ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уварова К.А. 1, Патрикеев Г.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переход к работе по новым учебным планам и программам, связанным с ростом учебной нагрузки, требует научно обоснованного подхода к вопросам обучения и воспитания, распределения умственной и физической нагрузки с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей школьников. Решение этих вопросов невозможно без знания учителем основных законов развития детского организма, его анатомо-физиологических особенностей. О необходимости для педагога изучать физиологию и опираться на её законы в своей деятельности писала Н. К. Крупская: «Как можно правильно наладить дело, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности». Мне хочется рассказать о функциональном состоянии детей среднего школьного возраста, так как средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Актуальность: Неравномерность физического развития детей этого возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы. Поэтому педагог физической культуры обязан знать состояние здоровья каждого ребёнка, перед тем, как давать определенную физическую нагрузку на уроках физической культуры, что в настоящее время это редко наблюдается. Проблемы функционального состояния обусловлены плохой экологией, недостаточностью физической активности, переутомление на уроках умственного труда. Гипотеза: функциональное состояние детей среднего школьного возраста будет намного крепче и не будет подвергаться сбою, если преподаватели будут давать правильную физическую нагрузку и знать особенности детей подросткового возраста. Цель: изучить особенности функционального состояния детей среднего школьного возраста. Задачи:- проанализировать литературу по данной теме;- охарактеризовать функциональные системы детей; - рассмотреть основные аспекты влияния физических упражнений на здоровье детей. Любой человек состоит из физиологических систем. Любая система состоит из органов, то есть, из тканей. Организм является системой, в которой согласованно и скоординировано функционируют все органы и системы. [1] В организме происходит саморегуляция и связь организма с окружающей средой. Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем. Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются, саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. [5] Опорно-двигательную систему, нередко называют костно-мышечной, поскольку скелет и мышцы функционируют вместе. Составными частями опорно-двигательной системы являются кости, сухожилия, мышцы, апоневрозы, суставы и другие органы, биомеханика которых обеспечивает эффективность движений человека. [5] Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 680 мышц, 206 костей, нескольких сотен сухожилий и связок, которые обеспечивают необходимую опору и гармоничное взаимодействие. В опорно-двигательном аппарате выделяют две части: пассивную и активную. Пассивная часть представляет собой скелет, образованный костями и их соединениями. Активная часть представлена скелетными мышцами, образованными поперечнополосатой мышечной тканью, диафрагмой, стенками внутренних органов. [5] К функциям двигательного аппарата относят:1. Опорная — фиксация мышц и внутренних органов;2. Защитная — защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.);3. Двигательная — обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности;4. Рессорная — смягчение толчков и сотрясений;5. Участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие. [1] Непосредственными исполнителями всех движений человека являются мышцы. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Поэтому, рассматривая, как человек осуществляет свои движения, мы говорим об его опорно-двигательном аппарате, который включает три относительно самостоятельные системы: костную (или скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура). [5] Кости, хрящи и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигательную. Кости скелета принимают участие в обмене веществ и кроветворении. По мере роста кости поглощают фосфат кальция и становятся твердыми. Этот процесс носит название кальцификации. В организме взрослого человека насчитывается более 200 костей, в основу классификации которых положены форма, структура и функции костей. По форме и строению кости делят на длинные, короткие, плоские или округлые, по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а органические компоненты упругость и эластичность. Активный процесс роста костей завершается в возрасте до 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин. [5] Суставы обеспечивают подвижность сочленяющихся костей скелета. Основными направлениями движения, которые обеспечивают суставы, является: сгибание - разгибание, отведение-приведение, вращение и круговые движения. [4] Скелет взрослого человека весит около 9 кг и делится на скелет головы, туловища и конечностей. Он состоит из 86 парных и 34 непарных костей. [4] Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. Кости черепа делятся на две группы: кости черепа и кости лица. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями и спортом большое значение имеет наличие опорных мест черепа - контрфорсов, которые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках, спортивных играх. [5] Позвоночный столб состоит из 24 отдельных позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных), крестца (5 сросшихся позвонков) и копчика (сросшиеся 4-5 позвонков). Наиболее подвижными являются шейные позвонки, менее подвижные грудные. При всей своей прочности позвоночник является относительно слабым звеном скелета. [2] И, наконец, в основной скелет входит грудная клетка, которая выполняет защитную функцию для внутренних органов и состоит из грудины, 12 пар ребер и их соединений. Пространство ограниченное грудной клеткой и диафрагмой, отделяющей брюшную полость от грудной, называется грудной полостью. [2] Кости верхних и нижних конечностей иногда носят название добавочного скелета. Скелет верхней конечности состоит из плечевого пояса (2 лопатки, 2 ключицы). Скелет нижней конечности состоит из двух тазовых костей. [2] Костная масса зависит от механических факторов. Правильно организованные занятия и регулярные физические нагрузки и спорт приводят к повышению минералов в кости. Это приводит к утолщению коркового слоя костей, они становятся более прочными. Это имеет важное значение при выполнении упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). Поэтому у спортсменов костная масса значительно больше, чем у людей ведущих малоподвижный образ жизни. Любые физические упражнения лучше, чем никакие. Поскольку кости реагируют повышением плотности на физические нагрузки, к которым они не привыкли. Нагрузки должны быть достаточно высокими. Физические нагрузки способствуют увеличению мышечной силы, обеспечивающей устойчивость тела, а это снижает риск падений, а, следовательно, переломов кости. Даже при относительно коротких периодах бездеятельности кости начинают терять кальций, их плотность снижается. Неправильное построение тренировки может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выборе физических упражнений также может вызвать деформации скелета. [5] Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга и их защитных оболочек. ЦНС образована серым и белым веществом. Серое вещество составляют в основном тела клеток, а также некоторые отростки нервных клеток. Благодаря наличию серого вещества наш мозг «думает», образуя цепочки между телами нервных клеток. Белое вещество состоит из длинных отростков нервных клеток — аксонов, выполняющих роль проводников и передающих импульсы из одного центра в другой. Проводящие пути нервной системы организованы таким образом, что информация (например, болевая) от правой половины тела поступает в левую часть мозга и наоборот. Это правило распространяется и на нисходящие двигательные пути: правая половина мозга в основном управляет движениями левой половины тела, а левая половина — правой. [1] Головной мозг состоит из трех основных структур: больших полушарий, мозжечка и ствола. Большие полушария — самая крупная часть мозга — содержат высшие нервные центры, составляющие основу сознания, интеллекта, личности, речи, понимания. Мозжечок состоит из серого и белого вещества, обеспечивает главным образом координацию движений. Ствол мозга образован массой серого и белого вещества, не разделенной на слои. В стволе мозга расположены такие важные центры, как дыхательный и сосудодвигательный, а также ядра черепно-мозговых нервов, которые регулируют работу органов и мышц головы и шеи. [2] Периферическая система обеспечивает двустороннюю связь центральных отделов нервной системы с органами и системами организма. ПНС представлена черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами. Эти нервы на разных уровнях выходят из ствола головного мозга и из спинного мозга и доходят до мышц и органов. [1] Вегетативная, или автономная, нервная система регулирует деятельность непроизвольных мышц, сердечной мышцы и различных желез. Ее структуры расположены как в центральной, так и в периферической нервной системе. Деятельность ВНС направлена на поддержание гомеостаза, то есть относительно стабильного состояния внутренней среды организма. Эта система обеспечивает постоянную температуру тела, оптимальное кровяное давление; она же «отвечает» за частоту сердцебиений, дыхания. [1] Орган чувств — это специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая благодаря своим рецепторам получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней и внутренней среды организма. Человек получает информацию посредством пяти органов чувств: глаза (зрение); уши, включая вестибулярный аппарат (слух и чувство равновесия); язык (вкус); нос (обоняние); кожа (осязание). [3] Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма. Органы чувств представляют собой рецепторы, или периферические отделы анализаторов, воспринимающие различные виды раздражений, поступающих из внешней среды. [3] Орган зрения воспринимает световые раздражители. С их помощью осуществляется процесс восприятия окружающих предметов: размера, формы, цвета, расстояния до них, движения и др. Через глаза поступает 90% информации из окружающего мира. [4] Орган слуха — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы и отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Ухо человека воспринимает звуковые волны длиной примерно от 20 м до 1,6 см, что соответствует 16 — 20 000 Гц (колебаний в секунду). [4] Орган обоняния является периферическим отделом обонятельного анализатора и воспринимает химические раздражения при попадании в полость носа пара или газа. Рецепторы обонятельной области слизистой полости носа способны воспринимать несколько тысяч различных запахов. [4] Орган вкуса представляет собой периферический отдел вкусового анализатора и располагается в полости рта. Основная функция — помощь при пережёвывании пищи. Важными функциями языка так же являются определение вкуса пищи посредством размещённых на его верхней поверхности вкусовых рецепторов (сосочков), и изменение акустических свойств ротовой полости при издавании гортанных звуков. [1] Осязание (тактильное чувство) — один из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающийся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. [3] Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Структурная основа вестибулярного аппарата — комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха. Из рецепторов равновесия поступают сигналы двух типов: статические (связанные с положением тела) и динамические (связанные с ускорением). [5] Системы кровообращения и дыхания носят общее название ССС. Они снабжают организм кислородом и питательными веществами, выводят из него двуокись углерода. Без кислорода ткани тела начинают отмирать. [2] Сердце состоит из двух приемных камер (предсердий) и двух мышечных насосов (желудочков). Ритм сердечных сокращений (частота пульса) меняется, однако у здоровых людей составляет 60—80 уд/мин в состоянии покоя и 80—150 при выполнении физических нагрузок. [2] В теле человека 4,5—6 л крови. В состав крови входит плазма — водный раствор солей, сахаров и протеинов, — выполняющая функцию переносчика питательных веществ. В плазме присутствуют красные кровяные тельца (эритроциты), участвующие в транспортировке кислорода, белые кровяные тельца (лейкоциты), борющиеся с инфекциями, и кровяные пластинки (тромбоциты), останавливающие кровотечения путем образования сгустков крови. [2] Во время выполнения физических нагрузок и при значительном физическом напряжении кровяное давление повышается с увеличением объема поступающего к тканям кислорода и более интенсивным выведением из организма двуокиси углерода. У человека в расслабленном состоянии нормальное артериальное давление крови при сокращении сердца (систолическое) находится в пределах 120—140 мм рт. ст., а в периоды между сокращениями (диастолическое) — 70—80 мм рт. ст. Обычно давление крови фиксируется в виде соотношения систолического и диастолического давления, например 130/80. [2] Сердце это насос, а кровеносные сосуды - трубопроводы, несущие питание к мозгу и нервам (система управления), мышцам, суставам и связкам (двигательная система) и другим частям тела. Сердце имеет собственную систему обеспечения кровью - коронарные сосуды, которые названы так потому, что покрывают сердечную мышцу в виде короны. [4] Кровеносная система, перекачивающая кровь и обновляющая ее, транспортирует к клеткам одновременно строительный материал, химические носители энергии и вещества, являющиеся защитниками нашего здоровья. Кровоток - это сплошной поток плотностью 1,06 г/см3. Он протекает по сети кровеносных сосудов, которая включает в себя большие вены и артерии, многократно ветвящиеся и постепенно уменьшающиеся до размеров крохотных капилляров. Крупные артерии и вены служат главным образом для переноса крови. Через стенки даже очень больших артерий постоянно протекает обмен веществ с окружающими тканями, но он очень слаб. Скорость кровотока задается интенсивностью сердцебиений, артериальным давлением и величиной просвета кровеносных сосудов. [2] Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы. [5] Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, в которых он нагревается, увлажняется и фильтруется. В полости носа заключены также обонятельные рецепторы. [3] Гортань лежит между трахеей и корнем языка. Полость гортани разделена двумя складками слизистой оболочки. Пространство между этими складками - голосовая щель, защищена надгортанником. По краям голосовой щели нижние, или истинные, голосовые складки (связки). Над ними находятся ложные голосовые складки, которые защищают истинные голосовые складки и сохраняют их влажными; они помогают также задерживать дыхание, а при глотании препятствуют попаданию пищи в гортань. Специализированные мышцы натягивают и расслабляют истинные и ложные голосовые складки. Эти мышцы играют важную роль при фонации и препятствуют попаданию каких-либо частиц в дыхательные пути. [3] Трахея начинается у нижнего конца гортани и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи; стенка ее образована соединительной тканью и хрящом. Правый бронх обычно короче и шире левого. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкие трубки (бронхиолы), самые мелкие из которых, конечные бронхиолы, являются последним элементом воздухоносных путей. От гортани до конечных бронхиол трубки выстланы мерцательным эпителием. [3] Легкие в целом имеют вид губчатых, пористых конусовидных образований, лежащих в обеих половинах грудной полости. Каждое легкое окружено мешком - плеврой. Наружный листок плевры примыкает к внутренней поверхности грудной стенки и диафрагме, внутренний (висцеральный) покрывает легкое. Щель между листками называется плевральной полостью. При движении грудной клетки внутренний листок легко скользит по наружному. Давление в плевральной полости всегда меньше атмосферного (отрицательное). Легочная артерия несет кровь от правого желудочка сердца, она делится на правую и левую ветви, которые направляются к легким. Эти артерии ветвятся, следуя за бронхами, снабжают крупные структуры легкого и образуют капилляры, оплетающие стенки альвеол. Бронхиальные артерии большого круга приносят кровь к легким, а именно снабжают бронхи и бронхиолы, лимфатические узлы, стенки кровеносных сосудов и плевру. Большая часть этой крови оттекает в бронхиальные вены, а оттуда в непарную (справа) и в полунепарную (слева). Очень небольшое количество артериальной бронхиальной крови поступает в легочные вены. [1] Иммунитет - шестой орган чувств, распознающий вирусы и бактерии, которые не способен, идентифицировать головной мозг, и преобразует эту информацию в гормоны, которые направляются к головному мозгу для активации иммунного процесса. [2] Эта система состоит из лимфатических узлов, белков крови называемых иммуноглобулинами и особых белых кровяных телец - лейкоцитов, а также органов, вырабатывающих эти клетки, и кровеносных сосудов, по которым осуществляется их транспортировка. Лимфоузлы, которые располагаются в районе важных точках лимфососудов коленного и локтевого суставов, в подмышечной впадине, в паховой области, на шее, в грудной клетке и брюшной полости, осуществляют фильтрацию и очищение крови и во время болезни служат местом сбора клеток, уничтожающих микробы. [2] Иммуноглобулин играет важную роль в поддержании нормального иммунитета. Антитела связывают чужеродные белки в безвредные для организма комплексы. Подсчитано, что в организме имеется 100 миллионов различных видов антител, каждому из которых отведена особая роль. [2] Факторы, влияющие на состояние иммунной системы - это загрязненная окружающая среда в сочетании с неправильным питанием и вредными привычками, а также недостаток отдыха, который может снизить сопротивляемость организма болезнетворным бактериям, вирусам и другим факторам, ведущим к заболеваниям. Самым важным фактором для поддержания нормальной деятельности системы иммунной защиты является сбалансированная диета. Организм не способен справиться с вредными воздействиями при нехватке ряда минеральных веществ. [4] Иммунная система функционирует в тесной связи с нервной, эндокринной и вегетативной системами, с окружающими органами и тканями. Соответственно, при сбоях в функционировании иммунной системы будут страдать другие внутренние органы и системы и, наоборот, расстройства органов и систем приведут к нарушению функционирования иммунной системы. [1] Конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента, которым может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма. [5] К здоровью детей всегда следует относиться внимательно. Будь то новорожденный или вполне взрослый ребенок. Подростковый возраст - один из самых важных в жизни человека, так как в этот период проходит полноценное созревание всех органов и организма в целом. Поэтому очень важно, чтобы этот этап прошел успешно. Физические упражнения напрямую помогает организму сформироваться правильно. Они подбираются индивидуально в зависимости от состояния здоровья и физической подготовки ребенка. Следовательно, эта деятельность должна совершаться под особым контролем опытного преподавателя, который имеет совокупность знаний об анатомо-физиологическом состоянии детей среднего школьного возраста. Физическое развитие и состояние ребенка напрямую зависит от качества преподавания физической культуры подросткам, а именно от уровня знания педагогом особенностей каждого ученика, его способностей и возможностей. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. [2] Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. [2] В настоящее время обучения в школе, выполнение уроков дома, увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. [4] Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни. Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. [4] Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. [2]

Сидячее положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. [2] При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. [2] Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физической нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. [5] Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. [4] Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение. [2] Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, то есть служит профилактикой возможных заболеваний. [4] Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких. [4] Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими. [2]

Список литературы:

1. Камкин А.Г., Киселева И.С.: Атлас по физиологии. В 2-х томах. Том 1. Учебное пособие, ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 15-20 с.2. Каменская В.Г., Мельникова И.Е.: Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов. Питер, 2013. – 75 с.3. Красноперова Н.А./Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие// ВЛАДОС,2012. – 203-220 с.4. Сапин М.Р./ Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма): учебник (10-е издание, стереотипное)//Акдемия, 2013. – 364-370 с.5. Судаков А.В./Нормальная физиология. Учебник. ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 516 с.

Просмотров работы: 249