Итак, что же такое любовь? Если провести опрос населения относительно данного явления, то, вероятнее всего, большинство ответов будет из разряда: «Любовь – это когда…» То есть, говоря о ней, мы всегда обращаемся к сердцу, описывая разные ощущения, которые испытываем, когда любим. А как же иначе? Ведь что бы ни утверждали, но любовь – это чувство, и с этим уж точно никто не поспорит.
Многие из нас, особенно в молодом возрасте, задумываются, что есть любовь, зачем она нужна, что она дает человеку и что отбирает? Существует множество высказываний великих людей на эту тему, да и почти каждый из обычных людей рано или поздно составляет свое суждение на этот счет. Рассуждая о чувстве любовь, возможно, мы слишком зациклились именно на любви мужчины и женщины? Ведь есть же еще любовь ребенка к родителям, любовь гражданина к Родине, любовь ученого к науке...
В этой работе мне хотелось бы дать определение, что такое любовь к науке с точки зрения философии, социологии. К рассуждениям на эту тему меня подтолкнуло интервью у доцента, кандидата химических наук Алексея Павловича Сивохина.
Любовь – это предмет споров учёных из области философии, социологии, психологии, физиологии и других наук. Это вопрос, с годами не теряющий актуальности. Какое определение слова любовь может дать философия? С точки зрения философии, любовь есть первоначало человека и движущая сила человечества. Ведь именно наука двигает общество вперед. У немецкого социолога, философа Э.Фромма «любовь – это способ преодоления одиночества, созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании» [1]. Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х – немецкий философ-материалист говорил: «Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого» [2]. Эти слова подтверждаются ответом на вопрос в интервью Алексея Павловича: "Сивохин ни одного слова в жизни не соврал, я патологически не могу врать, и это всем известная истина".
Согласно некоторым философским школам, любовь есть единство самоотрицания и самоутверждения личности. Любовь к исследованиям подразумевает, что личность должна быть способна отринуть себя с тем, чтобы утвердиться в науке. Занятие исследованиями требует от человека не только способности к осмысленному принятию решений и любви к тому, чем он занимается, но и полной самоотдачи. Исследователь, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, – это плохой исследователь.
Согласно суждению русского философа А.Ф. Лосева, «знания есть любовь» [3], а истинный ученик радуется познанию, мучается от несовершенства собственных знаний и посвящает себя учению. В учении, как считает философ, сформировывается личность, которая способна к «подвигу жизни»: к борьбе со злом, труду на пользу людей, любви к собственному делу и Отчизне. При серьёзном подходе к учению потребуется как способность к сознательному принятию решений, так и любовь к тому, чем человек занимается. Любовь к изучаемой науке требует так же воспитания. Воспитанный человек проявляет к знаниям и наукам огромное почтение и интерес, так как понимает их значимость, по этой причине всегда старается развиваться, с огромной жаждой учится. Благодаря этому именно воспитанные люди хорошо преуспевают в жизни.
Что же все-таки заставляет человека становиться ученым? Аристотель, пожалуй, первым рассмотревший этот вопрос подробно, назвал в качестве главного стимула познания мира удивление перед ним. С точки зрения философии можно рассмотреть следующие мотивы деятельности ученого: необходимость поощрения; страх рутины; бескорыстная любовь к природе и правде; стремление быть полезным; восторг от красоты логичности; почитание героев и стремление брать с них пример; любопытство [6].
Каково же место научно-исследовательской работы в жизни человека и общества? Для чего человек ставит эксперименты, осуществляет открытия, увлекается научно-познавательной литературой? Как именно можно развить любовь к наукам? Какое влияние оказывает на человека занятия обучением? Потребность в науке продиктована самой жизнью. Наукой заниматься трудно, что хорошо известно тому, кто посвятил учению жизнь. Человек должен быть невероятно смелым, чтобы взвалить на себя подобную ношу, а так же терпеливым по отношению к своей работе. на мой взгляд, чем больше существует людей науки, тем лучше для нашего общества. Не возможно ни с чем сравнить радость открытий: плоды трудов окрыляют человека, поднимают в собственных глазах.
Поговорим о социальном смысле любви. Один из исследователей, В. Ф. Шаповалов в журнале «Философия и общество», пишет о том, что любовь принадлежит к таким проявлениям человеческой жизни, без которых она не полна: без этого чувства человек перестает ощущать радость жизни, ее эмоциональную наполненность, толчок к полезному делу [4]. Недостаток любви может привести к утрате желания жить. Человек просто не сможет мобилизовать волю для придания своей жизни некой осмысленности и направленности.
Рассматривая любовь к науке можно предположить, что в рамках данной любви формируются более подходящие условия для саморазвития личности, в частности именно любовь выступает ресурсом для творчества, его движущей силой. Не существует практических потребностей, способных запустить механизм познания и обеспечить его работу при отсутствии эмоционального мотива, стимулирующего познавательный процесс, насыщающего его энергией, в отсутствие которой практически никакая деятельность, учитывая и познавательную, невозможна.
Отсюда вытекает то, что познание возможно только при наличии эмоционально позитивного отношения человека к самому себе и к обществу. А критерием позитивности и выступает любовь. Ее значение для познания обусловлено тем, что любовь при формировании интереса к предмету играет роль энергетического источника для функционирования сложного механизма познания, в котором человек является целостным существом.
Получается, что познавательное значение любви обнаруживается в нескольких ключах. Во-первых, любовно-заинтересованный взгляд человека на мир выступает двигателем познания, рождает и питает энергией познавательную деятельность. Во-вторых, через любовь в познании задействуется целостный человек, то есть познание уже не является изолированной активностью ума, а выступает как совместная деятельность интеллекта, воли, интуиции, эмоций, органов чувств. В-третьих, любовь это фактор повышения продуктивности познания, так как дает возможность увидеть изучаемый предмет в его непосредственной данности, а также в безграничной перспективе его потенциальных способностей.
Что же послужило стимулом для профессионального занятия химическими науками доценту, кандидату химических наук Сивохину? Как же родилась та самая любовь у него? Или, возможно, кто-то смог привить это высокое чувство? Вот что говорит об этом сам Алексей Павлович в ответах на вопросы нашего интервью: "Когда я начал в школе изучать химию, мне понравилась эта наука. Почему? Наверное, потому, что это была наука, которая позволяла ставить эксперименты дома, где нас окружает куча реактивов (йод, аммиак, перекись и многое другое). Это и послужило толчком к любви к химии. Затем в 9 классе попал в химическую школу института. Моим преподавателем стал А.А. Мичурин. Этот человек оказал незаменимую поддержку...". Получается, что огромное влияние смог оказать преподаватель химической школы, по стопам которого он и пошел. Руководителем научной работы в институте у Сивохина стал К.В. Ширшин. "Спасибо ему за уделенное внимание и привитие любви к работе в лаборатории", – говорит Алексей Павлович в интервью. «На пятом курсе моей студенческой жизни вышла моя первая статья в журнале прикладной химии, связанная с полимеризацией. ("Спонтанная полимеризация солей N-(3-диметиламинопропил) - метакриламида в концентрированных водных растворах "). Почему именно с этой темой? Потому что я изначально попал в лабораторию где изучались полимеры. После того как я повзрослел, я понял, что это одна из наиболее интересных наук. Помню, когда получил известие о том, что меня опубликовали в этом журнале, я испытал радость и гордость. Ходил, все показывал её. Это же так здорово, я же учился еще на пятом курсе, а меня уже напечатали»,- продолжил Алексей Павлович.
Итак, получается, что каждый человек должен стремиться к науке, чтобы лучше узнать самого себя! А.П. Сивохин не только занимается научной работой, но и преподает в институте. Я думаю, что он преподаватель по призванию: вспомним, с какой самоотдачей он ведет лекции. Увлечение наукой, постоянный процесс познания в области полимеризации помогли Алексею Павловичу сформироваться как личность. Он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, о чем свидетельствуют и его работы.
В заключении приведу цитату одного великого писателя: "Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог".
Список литературы и электронных ресурсов
1. Что такое любовь с философской точки зрения [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.microarticles.ru/article/ljubov.html
2. Афоризмы и цитаты о науке [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/aforizm/citaty_o_nauke.html
3. А.Ф.Лосев. Как научиться быть учеником. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/527/58/
4. Шаповалов В. Ф. Социальный смысл любви // Философия и общество [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/134099/
5. База данных РИД. Сивохин Алексей Павлович. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://edrid.ru/authors/201.147ea.html
6. Ганс Селье. От мечты к открытию. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://modernlib.ru/books/sele_gans/ot_mechti_k_otkritiyu/read_1/ С. 1.