ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВРАЧЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВРАЧЕЙ

Томилова М.И. 1
1Северный государственный медицинский университет, Кафедра педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Отношение к здоровью» рассматривается как совокупность знаний и представлений личности о значимости здоровья, а также действий, направленных на изменение и сохранение состояния здоровья. В нашем исследовании выявлены взаимосвязи отношения к здоровью и личностных характеристик студентов медицинских специальностей и врачей. Корреляционный анализ выявил значимые положительные связи между тревожностью и эмоциональным и поведенческим компонентами отношения к здоровью у выпускников лечебного факультета. У студентов первого курса стоматологического факультета была отмечена значимая прямая связь между шкалой «Сензитивность» и ценностно-мотивационным компонентом отношения к здоровью. Анализ корреляционных связей в группе врачей терапевтического профиля выявил значимую обратную связь между показателями шкалы «Экстраверсия» и ценностно-мотивационным компонентом отношения к здоровью. В группе врачей стоматологов отмечалось большее разнообразие значимых связей – прямая сензитивности с эмоциональным компонентом и обратная между спонтанностью и когнитивным компонентом и интроверсией и ценностно-мотивационным компонентом отношения к здоровью.

Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, личностные характеристики, студенты, врачи.

«Attitude to health» is considered to be a combination of knowledge and perceptions of the individual about the importance of health, as well as actions aimed at changing and maintaining the state of health. We revealed the correlations between attitudes to health and personal characteristics of medical students and doctors. Correlation analysis revealed significant favorable links between anxiety and emotional and behavioral components of attitudes toward health of the graduates of the medical faculty.

First-year students of the Dental Faculty noted a significant direct correlation between the «Sensitivity» scale and the value-motivational component of attitudes toward health. The analysis of correlation links in the group of physicians of the therapeutic profile revealed a significant inverse correlation between the indicators of the Extroversion scale and the value-motivational component of the attitude to health. In the group of dentists there was a greater variety of significant connections: there is a direct correlation between the sensitivity and the emotional component and an inverse correlation between the spontaneity and the cognitive component, and also between the introversion and the value-motivational component of attitudes toward health.

Keywords: health, attitude to health, personal characteristics, students, doctors

Личность врача, его индивидуальность – объект пристального внимания общества, предмет общественных дискуссий и изучения в профессиональном поле, в организациях образования, в управляющих здравоохранением структурах. Профессиональная деятельность врачей обладает исключительной значимостью, поскольку направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом.

До настоящего времени мало изучены личностные качества студентов-медиков и врачей составляющие и определяющие их субъективное отношение к здоровью. В психологической науке категория «отношение к здоровью» рассматривается как совокупность знаний и представлений личности о значимости здоровья, а также действий, направленных на изменение и сохранение состояния здоровья [1].Отношение к здоровью имеет сложную структуру, состоящую из когнитивного, эмоционального, ценностно-мотивационного и поведенческого компонентов, свидетельствующую о многозначности данного феномена [3].

Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи отношения к здоровью и личностных характеристик студентов медицинских специальностей и врачей.

Исследование проводилось в период с января по февраль 2017 г. на базе ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1», ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2», ГАУЗ «Архангельская областная клиническая стоматологическая поликлиника», ГБУЗ «Архангельская стоматологическая поликлиника №1», ГБУЗ «Архангельская стоматологическая поликлиника №2».

Всего в исследовании приняло участие 310 человек. Валидными были признаны 305 бланков. Участники исследования были представлены студентами лечебного факультета Северного государственного медицинского университета (56 чел. – первый курс, 59 чел. - выпускной курс); стоматологического факультета (51 чел. - первый курс, 59 чел. – выпускной курс); врачами терапевтами (32 чел.) и врачами-стоматологами (48 чел).

Тестовые методики, используемые в исследовании: методика исследования отношения к здоровью (Р.А. Березовская), методика исследования уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.

Поскольку результаты обеих методик (отношения к здоровью (Р.А. Березовская и индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик) представлены в количественных данных, а также, данные имеют ненормальное распределение, нами использован анализ ранговой корреляции Спирмена. Производилось вычисление по компонентам теста отношения к здоровью и шкалам индивидуально-типологического опросника. В группе студентов лечебного факультета первого курса выявлены значимые положительные связи между показателями ценностно-мотивационного компонента отношения к здоровью и шкалами «Тревожность» (p=0,049; r=0,264) и «Лабильность» (p=0,001; r=0,430) (рисунок 1). Повышение ценности здоровья несет за собой увеличение тревожности и большую эмоциональную неустойчивость.

р0,05, р0,01, р0,001.

Рисунок 1 – Корреляционные взаимосвязи компонентов отношения к здоровью с индивидуально-типологическими особенностями у студентов первого курса лечебного факультета

Корреляционный анализ выявил значимые положительные связи между показателями шкалы «Тревожность» и эмоциональным (p=0,018; r=0,306) и поведенческим (p=0,007; r=0,349) компонентами отношения к здоровью у студентов шестого курса лечебного факультета (рисунок 2). Можно предположить, что повышение тревожности способствует изменению поведения студентов в сторону более ответственного, направленного на сохранение и укрепление здоровья.

р0,05, р0,01, р0,001.

Рисунок 2 – Корреляционные взаимосвязи компонентов отношения к здоровью с индивидуально-типологическими особенностями у студентов шестого курса лечебного факультета

Оценка корреляционных связей между показателями отношения к здоровью и индивидуально-типологическими особенностями студентов первого курса стоматологического факультета выявила значимую прямую связь между шкалой «Сензитивность» и ценностно-мотивационным компонентом отношения к здоровью (p=0,035; r=0,295) (рисунок 3).

р0,05, р0,01, р0,001.

Рисунок 3 – Корреляционные взаимосвязи компонентов отношения к здоровью с индивидуально-типологическими особенностями у студентов первого курса стоматологического факультета

В противоположность этому, значимых статистических связей между показателями индивидуально-типологического опросника и компонентов отношения к здоровью у студентов пятого курса стоматологического факультета не было выявлено.

Анализ корреляционных связей в группе врачей терапевтического профиля выявил значимую обратную связь между показателями шкалы «Экстраверсия» и ценностно-мотивационным компонентом отношения к здоровью (p=0,018; r= -0,429) (рисунок 4). Повышение ценности здоровья несет за собой уменьшение экстравертированности.

р0,05, р0,01, р0,001.

Рисунок 4 – Корреляционные взаимосвязи компонентов отношения к здоровью с индивидуально-типологическими особенностями у врачей терапевтов

В тоже время, в группе врачей стоматологов отмечалось большее разнообразие значимых связей – прямая сензитивности с эмоциональным компонентом (p=0,025; r=0,329)и обратная между спонтанностью и когнитивным компонентом (p=0,023; r=-0,341)и интроверсией и ценностно-мотивационным компонентом отношения к здоровью (p=0,014; r = -0,364) (рисунок 5).

р0,05, р0,01, р0,001.

Рисунок 5 – Корреляционные взаимосвязи компонентов отношения к здоровью с индивидуально-типологическими особенностями у врачей стоматологов

Нами был проведен корреляционный анализ результатов, полученных по методике «Уровень субъективного контроля» и отношения к здоровью (по компонентам). Выявлена положительная значимая взаимосвязь общего уровня интернальности в области здоровья и ценностно-мотивационного компонента отношения к здоровью у студентов 1 курса лечебного факультета (r=0,464; p

Просмотров работы: 92