подобную ролевую игру, предлагая свои пути разрешения рабочего случая.
Суть кейс-метода в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [2].
Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию [3].
Согласно учебному плану группы ТЭО 16-1 данная учебная практика длится на протяжение 72 часов и исходя из данной нагрузки были разработаны следующие темы для рассмотрения на занятиях учебной практики:
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. Ознакомление с инструктажем по технике безопасности для учащихся при работе в учебном кабинете, мастерской (лаборатории) |
6 |
2 |
Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей электропроводки |
6 |
3 |
Пайка и лужение |
6 |
4 |
Расчёты для сборки изделий |
6 |
5 |
Монтаж осветительных электроустановок |
6 |
6 |
Монтаж осветительных электроустановок |
6 |
7 |
Сборка, монтаж и регулировка электрооборудования промышленных предприятий |
6 |
8 |
Сборка, монтаж и регулировка электрооборудования промышленных предприятий |
6 |
9 |
Ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей |
6 |
10 |
Ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей |
6 |
11 |
Ремонт электрооборудования промышленных предприятий в соответствие с технологическим процессом |
6 |
12 |
Ремонт электрооборудования промышленных предприятий в соответствие с технологическим процессом |
6 |
Исходя из того, что количество часов УП 01 максимально сжато было принято решение в необходимости активизации именно самого процесса, для того чтобы ребята максимально быстро смогли адаптироваться так как данная практика является для них первой.
Анализ результатов каждого занятия показал, что применение кейс-метода является наиболее активным, если с самого начала занятия ребята уже знакомятся с той ситуацией, которую им необходимо решить, для решения той или иной ситуации используются такие приемы как дискуссии, мозговые штурмы и т.д. Одним из главных условий для самих же учащихся является то, чтобы и сам преподаватель был активно взаимодействующим с ними, проявляя свою заинтересованность в учебно-рабочем процессе.
Для примера можно привести следующий случай, который предлагается решить ребятам:
«Город обслуживает одна общая станция, которая поставляет электроэнергию всем необходимым потребителям, однако в случае аварии или каких-либо других чрезвычайных происшествий, которые могут возникнуть на данной станции, есть объекты общего пользования, которым необходима постоянная поставка электроэнергии, одним из ярких примеров тому являются больницы, и в случаях каких-либо неисправностей, они практически всегда снабжаются необходимой электроэнергией на первое время. Как по-вашему разрешается данная проблема, если она возникает?»
В данном случае, используя процесс мозгового штурма, совместно с ребятами мы пришли к тому, что для таких случаев существует резервная станция, которая снабжает больницы в случае ЧП электроэнергией. В дальнейшем занятие складывалось из составления схемы резервного питания с применением магнитных пускателей, поскольку ребята уже были ознакомлены с тем, что такое магнитный пускатель и принципом его работы, то они сами принимали активное участие в составление данной схемы. После того, как схема была готова, ребята собирали данное устройство и испробовали его работу на асинхронном двигатели.
Еще одним примером, который нравится учащимся больше всего, является разбор неисправных собранных схем. До начало каждого занятия собираются схемы, которые имеют какую-либо неисправность, и учащимся предлагается ознакомиться со схемой и с той ситуацией, которая возникает при её включении, после того, как ребята ознакомлены с задачей, которую им необходимо решить, они объединяются в группы и предлагают пути разрешения тех или иных проблем, которые имеет схема. На выходе данного задания, ребята закрепляют уже изученные ими ранее знания и практикуют их применение на практике.
Поскольку после учебной практики учащиеся пойдут на производственную практику, то рассчитывается, что после практики учебной студенты, в процессе обучения которых применялись активные методы обучения, должны показать высокие результаты и зарекомендовать себя с положительной стороны перед работодателями. А значит, у них потенциально возрастает вероятность трудоустройства после окончания техникума.
Литература
Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Буслова Н.С., Зыбина Н.В. Особенности методики професстонального обучения в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2017. – № 4(65). – С. 25 – 28.
Гордин В.Э. Использование кейс-метода в производственной и преддипломной практике студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ejournal.finec.ru/view/?id=12
Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.