РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ, ОБОГАЩАЮЩИЙ ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ, ОБОГАЩАЮЩИЙ ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Валиуллова Регина Р.Ф. 1
1Российский государственный университет правосудия (Казанский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

М. Горький

Около полутора десятков предметов изучаются школьниками за одиннадцатилетний период обучения. Предметы сменяют друг друга, одни дисциплины преподаются лишь в начальной школе, иные – только в средней. Математика распадается на геометрию и алгебру, из окружающего мира выделяются биология, физика и химия. Физика преподается с седьмого класса, химия – с восьмого, английский язык школьники начинают изучать уже через год с момента начала обучения. Другое дело, русский язык и литература, эти дисциплины изучаются с первого по одиннадцатый класс. Роль русского языка очевидна: он является не только объектом изучения, но и инструментом познания других отраслей знания. А по какой причине отведен столь большой срок на изучение литературы? Отчего данная дисциплина столь ярко выделяется на фоне всех остальных?

По моему мнению, дело во влиянии, оказываемом художественной литературой на становление личности человека. С помощью знаний, полученных во время учебных занятий по литературе мы не научимся ориентироваться на местности, проводить химические опыты, измерять температуру воды, определять процент консервантов в продуктах. Безусловно, все перечисленные знания и практические навыки полезны и важны. Значимость же литературы состоит в её влиянии на внутренний мир человека. Основные категории, имеющие общую значимость для всех периодов развития человечества: понятия добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, нравственности и невежества усваиваются, я убеждена, в процессе чтения и анализа художественных произведений. Хотелось бы отметить, что только вдумчивое, внимательное чтение способно повлиять на внутреннее устройство человека. Кроме того, чтение художественного текста является хорошей школой для формирования литературного слога.

Книги – важная часть духовной жизни человека, но не каждый ребенок осознаёт их значение. Лишь небольшой части школьников нравится читать книги, и немногие делают это добровольно. В таких условиях литература служит неким регулятором присутствия чтения в жизни человека.

На всём протяжении учёбы в школе мной не было замечено трудностей, которые испытывал бы кто-либо из моих одноклассников на уроках литературы. Занятия состояли преимущественно из разбора различных эпизодов произведения. Учитель останавливал внимание на деталях пейзажа, образах героев и особенностях композиции произведений.

Занятия литературой получили продолжение в колледже. Спустя несколько занятий после начала учебы я заметила, что некоторые студенты сталкиваются с серьёзными проблемами при подробном изучении и анализе произведений. Такими проблемами являлись: невозможность ответить на вопросы относительно идеи художественного произведения, трудности с отслеживанием всего многообразия сюжетных линий, непонимание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

Я совершила несколько попыток выяснить причину возникновения трудностей. В ходе наблюдения за процессом подготовки одногруппников к занятиям появилась догадка, состоящая в том, что возникновение этих трудностей тесно связано с использованием студентами краткого пересказа художественных произведений.

Данное исследование выявляет проблему, связанную с изучением литературы и заключающуюся в том, что краткий пересказ, используемый обучающимися, лишает читателей возможности увидеть детали текста, играющие существенную роль в понимании идеи произведения. Объектом данного исследования является краткое содержание произведений, предметом – использование краткого содержания школьниками и студентами.

Для того, чтобы выяснить уровень распространенности исследуемой проблемы, я провела опрос среди студентов первого курса ФНО КФ “РГУП”.

  1. Любишь ли ты читать?

70% опрошенных дали положительный ответ;

30% опрошенных дали отрицательный ответ.

  1. Как часто ты читаешь?

33% читают один раз в неделю или чаще;

16% читают 1 раз в месяц и реже;

15% читают в свободное время;

12% читают по мере необходимости, а конкретнее – когда задают прочесть для уроков литературы;

6% опрошенных дали ответ «читаю лишь в случае, когда попадается интересная книга».

  1. Ты читаешь потому, что интересно или потому, что это необходимо?

63% респондентов читают по причине интереса к чтению;

22% опрошенных ответили, что побуждают к чтению их как необходимость в чтении, так и интерес к нему;

15% опрошенных читают потому, что это необходимо (т. е. чтение является домашним заданием по литературе).

  1. При чтении художественной литературы пользуешься ли ты кратким содержанием? (Интернет)

49% опрошенных время от времени используют краткое содержание (из них 86%, судя по их ответу на первый из поставленных вопросов, любят читать);

30% респондентов ответили однозначным «да» (ровно половина из их числа любит читать);

21% опрошенных не пользуются кратким содержанием (из них 76% признались в своей любви к чтению).

По результатам опроса я сделала вывод о правильности своего предположения. Действительно, в школе использование краткого содержания не оказывало существенного влияния на качество понимания произведений, так как требования учителя не выходили за пределы знания сюжетных особенностей, которые можно было найти в кратком пересказе. Изучение же литературы в колледже предполагает более глубокий анализ произведений, который состоит, в числе прочего, в определении тематики и идеи произведения. Внимательно прочитав несколько кратких пересказов, которые любому школьнику под силу найти в сети Интернет, можно прийти к следующему выводу – в кратком содержании отсутствуют детали и оценочные слова, без которых невозможно понимание авторской позиции.

Делая выбор между прочтением полного текста художественного произведения и краткого содержания, необходимо помнить, что писатели-классики своими произведениями несут в массы важнейшие мысли, которые, будучи прочитанными даже между строк и усвоенными, способны оказывать влияние на мировоззрение как отдельно взятого человека, так и целого общества. В то же время авторы кратких пересказов ставят своей целью максимально облегчить процесс чтения, сократить время, требуемое на ознакомление с содержанием произведения. Перед ними не стоит задача передать идею текста, они лишь выступают посредниками между читателем и книгой.

В погоне за экономией времени вкупе с простотой чтения, человек делает выбор в пользу краткого содержания, и, как следствие, остается в неведении относительно мысли, заложенной автором в свое произведение. Соответственно, эта мысль, не проникнув в сознание, не совершает там важнейших изменений. Другими словами, не потрясает. Таким образом, используя краткое содержание, человек лишает себя возможности развиваться как личность, отгораживает свой внутренний мир от положительных изменений. А это путь в бездуховность.

В кратком пересказе не сохраняется авторский стиль, содержание излагается максимально точно, но сухо, бездушно. Приятные слуху, красивейшие речевые обороты заменяются нейтральными, высокопарные выражения уступают место более привычным читателю фразам. Вместо прямой речи – косвенная, вместо обширных описаний пейзажа – краткое обозначение места действия. Результат вышеперечисленного имеет две стороны, первая - предельная простота восприятия текста, вторая - невозможность понимания смысла художественного произведения.

В качестве подтверждения моих рассуждений приведу пример - произведение И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Идеей этого произведения является разное понимание любви, преданность и предательство. Ниже приведу цитаты из текста Бунина и краткого содержания данного произведения, которое не составляет труда найти в сети Интернет.

Оригинал

Краткое содержание

«Все проходит, мой друг… любовь,

молодость – всё, всё. История

пошлая, обыкновенная.

С годами всё проходит».

«Что кому бог даёт… Молодость

у всякого проходит, а любовь – другое дело».

«…Смутившись, бормочет, что

история была обыкновенная, и всё

давно прошло — «с годами

всё проходит».

У других — может быть, но не у неё».

Сравнивая данные отрывки, можно увидеть, что в сжатом изложении отсутствует слово «пошлая», применяемое в оценке истории любви. По словарю В. И. Даля, пошлый – избитый, общеизвестный и докучивший; почитаемый грубым, простым, низким; вульгарный, тривиальный. В контексте данного произведения пошлость обозначает максимальную банальность, обыденность произошедшего с точки зрения главного героя, в то время, как для героини случившаяся любовь – нечто непреходящее, возвышенное, вечное. Таким образом, благодаря одному слову мы имеем возможность приблизиться к пониманию мысли, заложенной в это произведение.

Оригинал

Краткое содержание

«Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя».

«Но она не простила и простить никогда не могла — нельзя ей его простить».

В ходе прочтения краткого пересказа произведения «Тёмные аллеи», я задалась вопросом, который заключался в следующем: почему Николай Алексеевич за тридцать лет не получил прощения Надежды? Ответ был найден лишь в полном содержании. Соответствующие фрагменты текста приведены в таблице выше.

В ходе проделанной работы было исследовано влияние использования краткого пересказа художественных произведений на представление читателя об идее произведения, а также на общую картину подготовленности школьников и студентов к занятиям литературы.

Краткие содержания художественных произведений – явление, безусловно, вредное для общей культуры современной молодежи. Их применение не должно объясняться такими, на первый взгляд, положительными аспектами, как экономия времени, облегченное знакомство с развитием сюжета. Приоритетом при чтении художественной литературы было, есть и должно остаться понимание идеи произведения. Знание особенностей сюжета, безусловно, расширит знания о многообразии и разнообразие жизненных ситуаций, но будет не в силах помочь человеку в формировании его морально-нравственного стержня, в развитии его духовности.

Отрицательное влияние исследуемого явления возрастает по мере частоты замены прочтения оригинального текста чтением сжатого изложения. Поскольку простой запрет использования кратких пересказов – не самая рациональная мера, необходимо решать данную проблему, устраняя причины, повлекшие её возникновение. К краткому содержанию подросток прибегает по разным причинам. Основные из них: элементарная нехватка времени на прочтение оригинального текста, отсутствие интереса к произведению.

Нередко подросток заявляет о том, что у него не вызывает интереса сюжет заданного произведения, притом зачастую он даже не совершает попыток прочтения. Здесь будет уместнее говорить об отсутствии интереса к литературе в целом.

По моему мнению, данная проблема может быть решена преподавателями при помощи проведения внеаудиторных мероприятий в рамках учебной дисциплины или в качестве дополнительной, аудиторной активности. Мероприятия должны быть направлены на осознание значимости литературы, на повышение авторитета книг в глазах подростков. Это могут быть театрализованные представления по произведениям русской литературы, с участием самих обучающихся, литературные викторины и другие интересные формы воспитания потребности читать русскую классику.

Духовное пополнение личности - это необходимое условие жизни человека.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

М. Горький

Просмотров работы: 393