Депрессия – расстройство психического характера, но как же занятия физкультурой могут помочь в борьбе с этим недугом, ведь специалисты при назначении лечения от депрессивных расстройств назначают обязательные занятия физической культурой? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, как в целом физическая активность влияет на психическое состояние человека.
Исследования в этой области были проведены группой исследователей среди студентов возрастной категории 21 год, общим количеством – 30 человек. 10 студентов из 1 группы – занимались физической культурой довольно редко, не систематично. Студенты 2 группы (10 человек) занимались физической культурой 2-3 раза в неделю, в оздоровительных целях, а студенты 3 группы были профессиональными спортсменами, которые занимались спортом на протяжении длительного времени, с интенсивностью в каждый день.
Заполнение опросника было проведено студентами в спокойной обстановке и с полной анонимностью, требовалось указать лишь пол и возраст.
Результаты данного исследования показали, что студенты, которые в принципе не занимаются физической культурой, склонны к депрессивным расстройствам личности, некоторые из них требуют диагностирования, а некоторые медикаментозного лечения. Студенты, которые занимались физической культурой в оздоровительных целях были менее склонны к депрессивным расстройствам и лишь малый процент из опрошенных требовал диагностики. Это обусловлено тем, что: «Во время занятий спортом организм вырабатывает химические элементы, которые называют эндорфины. Эндорфины взаимодействуют с рецепторами мозга, в результате чего снижается болевой порог. Физические упражнения начинают воздействовать как антидепрессанты на определенные нейромедиаторные системы в мозге и помогают восстановить положительное отношение к жизни. Для больных с тревожными расстройствами, физические упражнения уменьшают страхи и сопутствующие симптомы, такие как учащенное сердцебиение и дыхание» [1]. Те студенты, которые занимались спортом профессионально показали результат, в котором 40% респондентов требовалась клиническая диагностика, а 30% медикаментозное лечение депрессивных расстройств. Связанно это было, скорее всего с: «зачастую при депрессиях врачи рекомендуют заняться спортом, для профессиональных спортсменов это может быть источником страданий. Большинство спортсменов, тренирующихся на выносливость, в результате экстремальных требований чувствует себя постоянно разбитым и бессильным.» [1].
Делая вывод из данного исследования можно выделить мысль, что занятия физической культурой в разумных пределах идет только на пользу психическому здоровью человека. Физкультура повышает жизненный тонус, тренирует стойкость характера, появляется желание жить (если до занятий физической культуры, таковое было на минимуме) и снижает на минимум душевные переживания, вызванные депрессивными расстройствами. Но занятия физической культурой профессионально в подавляющем большинстве случаев наносит большой ущерб психике человека и приводит к появлению серьезных депрессивных расстройств. Ведь каждый профессиональный спортсмен пытается работать на пределе возможного для достижения своих целей, что часто физически выматывает его организм. Каждый спортсмен желает стать номером один на мировой арене, но достигают таких результатов только лишь единицы, а остальных вдобавок к физической подавленности вследствие постоянных тренировок на максимуме своих возможностей, ещё и разочарование, и подавленность из-за недостигнутой цели, что и приводит их к сильнейшим депрессивным расстройствам.
Другая группа исследователей, опубликовала результаты исследования влияния физической активности, способов проведения досуга и факторов, связанных с обучением, на психическое здоровье студентов. Исследования показали, что: «Большинство (95,5%) студентов указали, что знают, что такое здоровый образ жизни. В то же время, регулярно занимаются физкультурой только 53%, нерегулярно – ещё 19,5% респондентов. Почти четверть (24%) указали, что на занятиях в университете занимаются в специальной группе либо группе лечебной физкультуры. Около 14,5% студентов занимаются спортом профессионально. Отметили, что физкультурой не занимаются 27,5% опрошенных. Анализ физической активности в зависимости от пола, показал, что принадлежность к тому или иному полу никак не влияет на отсутствие занятий физической культурой. Было выявлено, что чем старше возраст опрошенных, тем ниже их физическая активность» [2].
При выявлении расположенности студентов к нервным срывам были получены такие результаты: «Согласно данным опроса, поддаются депрессии, нервным срывам часто 13% студентов, иногда – 48%. Около 39% указали, что нервные срывы наблюдаются у них редко либо отсутствуют. В группе психологически устойчивых значимо выше оказалась доля юношей (34,4% девушек и 55,8% юношей…)». Далее был проведен опрос про влияние физической активности на стрессоустойчивость: «Считают, что двигательная активность помогает им в борьбе со стрессом 49% студентов. Каждый пятый затруднился с ответом. 15% ответили отрицательно либо «не всегда». Занятия физическими упражнениями приводят к положительным изменениям самочувствия у 61% студентов. Отрицательно ответили 15%...». По полученным данным можно сделать вывод, что те 15% респондентов которым занятия физической культурой приходятся в тягость, скорее всего профессиональные спортсмены, как уже было выведено в первом исследовании, профессиональные спортсмены испытывают сильное переутомление от занятий физкультурой.
В данном исследовании было выявлено что физическая культура является одним из ключевых факторов формирования психического здоровья студентов, но на первое место было поставлено общение: «… для укрепления психического здоровья студентов и молодежи в целом необходимо развивать способность молодых людей к общению.» [2].
Подводя итог данных исследования можно сделать вывод, что физическая культура в оздоровительных целях вносит не малый вклад в формирование и укрепление психического здоровья человека, но не является ключевым фактором. Так как человек – это биосоциальное существуют, в формировании психически нормального поведения ключевым фактор является взаимодействие и общение с окружающими людьми. Физическая культура в профессиональном виде более разрушает, чем укрепляет психическое здоровье у большинства спортсменов, как и было показано в обоих исследованиях.
Список литературы
Лысенко А.В., Таютина Т.В., Лысенко Д.С., Арутюнов В.А. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – №11 (117). – С. 218-224. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22604137
Сурмач М.Ю., Бурбицкая Т.А., Куратник О.Н. Влияние физической активности, способов проведения досуга и факторов, связанных с обучением, на психическое здоровье студентов // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – №2. – 2011. – С.35-40. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/dadvfiles/000486_170466_Nauch_3_N2_11.pdf