Технический прогресс таит в себе множество подводных камней, один из которых «Интернет-зависимость». Впервые данный термин предложил использовать доктор Айвен Голдберк в 1996 году. Он трактовал «Интернет-зависимость», как неоправданно долгое, предположительно патологическое, использование интернета. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. [4, стр.13]
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [3, стр. 90]. В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [1]. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета".
Интернет оказывает существенное влияние на психику человека. Привыкание и зомбирующий эффект доказаны психиатрией и не подвергаются сомнению. В ходе анализа научной литературы был установлен факт прямого отношения зависимости и личности пользователя. Люди, склонные к созданию зависимостей, с помощью ресурсов интернета восполняют свои потребности в общении, защите, а также индивидуальные «нужды». Таким образом, Интернет- зависимость – это следствие гипперкомпенсации внутриличностных проблем человека [5, стр. 7].
Люди, имеющие интернет зависимость, зачастую испытывают проблемы в общении и социально неловки. Большинство используют ресурсы, связанные с возможностью общения.
Наиболее подвержены влиянию представители молодежи, их число растет в большей степени, чем других возрастных групп. Чем же привлекателен интернет? Исследователи выделяют такие критерии, как доступность, анонимность, многофункциональность, безопасность и простоту в использовании.
Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не гармоничная личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он – Интернет-зависимый, завтра – любовный аддикт, после завтра – патологический игрок, а немного спустя – он ушел в наркоманию или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными. Существует мнение о том, что «интернет зависимость» не самостоятельный диагноз, а симптом гораздо более серьезных проблем.
Исходя из полученной информации, была выдвинута гипотеза: «Интернет – зависимость способствует негативному преобразованию личности». Для подтверждения или опровержения гипотезы был подобран ряд тестов, который включал в себя тест на выявление Интернет-зависимости Кулакова С.А; опросник Кимберли Янг; шкалу тревоги Спилбергера; опросник Басса-Дарки и тест на выявление самооценки конфликтности.
Исследование проводилось на базе Шуйского технологического колледжа, в нем приняли участие 54 человека, среди которых 47 человек – студенты колледжа в возрасте от 16 до 18 лет и 7 человек – преподаватели.
Опросники Кулакова и Кимберли Янг были направлены на определение уровня интернет зависимости. По результатам тестов, 43 человека имеют незначительный уровень зависимости от сети, а 4 участникам требуется помощь специалиста. Анализ не предоставляет точный уровень зависимости, так как деятельность человека может быть связана с интернет-ресурсами.
Три оставшихся теста: шкала тревоги Спилбергера; опросник Басса-Дарки и тест на выявление самооценки конфликтности выявляют основные признаки Интернет-зависимости: тревога, агрессия, враждебность и внутренняя конфликтность. Так как именно эти составляющие были определены, как проявления Интернет-зависимости. Большинство участников исследования показали высокий уровень тревожности, а агрессивность на среднем и низком уровнях.
Результаты подтвердили поставленную гипотезу: участники с наибольшим уровнем зависимости показывали высокие результаты и по другим тестам, иными словами, анализ выявил значительный уровень агрессивности, тревожности и конфликтности.
Так же среди четырех человек, попавших в группу риска, трое из четырех являются представительницами женского пола.
В рамки темы исследования не входила группа участников, занимающихся педагогической деятельностью в Шуйском технологическом колледже. Но вовлечение педагогов позволило ответить на вопрос, появившийся в ходе исследования: «Является ли Интернет-зависимость присущей определенному поколению или она не зависит от времени?».
5 группа имеет низкий уровень интернет зависимости, но показатели тревожности и конфликтности оказались высокими, это противоречие объясняется уровнем профессионального стресса, так как в данную выборку входили педагоги.
Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что Интернет – зависимости в большей степени подвержены люди, так называемого «нового» поколения.
Итоги эмпирического исследования:
Интернет зависимость в той или иной форме присутствует у всех испытуемых. С большей выраженностью зависимости возрастает степень проявление симптомов таких, как агрессивность, тревожность, враждебность и внутренняя конфликтность;
В большей степени подвержены действию сети представители женского пола;
Интернет зависимость – это болезнь, в большей степени, «нового» поколения.
Интернет-зависимость – это болезнь «нового» поколения. В той или иной степени проявления зависимости присутствуют у всех испытуемых. Нельзя с уверенностью утверждать, что Интернет-зависимость самостоятельное заболевание, но то, что она влечет негативные изменения в личности, в ходе исследования было установлено.
Список использованной литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
4. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
5. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2002.