Финансовую грамотность можно рассматривать как часть финансовой культуры, при этом основными компонентами финансовой грамотности являются:
Организационная и нормативно-правовая составляющая финансовой грамотности.
Финансово-экономическая составляющая финансовой грамотности.
Технико-технологическая составляющая финансовой грамотности.
Информационная составляющая финансовой грамотности.
Рассмотрим понятие «финансовая культура» предложенное А. И. Фатиховым: «Финансовая культура — это совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей». Очевидно, что в данной трактовке и в реальных проявлениях финансовая культура в значительной мере определяется характеристиками социально-экономической системы, однако в то же время включает в себя уровень финансовой грамотности, под которой обычно понимают совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, составе профессиональных участников, их услугах, а также умении их использовать с осознанием своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.
Таким образом, на основе собранного и обобщенного материала, рассмотренных исследований и фактов финансового поведения можно заключить, что важнейшим фактором и мотивом финансовых действий индивидов является уровень их финансовой грамотности, обусловливающий состояние финансовой культуры в целом.
Для того, чтобы выявить уровень финансовой грамотности у младших школьников было проведено эмпирическое исследование. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
Провести эмпирическое исследование финансовой грамотности младших школьников
Провести анализ эмпирических данных исследования финансовой грамотности младших школьников
В ходе исследования, которое проводилось в феврале 2017 года, приняли участие 80 человек в возрасте от 9 до 12 лет. Все респонденты являются учащимися школ. Исследование респондентов проводилось в индивидуальной форме, анонимно.
Для диагностики финансовой грамотности младших школьников, был использован «Опросник финансовой грамотности». Анализируя полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы решили представить результаты отдельно по каждому вопросу.
Рисунок 1 Вопрос «Какие бывают деньги?»
Рисунок 1. Вопрос «Какие бывают деньги?»
Как видно из данных рис.1, дети опрошенного возраста в равной степени понимают, что деньги различаются по валюте и способу заработка.
Рисунок 2. Вопрос «Откуда человек берет деньги?
Как видно изданных рис.2., значительная часть детей имеет верное представление, что человек зарабатывает деньги и получает их на работе, т.е. за свой труд. Некоторая часть считает, что человек просто берет их из банка.
Рисунок 3. Вопрос «Представь, что родители уехали на выходные за город. И оставили тебя одного на два дня. А еще оставили тебе 1000 руб. Напиши, на что ты их потратишь?»
Как видно из данных рис.3., в ситуации, когда можно сделать множественный выбор, респонденты предпочли бы преимущественно тратить деньги на еду, вкусняшки, какой-то подарок себе. Однако, некоторая часть затруднились ответить. Т.е. отношение к свободным деньгам или наивно-инфантильное, или неопределенно-тревожное.
Рисунок 4. Вопрос «Пицца в магазине стоит 30 руб. Тебе родители оставили на еду 100 руб. Сколько раз ты сможешь купить пиццу на эти деньги? Останется ли у тебя сдача?»
Как следует из рис.4, дети в этом возрасте в 100% случаев могут точно посчитать количество покупок, и в 50% случаев – сдачу. Это говорит о довольно высоком уровне умения прогнозировать расходы.
Рисунок 5. Вопрос «Представь, что у тебя 1500 рублей. Тебе нужен рюкзак для учебников. Где за эти деньги ты сможешь купить такой рюкзак, который прослужит долго (выбери один вариант):
- в фирменном магазине
- у знакомых, которым он больше не нужен
- на распродаже в супермаркете
Вопрос 5 направлен на оценку понимания детьми стоимости вещей. Очевидно, что 50% не понимают, что вещи где-то могут стоить дороже, а где-то – дешевл
Рисунок 6. Вопрос «В школьном буфете продается шоколадка весом 50 грамм стоимостью 50 рублей. А шоколадные конфеты стоят 450 рублей за килограмм. Что тебе выгоднее купить?»
Как видно из рис.6, произвести соотношение стоимости аналогичных продуктов детям пока сложно – свыше 60% дали неверный ответ, 12% - затруднились с ответом.
Итак, анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод, что в данной выборке респонденты, знают, что такое деньги, какую ценность для человека они имеют, как более эффективно ими распорядиться. Данные результаты можно объяснить тем, что в данном возрасте дети уже в значительной степени имеют прямой доступ к деньгам и учатся распределять их правильно. Однако функции, связанные с сопоставлением стоимости аналогичных товаров, оценкой соотношения цена/качество, умение правильно и рационально распоряжаться свободными деньгами – пока еще не сформированы. Можно предположить, что и у взрослых людей они в подавляющем большинстве развиты недостаточно.
В целом, можно заключить, что дети в младшем школьном возрасте демонстрируют уровень финнасовой грамотности, отображающий особенности обращения с деньгами в нашей культуре: легкомысленные траты, наряду с пониманием, что деньги даются трудом, умение считать расходы, наряду с неумением сопоставлять стоимость, понимание, что деньги бывают в разных видах.
Полученные результаты открывают широкое поле для дальнейших исследований, выявления возрастных и гендерных особенностей обращения с деньгами, образа денег, навыков планирования и управления личными финансами.
Список литературы:
1. Национальное агентство финансовых исследований. URL: http://nacfin.ru/
2. Файфель Б.Л., Шорохов А.И. Некоторые аспекты работы по повышению финансовой грамотности населения // Деньги и кредит. 2011. № 11.
3. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. 2010. № 2.
4. Фонд «Общественное мнение». URL: http://fin.fom. ru/Finansy/10604.
5. Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Дело, Catallaxy, 1993.
6. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. О содержании и взаимосвязи понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура» 2014.8