ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

Клестова В.В. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение химии ставит перед собой задачи, которые решаются с позиции единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Школьный курс химии:

– обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий, знакомит с методами химической науки;

– формирует научное мировоззрение, понимание того, что химическое образование – обязательный элемент культуры;

– вносит вклад в формирование естественно-научной картины мира;

– воспитывает трудолюбие, нравственное отношений к природе и окружающим людям, способствует преодолению хемофобии, пониманию приоритета общечеловеческих ценностей;

– развивает мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность, обучает разным видам учебной деятельности;

– формирует практические умения;

– способствует сознательному выбору профессии.

Прежде чем начать обучение химии, необходимо ознакомить учащихся с основными понятиями, которые становятся базовыми для дальнейшего познания. В школе обучение направлено на изучение не только теоретической стороны предмета, а также и на практические особенности, большое внимание уделяется подготовки к поступлению в ВУЗ.

K химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований, которые необходимо соблюдать для успешного обучения учащихся. Это научность (отражение реальных процессов и веществ, связей между ними, отсутствие химических ошибок). Научность может быть достигнута тогда, когда учащиеся знакомятся не только с готовыми выводами, но и с методами, которыми они получены. Доступность определяется числом внутрипредметных связей изучаемого материала с уже изученным. Например, нельзя объяснить гибридизацию орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзя понять сущность электролиза без знания окислительно-восстановительных реакций. Кроме того, доступность ограничивается и принципом учета возрастных особенностей учащихся. Еще два важных принципа – системность и систематичность.

Системность очень близка к научности. Понятие «система» характеризуется как целостное единство взаимосвязанных компонентов. Требование системности предполагает отражение в сознании учащихся основных компонентов изучаемой науки. Любая система обладает структурой. Учитель обязан четко представлять себе структуру каждого понятия, каждой теории, взаимосвязь структурных элементов.

Систематичность определяет последовательность изучения учебного материала, развитие понятий. При реализации принципа систематичности нужно учитывать закономерности процесса незнания, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному. Например, изучение свойств веществ опирается на знание их состава и строения, а применение – на знание свойств.

Главной образовательной целью школьного курса химии, является формирование научных понятий о веществе, химическом элементе, химической реакции и химическом производстве. Эти понятия формируются на протяжении всего курса химии, развиваются и совершенствуются, претерпевают в процессе изучения количественные и качественные изменения.

Понятие – это отражение в человеческом сознании наиболее существенных признаков определенного объекта или явления окружающей действительности. Для обозначения понятия служит слово. Если это слово специальное, научное, – то это термин. Язык науки – это язык терминов.

Обогащение понятий новыми качественными характеристиками происходит при изучении той или иной теории. Важнейшие химические теории, разработанные в разные исторические периоды развития науки, связаны между собой через понятия. Это находит отражение в структуре содержания школьного курса химии.

Химические теории возникали не одновременно. По мере того, как появлялись факты, которые невозможно было объяснить на основе известной теории, создавалась новая теория, расширяющая и углубляющая уже имеющиеся понятия. Именно таким образом построены многие курсы химии.

Каждая из основных теорий школьного курса представляет своеобразный рубеж, через который проходят химические понятия, претерпевающие качественные изменения. Эти изменения и называют развитием понятий.

Говоря о понятиях, нельзя не сказать об определении химии: химия – одна из естественных наук о веществах, закономерностях их превращений, сопровождающихся изменением состава и структура, а также об энергетики и кинетики этих процессов. Вещество – вид материи, состоящий из дискретных частиц, обладающих массой покоя (атомы, молекулы, ионы). Способ существования материи – движение.

Существующие положения о строении материи, свойствах веществ и природе химических и физических явлений базируется на атомно-молекулярном учении, основные положения которого были изложены В.М. Ломоносовым в 1741 году. Все вещества состоят из атомов или молекул, между которыми существует сила притяжения и отталкивания. Атомы способны существовать как в свободном состоянии, так и в соединениях с атомами того же самого или другого вида, образуя молекулы. Способность атомов вступать во взаимодействие с другими атомами и образовывать химические соединения определяется их строением. Атомы состоят из положительно заряженного ядра и окружающих его отрицательно заряженных электронов, образующих электронейтральную систему, которая подчиняется законам, характерным для микросистем.

Фундаментальный закон природы – закон неуничтожимости материи и движения имеет следствием закон сохранения массы, открытый М.В. Ломоносовым в 1748 году: масса веществ, вступившая в реакцию равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Поскольку химия – наука экспериментально-теоретическая, она знакомит учащихся с общенаучными и специфическими химическими методами исследования. Учащиеся учатся выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально, делать выводы, теоретически обосновывать, чтобы использовать на практике. Они приобретают умения, связанные с техникой химического эксперимента, работой с посудой, реактивами и инструментами, осваивают химическую символику и методы моделирования веществ и процессов.

Список литературы:

  1. Мартынова, Т.В. Химия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т.В. Мартынова, И.В. Артамонова, Е.Б. Годунов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 393с.

  2. Росин, И.В. Общая и неорганическая химия. В 3 т. Том 1. Общая химия : учебник для академического бакалавриата / И.В. Росина, Л.Д. Томина. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 426 с.

  3. Чернобельская, Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 кл. : учеб. пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская, А.И. Дементьев. – М. : Владос, 2008. – 253 с.

Просмотров работы: 281