В обеспечении режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства значительное место принадлежит мерам государственного принуждения. Согласно классификации мер административного принуждения, которой в целом придерживается современная наука административного права, выделяют: a) административно-предупредительные меры; б) меры административного пресечения; в) меры административной ответственности; г) меры административно-процессуального обеспечения.
Так, административно-правовое принуждение как особый вид государственного принуждения состоит в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями[1]. Миграционные процессы, присущие современному обществу, влекут за собой возникновение проблем, связанных с их регулированием. Применение административных рычагов и процедур в предотвращении нежелательных последствий миграции является востребованным в наше время. Важное место в этой области занимает институт административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Так что же такое «административное выдворение» и каков порядок его применения? В русском языке «выдворение» - это высылка из страны, т. е. «выдворять» значит «заставлять уйти из данного места, помещения, выселиться» [2]. Международные акты содержат иной термин «высылка иностранных граждан» [3].
Проведем правовой анализ меры - «административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства» в структуре мер административного принуждения [4]. А.В. Леженин указывает на профилактический характер административно-предупредительных мер. И перечисляет следующие признаки, присущие им: а) они не связаны с совершением административного правонарушения; б) принудительный характер данных мер состоит в реализации властных и односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной [5]. А.В. Куракин уточняет, что в качестве предупредительной меры административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства может выступать в случае выяснения, что иностранный гражданин или лицо без гражданства является психически больным.
Депортация - принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации - является мерой принуждения, сходной по своему содержанию с административным выдворением. В последнее время большое количество научных исследований посвящены мерам административного принуждения, где административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства рассматривается как мера административного пресечения. Некоторые федеральные законы содержат ряд оснований для применения административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве меры пресечения:
а) совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
б) нарушение режима чрезвычайного положения лицом, не проживающим на соответствующей территории;
в) отсутствие документов, установленных для въезда в РФ, при пересечении Государственной границы Российской Федерации.
В рассмотренных нами случаях административное выдворение используется в качестве меры административного пресечения. И главная направленность этих мероприятий на прекращение противоправных деяний со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако административно-юрисдикционное законодательство относит административное выдворение к мерам административной ответственности.
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства может применяться в различных формах: а) в качестве административно-предупредительной меры[6]; б) в качестве меры пресечения; в) в качестве меры административной ответственности.
Выделим основные особенности данной меры принуждения относительно иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) является мерой административного принуждения, направленной на ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
2) субъектом административного выдворения могут выступать только иностранные граждане и лица без гражданства;
3) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется как при наличии правомерных, так и неправомерных оснований:
а) если действия выдворяемого противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка;
б) если административное выдворение необходимо для защиты жизни и здоровья граждан;
в) если произошло нарушение миграционного режима на территории РФ;
4) решение об административном выдворении принимается и осуществляется в одностороннем порядке; постановление об административном выдворении выносится без согласования с государством, гражданином которого является выдворяемое лицо, государство может быть только уведомлено об этом решении.
5) исполнение решения об административном выдворении предполагает либо контроль за выездом, который осуществляется за счет средств выдворяемого или физического (юридического) лица, которое его пригласило, либо принудительное перемещение через Государственную границу за пределы Российской Федерации[7].
Таким образом, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства является мерой административного принуждения, которая применяется:
а) в одностороннем порядке;
б) к специальным субъектам административно-правовых отношений: иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно находящимся на территории Российской Федерации;
в) в определенном процессуальном порядке;
г) специально уполномоченными государственными органами;
д) в целях предотвращения угрозы государственной безопасности и общественному порядку, защиты прав и законных интересов граждан и предотвращения нарушения российского законодательства, устанавливающего порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации[8].
Литература / использованные источники
[1] Административное принуждение и административная ответственность: сборник нормативных актов. - М.: Издательство Бек, 2011. - 848 с.
[2] Словарь современного русского языка / глав. ред. В.И. Чернышов. - М.-Л.: Академия наук СССР, 1988. - 1700 с.
[3] Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Ведомостях Верховного Совета СССР. – 1976. - № 17, ст. 291.
[4] .Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.В. Леженин. - М., 2014. - 278 с.
[5].Якуба О.М. Административная ответственность / О.М. Якуба. - М., 2012. - 85 с. уточните, этого не может быть, т.к. ее работы были еще в 1960-х гг.
[6] Куракин А.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.В. Куракин. - М., 2000. - 220 с.
[7] Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. - Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2013. - 188 с.