ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Кудинова Т.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимися. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Внедрение ФГОС и информационно-коммуникационных технологий в обучение школьников играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры XXI века.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

-проведение урока с использованием информационных технологий (применение информационных технологий на отдельных этапах урока, использование информационных технологий для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

-использование информационно-коммуникационных технологий в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам.)[5].

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь обучающимся разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-коммуникационные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности обучающихся, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.

Для уроков русского языка в начальной школе используются разнообразные материалы с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов, которые создают у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.

Практика работы в школе показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках русского языка: при проведении разминки, при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование), при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов).

Особое место занимает демонстрация материала. Демонстрационный материал создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.

Построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету. [4]

В системе Л.В. Занкова курс «Русский язык» представлен учебниками «Русский язык», автор А.В. Полякова (издательство «Просвещение»). А.В.Полякова указывает, что данная программа предполагает изучение большого объёма теоретического материала. По мнению автора, она рассчитана на максимальное использование умственных способностей учащихся начальной школы. [3]

Последовательность работы по годам обучения:

1 класс. Первоначальное ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдения над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Первоклассники узнают, что:

— среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?:

— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим словом, обозначающим предмет:

— предметы отличаются друг от друга своими признаками:

— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков:

— признаками предмета может быть цвет, вкус, запах, величина, форма и т.д.:

— по признакам можно узнать предмет.

Все указанные знания и навыки формируются у учащихся в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.

2 класс. На втором году обучения работа над именем прилагательным как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они отвечают, а предполагается ознакомление и с некоторыми грамматическими значениями данной части речи. Дети знакомятся с изменением прилагательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и окончаниями множественного числа.

3 класс. В этом классе программа предусматривает изучение следующего материала: изменение имен прилагательных по падежам, родам и числам в зависимости от существительного, правописание безударных окончаний имен прилагательных.

4 класс. Здесь даются понятия о склонении имен прилагательных, некоторых случаях образования прилагательных с помощью суффиксов. Получают понятия о правописании безударных окончаний прилагательного.

Формирование понятия «имя прилагательное» начинается в первом классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагательных. Учитель, при использовании презентации, демонстрирует рисунок предмета, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, миленький. Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.

Осознание учащимися роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по сути своей, связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости первых от вторых. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов [2].

Содержание курса русского языка представлено в учебниках в развёрнутой системе упражнений и заданий. Учебный материал направлен на развитие познавательных и коммуникативных способностей, самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного и речевого опыта детей, развитие эмоциональной сферы.

При изучении темы «Имя прилагательное», упражнения направлены на знание учащимися того, что имя прилагательное обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? Кроме того, в упражнениях содержится материал, дающий первоначальные представления о связи имени прилагательного с другими частями речи.

Таким образом, работа над темой «Имя прилагательное» осуществляется на протяжении всего курса русского языка в 1 - 4 классах. К концу начальной школы у учащихся должны сформироваться знания об имени прилагательном как о части речи, о грамматических категориях имени прилагательного (роде, числе, падеже, склонении), о роли прилагательного в предложении. В свою очередь, применение информационных технологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применение новых информационных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса.

Использование ИКТ на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с мультимедийным проектором учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за его работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске.

Список использованной литературы

  1. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах [Текст]: учебное пособие / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 1991. – с. 235

  2. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966.- 321с

  3. 3анков, Л.В. Беседы с учителем (Вопросы обучения в начальных классах). [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 197 5.-191 с

  4. 3анков, Л.В. О начальном обучении. [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1963.- 74с.

  5. Захаров, В.А. Информационное общество [Текст] / В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – С. 4 – 7.

  6. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. - 440с.

  7. Полякова, А.В. Русский язык в начальных классах: Метод рекомендации: 1-2 кл.: Пособие для учителя. [Текст]/ А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2002.-93с.

Просмотров работы: 81