РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Решетников И.В. 1
1ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие рынка финансовых услуг и постоянное появление новых инструментов, предлагаемых финансовыми институтами частным клиентам, не сопровождается адекватным уровнем финансовых компетенций и профессиональных знаний, необходимых для эффективного использования появляющихся инвестиционно-финансовых возможностей. Российские граждане зачастую не разбираются во всех финансовых продуктах, не знают о том, какие возможности открывают перед ними современные финансовые рынки и как получить от них максимальную пользу, избежав негативных последствий. Незнание основной массой населения базовых принципов функционирования рыночной экономики является предпосылкой большинства экономических и социальных проблем как всего современного российского общества, так и отдельных граждан. В настоящее время повсеместно признается, что низкий уровень финансовой грамотности населения является актуальной проблемой. Также все больше и больше детей имеют доступ к деньгам, посредством карманных средств, выдаваемых родителями, и поэтому именно сейчас необходимо научить их финансовой грамотности, для того чтобы в будущем они могли эффективно распоряжаться своими средствами и получать от этого максимальную пользу.

Финансовую грамотность можно рассматривать как часть финансовой культуры, при этом основными компонентами финансовой грамотности являются:

  1. Организационная и нормативно-правовая составляющая финансовой грамотности.

  2. Финансово-экономическая составляющая финансовой грамотности.

  3. Технико-технологическая составляющая финансовой грамотности.

  4. Информационная составляющая финансовой грамотности.

Рассмотрим понятие «финансовая культура» предложенное А. И. Фатиховым: «Финансовая культура — это совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей». Очевидно, что в данной трактовке и в реальных проявлениях финансовая культура в значительной мере определяется характеристиками социально-экономической системы, однако в то же время включает в себя уровень финансовой грамотности, под которой обычно понимают совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, составе профессиональных участников, их услугах, а также умении их использовать с осознанием своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

Таким образом, на основе собранного и обобщенного материала, рассмотренных исследований и фактов финансового поведения можно заключить, что важнейшим фактором и мотивом финансовых действий индивидов является уровень их финансовой грамотности, обусловливающий состояние финансовой культуры в целом.

Для того, чтобы выявить уровень финансовой грамотности у младших школьников было проведено эмпирическое исследование. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Провести эмпирическое исследование финансовой грамотности младших школьников

  2. Провести анализ эмпирических данных исследования финансовой грамотности младших школьников

В ходе исследования, которое проводилось в феврале 2017 года, приняли участие 80 человек в возрасте от 9 до 12 лет. Все респонденты являются учащимися школ. Исследование респондентов проводилось в индивидуальной форме, анонимно.

Для диагностики финансовой грамотности младших школьников, был использован «Опросник финансовой грамотности». Анализируя полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы решили представить результаты отдельно по каждому вопросу.

 

Рисунок 1 Вопрос «Какие бывают деньги?»

 

Рисунок 1. Вопрос «Какие бывают деньги?»

Как видно из данных рис.1, дети опрошенного возраста в равной степени понимают, что деньги различаются по валюте и способу заработка.

 

Рисунок 2. Вопрос «Откуда человек берет деньги?

 

Как видно изданных рис.2., значительная часть детей имеет верное представление, что человек зарабатывает деньги и получает их на работе, т.е. за свой труд. Некоторая часть считает, что человек просто берет их из банка.

 

Рисунок 3. Вопрос «Представь, что родители уехали на выходные за город. И оставили тебя одного на два дня. А еще оставили тебе 1000 руб. Напиши, на что ты их потратишь?»

 

Как видно из данных рис.3., в ситуации, когда можно сделать множественный выбор, респонденты предпочли бы преимущественно тратить деньги на еду, вкусняшки, какой-то подарок себе. Однако, некоторая часть затруднились ответить. Т.е. отношение к свободным деньгам или наивно-инфантильное, или неопределенно-тревожное.

 

Рисунок 4. Вопрос «Пицца в магазине стоит 30 руб. Тебе родители оставили на еду 100 руб. Сколько раз ты сможешь купить пиццу на эти деньги? Останется ли у тебя сдача?»

 

Как следует из рис.4, дети в этом возрасте в 100% случаев могут точно посчитать количество покупок, и в 50% случаев – сдачу. Это говорит о довольно высоком уровне умения прогнозировать расходы.

 

Рисунок 5. Вопрос «Представь, что у тебя 1500 рублей. Тебе нужен рюкзак для учебников. Где за эти деньги ты сможешь купить такой рюкзак, который прослужит долго (выбери один вариант):

- в фирменном магазине

- у знакомых, которым он больше не нужен

- на распродаже в супермаркете

 

Вопрос 5 направлен на оценку понимания детьми стоимости вещей. Очевидно, что 50% не понимают, что вещи где-то могут стоить дороже, а где-то – дешевл

 

Рисунок 6. Вопрос «В школьном буфете продается шоколадка весом 50 грамм стоимостью 50 рублей. А шоколадные конфеты стоят 450 рублей за килограмм. Что тебе выгоднее купить?»

 

Как видно из рис.6, произвести соотношение стоимости аналогичных продуктов детям пока сложно – свыше 60% дали неверный ответ, 12% - затруднились с ответом.

Итак, анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод, что в данной выборке респонденты, знают, что такое деньги, какую ценность для человека они имеют, как более эффективно ими распорядиться. Данные результаты можно объяснить тем, что в данном возрасте дети уже в значительной степени имеют прямой доступ к деньгам и учатся распределять их правильно. Однако функции, связанные с сопоставлением стоимости аналогичных товаров, оценкой соотношения цена/качество, умение правильно и рационально распоряжаться свободными деньгами – пока еще не сформированы. Можно предположить, что и у взрослых людей они в подавляющем большинстве развиты недостаточно.

В целом, можно заключить, что дети в младшем школьном возрасте демонстрируют уровень финнасовой грамотности, отображающий особенности обращения с деньгами в нашей культуре: легкомысленные траты, наряду с пониманием, что деньги даются трудом, умение считать расходы, наряду с неумением сопоставлять стоимость, понимание, что деньги бывают в разных видах.

Полученные результаты открывают широкое поле для дальнейших исследований, выявления возрастных и гендерных особенностей обращения с деньгами, образа денег, навыков планирования и управления личными финансами.

Список литературы:

1. Национальное агентство финансовых исследований. URL: http://nacfin.ru/

2. Файфель Б.Л., Шорохов А.И. Некоторые аспекты работы по повышению финансовой грамотности населения // Деньги и кредит. 2011. № 11.

3. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. 2010. № 2.

4. Фонд «Общественное мнение». URL: http://fin.fom. ru/Finansy/10604.

5. Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Дело, Catallaxy, 1993.

6. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. О содержании и взаимосвязи понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура» 2014.8

Просмотров работы: 266