НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Семёнова Ю.И. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой человек, появляясь на свет, попадает в социальную среду – общество людей, совокупность социальных условий жизнедеятельности, которые влияют на его сознание и воспитывают в нем социальную адаптацию. Первоначально мы копируем поведение наших родителей и усваиваем больше бытовые аспекты нашей жизни. Далее окружение расширяется путем общения в детском садике, дворе, школе, с людьми, чьи интересы и мысли совпадают с нашими. Но что или кто влияет в итоге на наш жизненный выбор?

К размышлениям на эту тему меня подвигло участи в исследовательской волонтерской работе, которая развернулась в нашем институте к столетию «головного» вуза, НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Интервью с Алексеем Павловичем Сивохиным, кандидатом химических наук, доцентом кафедры «Химическая технология», помогло мне не только поближе познакомиться с нашим преподавателем, но и задуматься о смысле преподавательского руда.

Семья, как важнейший социальный институт, воспитывает в нас ответственность друг за друга, приучает к решению бытовых вопросов, а также выполняет репродуктивную и воспитательную функции. Но под воспитательной функцией, в большинстве случаях, понимают не развитие ребенка как отдельной самостоятельной личности со свободным правом выбора любого пути, который ему понравится, а прививание норм, традиций, обычаев, устоявшихся в данной семье, и в обществе в целом. Если мы коснемся права выбора профессии, то часто родители навязывают свою позицию, аргументируя тем, что «нам виднее». Поэтому ребенок зачастую выбирает жизненный путь не по своему желанию, а по воле родителей, особенно если какая-либо профессия является в семье переходящей из поколения в поколение. Но бывают исключения, например, А.П. Сивохин для которого выбор профессии не был семейной традицией и являлся его личным желанием заниматься данной наукой. Благодаря своему трудолюбию и хорошим учителям, Алексей Павлович, наш преподаватель по химии высокомолекулярных соединений добился успехов в преподавательской деятельности, а также стал одним из авторов научных работ и изобретений, таких как: «Способ получения высших алкил (мет) акрилатов для синтеза полимерных депрессорных присадок к парафинистым нефтям», «Депрессорная полимерная присадка для парафинистых нефтей», «Способ получения аллилсульфоната натрия для синтеза сульфосодержащих карбоксилатных суперпластификаторов для цементных смесей», «Ингибитор асфальтосмолопарафиновых отложений», «Композиция для повышения эффективности низкотемпературной депарафинизации масляных фракций». Но прежде чем добиться таких успехов, Алексей Павлович, как и любой человек, прошел школьный этап в своей жизни, который также приблизил его к химической деятельности. Так что же дает нам школа?

Школа, как социальный институт, направлена на заложение фундаментальных знаний, которые впоследствии помогают освоить любую профессию. Ну как понять какую профессию выбрать и по какому жизненному пути пойти? С одной стороны, школу можно рассматривать только с точки зрения получения начального образования, а можно в школьные годы встретить на своем пути наставника в лице учителя, который поможет выбрать жизненный путь. Именно он сможет рассмотреть потенциал ученика, направить его в нужное русло. А также преподнести свой предмет так, чтобы вовлечь ученика в его изучение не потому, что это нужно по программе, а потому, что это действительно интересно и сможет благоприятно отразиться на будущем этого ученика. Так, повезло встретить наставника и нашему преподавателю. В разговоре с нами Алексей Павлович поделился: с девятого по одиннадцатый класс занимался в химической школе в нашем институте, где сам сейчас преподает.

Алексею Павловичу изначально нравилась химия как наука, так как «она позволяла проводить эксперименты дома, где меня окружала куча реактивов: йод, аммиак, перекись и многое другое». Еще большую любовь к данному предмету ему привил его преподаватель Александр Андреевич Мичурин. Именно он оказывал ему незаменимую поддержку в период обучения в химической школе и далее в институте. Он внес огромный вклад, создав в 1986 году в Дзержинском филиале НГТУ химическую школу и проработав там руководителем до января 2005 года.

Проведение предметных олимпиад также вносит большой вклад в становлении личности ребенка. Ведь они помогают совершенствовать знания ребенка, пробуждают еще больший интерес к данной дисциплине. Тем более, участие в олимпиадах – это отличная возможность сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз не допустить таких же ошибок. Большинство учеников участвуют в олимпиадах для достижения вышенаписанных целей. А.П. Сивохин не исключение, он также был участником многих олимпиад, особенно по химии, хотя призовых мест на областном уровне и не занимал.

О действительно настоящих учителях, наставниках, всегда упомянут их талантливые ученики. Так, Роберт Кинг Мертон (признанный классик мировой социологии) назвал всех тех, кто определили его путь в социологии. К ним относится его наставник в колледже Джордж Итон Симпсон, который привил своему ученику интерес к социологическим исследованиям. В Гарварде большое влияние на формирование его взглядов оказал возглавлявший в то время факультет социологии П.А.Сорокин. Мертон в первый же год обучения в аспирантуре стал его секретарем, а позднее ассистентом. Впоследствии он с признательностью вспоминал, что маститый ученый «помог мне избавиться от узости кругозора, разрушив представление о том, что эффективное изучение общества ограничивается территорией Америки…». Однако наибольшее влияние в гарвардский период оказал на Мертона начинающий ученый Толкотт Парсонс, завершавший в то время работу над своей знаменитой «Структурой социального действия» (1937). Мертон считал его учителем и другом, который заразил его своей увлеченностью аналитической теорией. «Масштаб его личности как учителя проявился в том, что он развивал пытливость ума, а не плодил послушных учеников, – вспоминал он. И эта лишь небольшая часть людей, которым благодарен Мертон.

Очень важно в жизни встретить своего наставника, который поможет определиться с жизненным выбором, которым ты будешь гордиться и вспоминать с благодарностью!

Итак, история и наша современная жизнь подтверждает, что «с подачи» настоящего учителя можно изменить мировоззрение и побудить еще больший интерес к интересующей тебя науке. А что дальше? Может ли человек развиваться дальше в любимом деле в одиночку, без поддержки и наставлений кого либо? Наверное, до определенного этапа да. Рассмотрим это на примере научной деятельности нашего преподавателя. Его научная деятельность началась с 10 класса, когда он попал в научную лабораторию, где провел 2 года. Когда распределяли людей по лабораториям, то он попал в лабораторию 308 к К.В. Ширину и О.А. Казанцеву. Его непосредственным руководителем стал К.В. Ширшин, который и помог Алексею с дальнейшим развитием научной деятельности. Алексей Павлович и поныне благодарен своему руководителю: «спасибо ему за уделенное внимание и привитие любви к работе в лаборатории".

Если говорить о первых достижениях и успехах в данной научной деятельности, то Алексей Павлович рассказал о своей первой научной статье так: «На пятом курсе вышла моя первая статья в журнале прикладной химии, связанная с полимеризацией (" Спонтанная полимеризация солей N-(3-диметиламинопропил) - метакриламида в концентрированных водных растворах "). Почему именно с этой темой? Потому что я изначально попал в лабораторию, где изучались полимеры. После того как я повзрослел, я понял, что это одна из наиболее интересных наук». Интересной также была его реакция на опубликование его статьи: «Помню, когда получил известие о том, что меня опубликовали в этом журнале, я испытал радость и гордость. Ходил все показывал её. Это же так здорово, я же еще учился на пятом курсе, а меня уже напечатали».

Итак, знакомство с историей начала научной работы нашего преподавателя приводит к выводу, что все-таки очень важно начинать свою деятельность под чутким руководством своих учителей, которые действительно могут обучить, привить любовь и развить еще больший интерес и потенциал.

Думаю, что именно мудрые руководители, а, главное, настоящая любовь к химии помогли Алексею Павловичу найти себя в профессии учителя. Самому ему нравится совмещать работу в лаборатории с преподавательской деятельностью, и он с улыбкой говорит о том, что «работа с молодыми молодит». Ученики таких учителей, как правило, становятся и сами хорошими преподавателями.

Библиографический список

1. Аверьянов, П.Я. Социология: искусство задавать вопросы/ П.Я.Аверьянов – М.: Политиздат, 1998. -

2. Попов, А.С. «Необыкновенная жизнь в науке» Роберта Мертона // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 49–54.

3. Терентьева, И.Н. Социология. Учебное пособие (практикум) для студентов вузов, Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2010. – 115 с.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования/ В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001.

 

4

 

Просмотров работы: 150