РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Абрамова А.О. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Смешанное обучение – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В школьном образовании реализуется несколько моделей смешанного обучения: «Ротация», «Перевернутый класс», «Автономная группа», «Смена рабочих зон», «Личный выбор». Инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола» впервые в российском образовании был начат в 2012-2013 учебном году.

Наиболее популярной моделью смешанного обучения является модель «перевернутый класс». В отличие от традиционной организации уроков, когда большее время в классе отводится на объяснение нового материала, обучение в «перевернутом классе» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала. Данная модель для своей организации требует минимальных внешних ресурсов и может быть реализована одним учителем. Обучающимся обычно задается на дом предварительное ознакомление с материалом, который подготовлен учителем в какой-либо образовательной среде, а в классе идет уже отработка материала.

Рассмотрим, как модель смешанного обучения «перевернутый класс» может быть реализована на уроках математики. Опишем последовательность действий учителя при реализации данной модели в 6 классе на теме «Деление дробей».

Шаг 1 – определение целей и задач темы, предметных и метапредметных результатов.

Цель: научиться выполнять деление дробей. Задачи: ввести правило деления обыкновенных дробей; способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей; содействовать развитию познавательных умений; развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии; прививать аккуратность в оформлении заданий; формирование интереса к математике.

Предметные результаты темы: ученик научится делить обыкновенные дроби. Метапредметные результаты: познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства. В том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства её осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить своё собственное мнение. Высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Шаг 2 – создание или подбор интернет-ресурсов по теме для самостоятельного изучения учащимися дома.

Необходимо подготовить видеолекцию по теме (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет). Обучающиеся смотрят данную видеолекцию дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем: ученик осваивает материал в индивидуальном темпе; отсутствуют временные ограничения, ученик может просмотреть объяснения многократно (рис. 1)

Видео нужно сопроводить небольшим заданием, где ученик сможет применить то, что он только что посмотрел; так же следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео. Нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео (выписать основную формулу деления дробей и несколько примеров). Видеолекцию и задания лучше разместить на собственном сайте, что бы ученики смогли сразу иметь доступ ко всем материалам.

Задание будет интереснее и эффективнее, если выполнить его в learningapps.org.

В среднем видеолекция может быть продолжительностью 5 мин, задание в learningapps.org должно быть не сложным и должно быть выполнено за 5-8 минут. Так же ученики должны себе в тетрадь выписать тему, формулу и несколько примеров, что может занять еще до 10 мин. Таким образом, изучение материала дома может занять около 25 минут.

Шаг 3 - разработка инструкции в соответствии с которой учащиеся должны самостоятельно изучить тему.

Пример инструкции:

Мотивационный блок: Ты уже знаешь, что такое дробь и умеешь их складывать и вычитать. И уже в ближайшее время узнаешь, как можно их перемножить!

Инструктивный блок:

  1. Просмотри объяснение новой темы по ссылке –

(https://www.youtube.com/watch?v=BmV79GEQ0ig)

  1. Запиши в тетрадь основное правило умножения дробей.

  2. Выпиши в тетрадь решение примера, приведенного в видеоролике.

  3. Выполни тренировочное задание – (https://learningapps.org/display?v=p4v0odurn18)

  4. Придумай свой пример на умножение дробей, который предложишь своему однокласснику.

  5. Запиши вопросы, которые у тебя возникли после знакомства с данной темой.

Таким образом, ученик должен посмотреть видеолекцию и выписать себе в тетрадь тему и основное правило: «Чтобы разделить обыкновенную дробь на дробь нужно делимое умножить на число, обратное делителю. Записывается так: :=*». Так же в видеолекции есть несколько примеров, как применить данное правило. Ученик должен внимательно посмотреть решение и выписать в тетрадь. После нужно выполнить задание в learningapps.org (рис. 2)

Таким образом, ученик изучил сам тему и, если возникли вопросы их можно задать на уроке учителю.

Шаг 4 - проведение урока.

Учебное занятие начинается с мотивации к деятельности. Учитель активизиpует уже имеющиеся знания по самостоятельно изученной теме. Учащиеся отвечают на вопросы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. На данном этапе урока используется устное диагностическое оценивание. Обязательно нужно поинтересоваться, какие затруднения испытали учащиеся при подготовке домашнего задания. Далее выполняются упражнения по теме. И в конце учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы учащихся. В завершении урока предлагается дифференцированное задание на дом.

Первый вопрос, который можно задать детям это «Какую тему вы изучили дома?», далее спросить возникли ли дома у них какие-то вопросы. Одного из учеников можно попросить выписать на доску основную формулу деления дробей. Далее на уроке идет отработка изученного материала и решение заданий по теме.

Рис. 3. Задания на урокРис. 4. Домашнее задание

Таким образом, время на объяснение материала сокращается, а количество решенных примеров в классе значительно увеличивается. На отработку умения решения задач на умножение дробей остается больше времени, что приводит к быстрому формированию такого умения.

Можно сделать вывод, что преподавание по методике «перевернутый класс» повышает мотивацию обучающихся и улучшает качество их знаний, способствует формированию и развитию личностных качеств обучающихся. Усиливается вовлеченность учеников в учебный процесс, повышается их ответственность за свое обучение. Формируются такие качества, как самостоятельно, умение планировать свою работу, в целом это можно охарактеризовать как умение учиться. А значит, модель перевернутого класса позволяет эффективно достигать метапредметных результатов обучения.

Литература

  1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение/Открытая школа, Рыбаков фонд. – Москва, 2016.- с.280.

  2. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811.

  3. Мерзляк А.Г., Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф , 2017. -144с.:ил.

Просмотров работы: 554