Н. Ю. Никулина предлагает алгоритм проведения квеста. В частности в него входят такие этапы: подготовительный, технологический, исполнения и рефлексивно-оценочный [1]. При разработке квеста в рамках Всероссийского Фестиваля науки соблюдались следующие этапы:
1.Подготовительный и технологический этап. Разработка положения о проведении квеста «Топонимы России». В положении определяется порядок, сроки проведения и порядок подведения итогов квеста «Топонимы России». Особое внимание уделяется указанию ответственных, даты, времени и места проведения мероприятия. Необходимо правильно сформулировать цель и задачи, так как это определяет ход проведения. Квест «Топонимы России» проводился с целью популяризации знаний в области естественных наук, привлечения будущих абитуриентов к активным формам организации досуга, а также с целью формирования нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей у абитуриентов университета. Основной принцип проведения заключается в доступности равных условий, одинаковому доступу к информации, нахождению в равном положении при прохождении заданий квест игры. Данный принцип является неотъемлемым при подготовке и проведении квест игры организатором. В положении квеста подробно расписываются условия вознаграждения за выполнения заданий квест игры.
Программа игры. На старте все команды одновременно получают путевую карту территории и регистрационный лист, в который на каждой станции должны вносить подпись ответственного. Командам поручается свой куратор для контроля исполнения заданий и ориентира на местности. Квест «Топонимы России», включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые точки – станции. Каждая станция посвящена определенному заданию. Ученики направляются к станциям указанные на путевой карте. На каждой станции имеется ответственный, который объясняет правила выполнения задания. По установленному регламенту команда должна выполнить задание. В ходе прохождения квеста «Топонимы России» ответственным вносится подпись и время исполнения данной станции в лист регистрации. Правильность прохождения испытаний контролируется кураторами и ответственными за станции. В случае если команда нарушает правила – назначается штраф лишением одного балла. Более высокое место занимает команда, набравшая большее количество подписей и наименьшее количество потраченного времени для прохождения всех станций. В случае равенства баллов считается, что команды поделили соответствующие места.
2.Этап исполнения. В ходе выполнения заданий квеста участники могут совмещать формат городского ориентирования, развлечения и знания основ топографии, географии, истории.
Вступительное слово ведущего активизирует познавательную активность, помогает настроиться на игру: «Доброе утро, уважаемые участники квеста! Сегодня вместе с вами мы окунемся в историю и географию нашего города. По завершению квеста, вас ждет новое открытие – это карта подземных ходов города. Многие из вас не знают о существовании подземных ходов. Однако у вас есть уникальная возможность её увидеть и даже воспользоваться новым открытием! Сейчас мы предлагаем разделиться на две команды, так как квест у нас будет соревновательный.
На каждом этапе, Вас ожидают различные задания, но главное быть быстрее и смекалистее, кто быстрее справился с заданием на каждом этапе будет получать часть карты городского сада, которая в дальнейшем поможет Вам на заключительном этапе. Всем желаем удачи!»
На каждом этапе необходимо проговорить требования и условия выполнения квеста. На первом этапе – движение по азимуту, далее ответы на вопросы викторины, работа с топографическими знаками, топонимами. В конце квеста необходимо было найти карту за определённое время.
3. Рефлексивно-оценочный. Этот этап особенно значим. Участников и победителей следует поощрить ценными или сладкими призами.
Таким образом, в ходе организации квеста нами были реализованы различные задачи, в том числе образовательная, развивающая и познавательная.
Список использованных источников
Никулина Н. Ю. Методические рекомендации по разработке учебного квеста / Н. Ю. Никулина // Проект и проектная деятельность в школе [Электронный ресурс] : сборник научно-методических трудов / под ред. профессора Е.С. Антоновой. – М.:МГОУ, 2017. – С.37-51.
Всероссийский Фестиваль науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.festivalnauki.ru