ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Сипатрова М.С. 1
1Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы на сегодняшний день обуславливается предъявлением высоких требований не только к профессиональным умениям и знаниям судьи, но и к его личности. Во–первых это связано с тем, что профессиональная деятельность судьи связана с осуществлением от имени государства правоприменительных функций [1]. Во-вторых, судьи обеспечивают защиту социальных гарантий и прав граждан, общества в целом [4].

Психологическая структура судебного разбирательства как вида юридической деятельности судьи представляет собой совокупность коммуникативного, познавательного, организационного и воспитательного подвидов профессиональной деятельности[2].

Необходимым условием эффективности гражданского процесса является установление судьей коммуникативного взаимодействия с участниками процесса, основанного на сочетании инициативы сторон с активностью суда, выявление фактической базы иска, привлечение сторон и других участников процесса к конструктивному сотрудничеству, выяснение их позиций в конфликте и сущности возникших между ними психологических барьеров, а также ликвидацией напряжения между сторонами конфликта. Важным аспектом качественного рассмотрения гражданских дел является поиск путей снятия конфликтного противоборства сторон еще при подготовке дела к слушанию в суде. В гражданском судопроизводстве превалирует противодействие психологических установок, имущественных и неимущественных личных интересов. Решение данной проблемы ложится непосредственно на плечи судьи. Здесь как раз таки проявляются два элемента личности судьи как субъекта гражданского процесса. Во-первых, судья должен перед участниками процесса продемонстрировать себя в качестве руководителя, обладающего такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц. Во-вторых, судья является своего рода психологом процесса, который должен проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Так, еще до рассмотрения бракоразводного дела судья должен организовать собеседование со сторонами, стараясь помочь им найти компромисс или даже отказаться от искового заявления, заставляя людей тщательно обдумать все основания их конфликта, последствия развода как в их личной судьбе, так и судьбе их детей. Люди часто действуют под влиянием эмоций и стрессов, не подвергая суть конфликтной ситуации тщательному логическому анализу. Необходимо учитывать основательность и устойчивость сформировавшихся у сторон позиций, выбранную ими стратегию поведения, характерологические и интеллектуальные особенности личностей [3]. Устойчивость позиции истца - категорическое требование к суду об удовлетворении заявленного им иска иногда может быть следствием его психологических состояний, эмоций и свойств (например, ригидности - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.). В таких ситуациях важно преодолеть ранее сформированные мотивационные установки, заставить заявителя шире смотреть на проблему с нравственно-этической стороны и искать иные возможные пути ее решения.

Деятельность судьи, связанная с познанием имеет свои особенности. Фундаментальной основой процесса познания в форме судебного разбирательства является строгое соблюдение принципов его открытости, гласности, непосредственности, которые существенно влияют на поведение участников процесса, на весь ход рассмотрения дела, оценку доказательств по делу. Основная часть познавательной деятельности судьи связана со сравнительным исследованием им материалов поступившего гражданского дела и конкретного закона. В процессе взаимодействия с представителями сторон у судьи должно сложиться четкое представление о требованиях истца и возражениях ответчика, разграничение бесспорных фактов и проблематичных утверждений. Исходной базой для организации собеседования являются исковое заявление и прилагаемые к нему документы. На основании этого все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации из представляемого набора документов сторонами. Результатом таких процессов является структурированная концептуальная модель сложившейся ситуации между сторонами процесса, основанная на понимании позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью конфликтной ситуации. Однако во многих случаях исковые заявления бывают неполными и юридически не корректными. Поэтому в процессе беседы с истцом и ответчиком происходит уточнение фактов, полного или частичного их признания, опровержения их другими фактами и т.д. В процессе доказывания на судью возложена функция анализа поступающей от участников процесса доказательственной информации, при этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения [2].

В науке определены основные факторы, влияющие на эффективность познавательной деятельности в суде:

1) полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном судебном заседании;

2) внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);

3) внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние участников судебного разбирательства);

4) полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности истца, ответчика, свидетеля и пр.);

5) полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, представителя и др.);

6) стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное [2].

Профессиональная деятельность в суде ограничена временными рамками. Как известно любое рассмотрение дела должно укладываться в установленный законом срок, в связи с чем судье необходимо в кратчайший срок воспринять, переработать информацию, отбросить не имеющую отношения к спору, своевременно принять по ней решение. Законодатель не случайно устанавливает порядок судебного разбирательства (проведение предварительного заседания, привлечение экспертов или третьих лиц, допрос свидетелей, выступление прокурора, представителя и т.д.). Строгая регламентация судебного разбирательства преследует цель облегчить психологическое напряжение в суде путем предоставления суду возможности спокойно воспринимать и осмысливать поступающую информацию. Для того чтобы информация не воспринималась в состоянии крайнего утомления, объявляются перерывы, дается время на наведение порядка в зале судебного заседания и т.д. Временная ограниченность для анализа материалов дела предъявляет требования к интеллектуальной деятельности судей, памяти, воображению, аналитическому и синтетическому мышлению. интуиции. Суд вправе выдвинуть собственные версии. Основная часть доказательственной информации воспринимается судом из устных сообщений (показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др.). Это предполагает развитость у суда анализа речевых текстов, умение отличить факты от эмоционально-оценочных отношений к ним. Суд должен быть устойчивым к различным эмоционально -речевым приемам воздействия, патетическим призывам и сентиментальным оценкам.

Организаторская деятельность позволяет судье проводить беседы с гражданами во время их приема и в связи с разрешением дела; готовить необходимые документы, изучать жалобы, руководящей судебной практики и законодательных норм; анализировать информацию, необходимую для принятия решения, различные технические процедуры (вызов свидетелей, привлечение эксперта и др.), выполнение процессуальных действий в рамках слушания дела и т.д. Организаторская деятельность суда необходима при исполнении приговора (решения), разрешении возникших в ходе разбирательства процессуальных вопросов, а также осуществлении контроля над соблюдением законности при исполнении его воли. В связи с этим у судей востребованы такие профессионально важные качества, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. На заключительной стадии процесса при вынесении решения, где окончательно оцениваются и обобщаются результаты исследования и оценки доказательств, суд в очередной раз демонстрирует свою лидирующую роль.

Положение судьи с профессиональной точки зрения, как уже было сказано ранее, характеризуется тем, что закон возлагает на него руководство ходом судебного заседания. Судья должен обладать многими психологическими качествами: высоким чувством долга и ответственности, хладнокровием, тактичностью, вежливостью, сдержанностью, критичностью мышления, спокойствием, беспристрастностью и др.

Процесс судебного разбирательства так или иначе оказывает воспитательное воздействие не только на участников конкретного судебного разбирательства, но и на все гражданское общество. Суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения: способствует формированию правосознания граждан; создает уверенность в вынесении справедливого решения; высокая культура судопроизводства формируют атмосферу веры общества в справедливость и беспристрастность вынесенного решения. Для этого аспекта деятельности судей характерны такие качества, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, высокий уровень профессиональной ответственности, принципиальность, беспристрастность и выдержка.

Таким образом, деятельность судьи осуществляется в напряженных условиях, связанных с неопределенностью развития конфликта между сторонами процесса, дополненных непрерывной обязанностью суда, заключающейся в осуществлении контроля за поведением всех участников процесса, за соответствием закону сроков рассмотрения дела, высоким уровнем ответственности, ростом объемов дел поступающих к судье на рассмотрение. Такая обстановка накладывает достаточно негативные последствия на психологическое состояние самого судьи, а как следствие и на качество рассмотрения дел, что для правового государства является неприемлемым.

Список литературы

  1. 3акон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017) «О статусе судей в Российской Федерации» // [Доступ СПС Консультант Плюс 2018]

  2. Сорочан, В.В. Юридическая психология //М.:МИ ЭМП, 2010. - 105 с. [https://psyera.ru/psihologicheskie-osobennosti-deyatelnosti-sudi-2166.html]

  3. Дикая Л.Г., Занковский А.Н. (ред.) Психологические проблемы профессиональной деятельности // М.: Наука, 1991. – 166 с .

  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. // M.: Perse, 2001. – 511 с.

1 Сипатрова Мария Сергеевна ([email protected]), студентка 1 курса магистратуры юридического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

5

Просмотров работы: 649